Слайд 2Художественное объединение «Голубая роза» возникло в 1907 году. Свое название художественное
объединение «Голубая роза» получило после проведения в том же году одноименной выставки. Выставка эта была организована журналом «Золотое руно», который издавал меценат Н.П. Рябушинский. Этот журнал был центром, объединившим вокруг себя поэтов-сивмолистов, возглавляемых В.Я. Брюсовым. Предполагается, что и идея названия «Голубая роза» принадлежит Брюсову. Как известно, в природе не существует розы голубого цвета. По крайней мере, в то время голубых роз точно не было.
Слайд 3В художественное объединение «Голубая роза» вошли художники-символисты Н.Н. Сапунов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян,
Н.П. Крымов, С.Ю. Судейкин, П.С. Уткин, А.В. Фонвизин, братья Милиоти, Н.П. Феофилактов и др.
Основу «Голубой розы» составили участники прошедшей в 1904 году в Саратове выставки «Алая роза», так что название вполне могло быть выбрано в противовес «Алой розе».
С.Ю. Судейкин.
Обложка каталога
выставки «Алая роза» 1904 г.
Слайд 4Основными чертами, характеризующими работы участников художественного объединения «Голубая роза», являются ярко
выраженная декоративность, иносказательная, а иногда и мистическая тематика, создание произведений, в которых сочетаются признаки станковых работ и монументальных (панно, гобелены). Может быть, именно поэтому некоторые из участников «Голубой розы» позднее стали работать в области сценографии (Судейкин, Сапунов). Другими чертами, характерными для произведений участников объединения, были изысканный линейный ритм, плоскостное решение, приглушенный, мягкий колорит.
А.В. Фонвизин
«Жанровая сцена»
1900-е гг. Акварель
Слайд 5Залы, в которых проводились выставки объединения «Голубая роза» всегда были оригинально
оформлены с помощью живых цветов, стильной мебели, изысканных драпировок.
В выставках принимали участие и поэты-символисты Андрей Белый, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, читавшие там свои стихи. Там звучала музыка Скрябина.
Художественное объединение «Голубая роза» просуществовало до 1910 года. А через 15 лет в Москве была организована ретроспективная выставка «Мастера «Голубой розы».
В.Э. Борисов-Мусатов
«Ветви плакучей березы»
Слайд 6Кузнецов Павел Варфоломеевич
Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца. Когда
художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
Слайд 7П. В. Кузнецов и А. Т. Матвеев. 1909—1910
Слайд 10Натюрморт с японской гравюрой, 1912
Слайд 12Сбор плодов, Азиатский базар, 1913-1914
Слайд 13Уткин Пётр Саввич
художник, символист. Один из организаторов в 1904 в Саратове
выставки символистов «Алая роза»; выставки в 1907 в Москве «Голубая роза». Большая часть работ погибла в пожарах в Ленинграде во время Великой Отечественной войны.
Родился 8 октября 1877 года в Тамбове. После начального художественного образования в Саратове в 1897 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1907 году. Учился у Левитана, Коровина, Серова. После революции преподавал в Рисовальном училище имени А. П. Боголюбова в Саратове, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств.
На работы оказал наибольшее влияние Борисов-Мусатов. Большая часть работ выполнена в сине-голубой тональности. Большая часть работ создана до революции.
Слайд 22Сапунов Николай Николаевич
Сапунов Николай Николаевич, русский художник, представитель символизма, один из
самых значительных живописцев круга «Голубой розы». Родился в Москве 17 (29) декабря 1880 в семье владельца свечного завода. Занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1893–1904) у И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, а также в Высшем художественном училище при петербургской Академии художеств (1904–1911). Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также экспозиций «Мира искусства», «Союза русских художников», салонов «Золотого руна». Жил в Москве, а с 1908 – в Петербурге.
Слайд 23«В парке. Влюбленные»
«Цветущие яблони»
Слайд 24«Эскиз декорации к опере А.С.Даргомыжского "Каменный гость"»
Слайд 25«Эскиз декорации к опере К.В.Глюка "Орфей"»
Слайд 28«Портрет Николая Дмитриевича Милиоти»
«Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты»
Слайд 29Сарьян Мартирос Сергеевич
Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в., творчески
продолживший традиции символизма.
Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне - в составе Ростова-на-Дону) 16 (28) февраля 1880. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 года ученик В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок объединений "Голубая роза", "Мир искусства", "Союз русских художников", "Четыре искусства".
В 1910, 1911 и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926-1928 - Париж. До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 обосновался в Ереване.
Слайд 34«Улица. Полдень. Константинополь»
«Пестрый пейзаж»
Слайд 35Судейкин Сергей Юрьевич
С. Ю. Судейкин родился в семье жандармского полковника. В
1897 г. он поступил в МУЖВЗ, однако в 1902 г. был отчислен за показанные на ученической выставке работы "непристойного содержания".
Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка "Смерть Тентажиля" (1903), сотрудничал с журналом "Весы", участвовал в выставках "Алая роза" (1904) и "Голубая роза" (1907), "Венок- Стефанос" (1908).
Слайд 38«Портрет Н.И.Кульбина. Шарж»
«Портрет О.А.Глебовой-Судейкиной»
Слайд 39«Венецианские куклы»
«Фронтиспис для журнала "Золотое Руно"»
Слайд 40«Масленичный Петрушка»
«Молочный час»
Слайд 41Крымов Николай Петрович
В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не
только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.
Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца.
В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.
Слайд 51Арапов Анатолий Афанасьевич
Арапов Анатолий Афанасьевич родился в Санкт-Петербурге. Учился в МУЖВЗ
(1897-1906). В 1911 путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии.
На выставках с 1904г. (МУЖВЗ). В 1907г. - участник выставки «Голубая роза».
В театре работал с 1905г.. Оформлял спектакли в театрах Н.Н. Злобина и Свободном театре (Москва), Ф. Комиссаржевской (Петроград). После 1917г. оформлял спектакли в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Витебска, Саратова и др. городов.
Работал на киностудиях Москвы и Ленинграда: «Декабристы» (1926г.), «Поэт и царь» (1927г.), «Кастусь Калиновский» (1928г.), «Праздник святого Иоргена» (1930г.), «Бесприданница» (1936г.).
Слайд 58Фонвизин Артур Владимирович
Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г.
учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями, за устройство не разрешенной начальством выставки.
В 1904-06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена.
В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок", Салонов "Золотого руна", "Венок-Стефанос", "Мир искусства".
В 1920-х гг. стал членом объединения "Маковец", преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме.
Слайд 59На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле
так называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние. Таковы его "Невеста" (1902), "Леда", "Композиция с фигурой Христа"
«Невеста»
Слайд 60«Портрет Д. В. Зеркаловой в роли Юлии Тугиной из пьесы А.
Н. Островского «Последняя жертва»»
«Автопортрет»
Слайд 62«Ваза с цветами и виноградная кисть»
«Красные цветы»
Слайд 63«Портрет актрисы Н.И.Слоновой»
«Жанровая сцена»
Слайд 64Дриттенпрейс Владимир Петрович
Художник Дриттенпрейс Владимир Петрович живописец, график, архитектор. Автор символико-аллегорических
композиций, натюрмортов, портретов, декоративных миниатюр, архитектурных проектов и сооружений, декоративного оформления интерьеров. Работал в журнальной графике.
Владимир Дриттенпрейс в 1887-1897гг. учился в Александровском коммерческом училище в Москве. В 1898г. поступил в МУЖВЗ на отделение архитектуры, где тогда преподавали А. Н. Померанцев, Ф. Ф. Горностаев и др.
В 1906г. удостоен за архитектурные проекты малой серебряной медали, в 1907г.-большой серебряной медали.
В 1908г. окончил архитектурное отделение училища со званием классного художника архитектуры, и тогда же принят на живописное отделение училища, но в октябре того же года выбыл из состава учеников.
Слайд 67Рябушкин Андрей Петрович
Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну",
"человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (М. В. Нестеров), А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.
Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в МУЖВЗ (1875-82). После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).
Слайд 68«Московская девушка XVII века»
«Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства
в Москву в конце 17 века»
Слайд 69«Русские женщины 17 столетия в церкви»
Слайд 71«Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)»
«Возвращение с ярмарки»
Слайд 72«Московская улица XVII века в праздничный день»
Слайд 73«Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате»
Слайд 74«Русские женщины 17 столетия в церкви»