Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ МОДЕРН
В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
Презентация для 11 класса подготовила
учитель МХК
Мельникова М.А.
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
1. Формирование целостного представления о мире и формах искусства;
2. Развитие
умения определять стилевые особенности архитектуры модерна, сравнивать с архитектурой предшествующих эпох;
3. Формирование исследовательских, коммуникативных, информационных умений;
4. Воспитание уважения и осознания ценности архитектуры модерна, проявление устойчивого интереса к ее художественному наследию.
Слайд 3ВОПРОС???
В чем оригинальность и неповторимость
стиля модерн?
Слайд 5Рождение нового стиля было реакцией на прозаичную архитектуру буржуазного вкуса и
ее прагматизм.
Художественная концепция модерна нацелена на стремление создать вокруг человека эстетическую среду, наполненную духовным содержанием с помощью синтеза искусств.
Расцвет модерна наступает в самом конце XIX в., когда формируется единство принципов, которое стремится создать целостный художественный образ средствами различных искусств.
Слайд 8Архитектура модерна почти отказалась от ордерной системы, в постройках которой трудно
выделить несущие и несомые части, скрытые многообразными средствами декора фасадов и интерьера.
Постройки модерна — это частные особняки, загородные виллы, доходные дома, торговые здания, вокзалы, театры.
Слайд 10ВОПРОС???
Что стало источником вдохновения для произведений эпохи модерна?
Слайд 11 ВСЕ, ЧТО СОЗДАНО ПРИРОДОЙ: РАСТЕНИЯ, ПОДВОДНЫЙ МИР И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ,
А ТАКЖЕ АРХИТЕКТУРА РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ, ИСКУССТВО ВОСТОКА.
Слайд 12АРХИТЕКТУРА
Первым, кто применил в архитектуре изогнутую линию, был бельгийский архитектор Виктор
Орта (1861-1947) при строительстве особняка Тасселя в Брюсселе.
Особенно новаторским явилось внутреннее решение особняка, где регулярная планировка была заменена свободным расположением помещений с учетом их функционального назначения. Комнаты располагались не по анфиладному или коридорному принципу, а по вертикальному.
Слайд 13Главную роль в организации интерьера играла лестница, ставшая в нем одним
из самых парадных мест. Здесь особенно ярко проявились отличительные черты архитектурного модерна: живописное равновесие вместо строгой симметрии, свободное перетекание внутреннего пространства из одного помещения в другое, построение плана особняка по вертикали, роль лестницы как главной части внутреннего про странства
Слайд 17Во Франции центральной фигурой в архитектуре флориального «пластического» направления был Гектор
Жермен Гимар (1867-1942), прославившийся созданием наземных входов станций парижского метрополитена. Одни были решены как небольшие павильоны из стекла и металла, другие в виде металлических балюстрад со светильниками и панно для маршрутных схем. Чугунные фонари, покрытые зеленой краской, со ставляли неотъемлемую часть конструкции и напоминали гигантские экзотические цветы, свисающие с металлических ветвей. Даже само слово «метрополитен» было исполнено в традиционной для ар нуво графике. Неслучайно модерн 90-х годов во Франции называли «стилем Гимар» или «стилем метро».
Слайд 20Гимар демонстрировал удивительную композиционную фантазию и тонкое понимание декоративного сочетания различных
материалов металла, стекла, дерева, керамики. Причем, сообразуясь с орнаментальной эстетикой ар нуво, Гимар задумывал и воплощал свои проекты целиком, вплоть до последнего гвоздя; дверных ручек, светильников, оконных переплетов, вентиляционных решеток, каминов, витражей. Великолепным примером тому служит знаменитая решетка входных дверей особняка Кастель Беранже в Париже. Для этого особняка Гимар сделал даже эскизы мебели. Все выдерживалось им в одном стиле - динамическом, текучем, «изысканном».
Слайд 22РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
раздел 21.3. Прочитать о творчестве Антонио Гауди.
Слайд 23ВОПРОС???
Почему творчество Антонио Гауди причисляют к национально-романтической линии модерна?
Слайд 24Гауди виртуозно соединял и использовал национальные испанские архитектурные стили и готику,
барокко, возрождал традиции национальных ремесел, использовал природные мотивы и местные материалы
Слайд 33ИСКУССТВО
Главным критерием красоты модерн провозгласил целостность создаваемого художественного образа, начиная с
проектирования здания и оформления интерьера декоративными панно, витражами, живописью, графикой, являющимися его неотъемлемой частью, до мебели, светильников, решеток, посуды, даже украшений и одежды
Слайд 35Уже предыстория модерна определила ведущую роль Англии на раннем этапе его
развития. Уильям Моррис (1834-1896) был первым художником, который почувствовал, как пагубно сказалась на художественных вкусах индустриализация.
Основав в 1861 г. фирму, Моррис стал первым художником-дизайнером, предметы труда которого - обои, ковры, изразцы, выполненные вручную, стали произведениями искусства.
Слайд 37Столь же плодотворной была разработка «ар нуво» художником по стеклу, ювелиром
Луисом Комфортом Тиффани (1848-1933), получившим мировое признание за изобретение стекла с радужным, перламутровым отливом. Многослойное цветное стекло с мягкими переливами цвета широко использовалось в витражах при оформлении интерьеров
Слайд 42В Вене, Берлине и Мюнхене зачинателями нового стиля стала группа немецких
художников, главным идеологом и руководителем которых был живописец Густав Климт (1862-1918), «чужеземец из Византии», как его называли за стилизацию живописи под технику мозаики с золотым фоном. Его изысканно-декоративный стиль в живописи характеризуется яркими цветами - синим, зеленым, красным, плоскостным рисунком, орнаментальностью и особой живописной фактурой, состоящей из множества мелких квадратов, кругов и прямо-
угольников
Слайд 45Одним из уникальных мастеров модерна является чешский художник Альфонс Муха.
Правда, сам
Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910–1928). Но эти 20 огромных эпических полотен для людей практически недоступны. А вот «женщин Мухи» встречают посетителей не только в выставочных залах. Они и на посуде, и на шёлковых платках, и в ювелирных украшениях. В интерьерах висят репродукции его работ.
Слайд 47Однажды перед Рождеством молодому, бедствующему и неизвестному Мухе предложили «горящий» заказ —
афишу спектакля «Жисмонда», главную роль в котором играла Сара Бернар. Художник изобразил приму на необычном по форме плакате — длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку. Распущенные волосы актрисы Муха украсил шикарным венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги. Ничего подобного до Мухи никто не делал.
Слайд 52АЛЬФОНС МУХА.
УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ, 1889
Слайд 54ВОПРОС????
Что стало источником вдохновения для произведений эпохи модерна?
Слайд 55ВОПРОСЫ?
1. Расскажите о традиционных мотивах и сюжетах в живописи и декоративно-прикладном
искусстве модерна?
2. Какие направления в архитектуре модерна вы знаете?
3. Особенность искусства модерна, в чем она проявляется?
Слайд 56ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Лекционный материал
2.& 23.1-23.2