Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №м17 имени А.А. Герасимова
г. Рыбинск
Ярославская область
Предмет: ИСКУССТВО
Класс: 9
Тема: ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ
Учитель: Затеева Елена Владимировна
Слайд 3
Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч.«свет» и γρά«пишу») — получение и сохранение
изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотоаппарате.
Также фотографией или фотоснимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).
В более широком смысле, фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.
Слайд 4Физической основой фотографии является фиксация изображений с помощью химических и физических
процессов, происходящих под действием света в светочувствительной фотоэмульсии или фотоэлектрическом преобразователе.
ВИДЫ ФОТОГРАФИИ
Плёночная фотография — основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы. Разновидностью плёночной считается моментальная фотография, позволяющая получать готовый снимок в течение нескольких секунд.
Цифровая фотография — в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов , но не происходит химических реакций или перемещения вещества. Правильнее было бы называть такую фотографию электронной.
Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение.
Слайд 5Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы
долгого и утомительного труда художника.
С незапамятных времен было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.
Слайд 6Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло
перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных труб и оптических приборов.
Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.
Слайд 7В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая
название «махина для снимания першпектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов.
Слайд 8Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди
над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.
Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в 18 веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.
Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата,
А. П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.
Слайд 9Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке,
годом
изобретения фотографии считается 1839,
когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. Принципиальное отличие дагеротипа от современной фотографии – получение позитива, а не негатива, что делало невозможным получение копий. Название «фотография» было выбрано как наиболее благозвучное из нескольких вариантов во Французской академии.
Слайд 101825 год 5 октября – первая фотография!
Самая первая
из гелиографий по содержанию своему вряд ли может быть названа полноценной фотографией – это фотокопия фламандской гравюры 17 века с изображением мальчика, ведущего за собой коня. Всего лишь копия рисунка, а не изображение окружающего мира.
1826
– первая фотография реального мира!
Ньепс и его первые фотографии
“Вид из окна на Ле-Грас” – фотография была уже самой настоящей.
Ньепс сфотографировал вид из окна собственного дома, причем выдержка длилась целых восемь часов! Крыши ближайших строений и кусочек двора – вот что можно на этой фотографии увидеть.
Слайд 13Снимок накрытого к пикнику стола – 1829 год.
Слайд 14Художник Луи-Жак-Манде Дагер нашел способ хорошо передавать полутона, а более короткая
экспозиция позволяла делать снимки живых людей. Луи Дагер сотрудничал с Ньепсом, но ему понадобилось работать еще несколько лет после смерти Ньепса, чтобы довести изобретение до ума.
Первый Дагерротип был сделан в 1837 году и представлял собой
снимок художественной мастерской Дагера
Слайд 15В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р опубликовал способ получения изображения
на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.
Слайд 16
Дагер. Бульвар дю Тампль 1838г
(Первая в мире фотография с человеком).
Церковь в Холируде, Эдинбург, 1834
Слайд 17 1839 – появились первые фотопортреты людей, женщин и мужчин.
Слева
– американка Дороти Кэтрин Драпер, чей снимок, сделанный ученым братом, стал первым фотопортретом в пределах США и первым фотопортретом женщины с открытыми глазами.
Экспозиция длилась 65 секунд, лицо Дороти пришлось покрыть толстым слоем белой пудры.
А справа – голландский химик Роберт Корнелиус, изловчившийся сфотографировать самого себя.
Его фотопортрет, сделанный в октябре 1839 года и есть самый первый фотопортрет в истории вообще
Слайд 20Настал следующий, 1840 год. Это первая фотография человека в полный рост
(полноценная, а не мелкий расплывчатый силуэт). На ней мы можем воочию увидеть атрибут жизни элиты прошлого - персональную карету и нарядного слугу, приглашающего пассажиров занять свои места.
Слайд 21А вот на этом фото – семья великого Моцарта. 1840 год
Слайд 22
В отличие от Ньепса, Луи Дагер оставил в наследство человечеству и
собственный фотопортрет.
Вот такой вот он был вальяжный и благообразный господин.
Слайд 23Уильям Генри Фокс Тальбот
Тальбот изобрел принципиально другую технологию фотографии, гораздо
более близкую к пленочным аппаратам 20-го века. Назвал он её калотипией – название неэстетичное для русскоязычного человека, но на греческом оно означает “прекрасный отпечаток”. Общее между калотипами и пленочными фотоаппаратами кроется в наличии промежуточной ступени – негатива, за счет которого можно произвести неограниченное число фотографий.
Слайд 24Набор
фотографа, весивший
от 70 до 120 фунтов, необходимый
для мокроколлодионной фотографии.
Слайд 2519 век прозрел.
В 1840-х годах фотография становится доступной всем более-менее
состоятельным семьям. А мы, спустя почти два столетия, можем посмотреть как выглядели и во что одевались обычные люди того времени.
Слайд 26Фотография становилась все популярнее, новоявленные фотографы снимали не только чопорные портреты
с накрахмаленными лицами, но и очень живые сцены окружающего мира. 1852 год, водопад Энтони.
А вот это фото 1853 года – вовсе шедевр. Чарльз Негре снял его на крышах собора Парижской Богоматери, ему позировал художник Генри Ле Сек. Оба принадлежали к первому поколению фотографов.
Слайд 27Раз уж в распоряжении людей появилось фотографирование, значит, когда-то должно было
возникнуть и желание внести в полученную картинку изменения, скомбинировать два разных изображения или исказить их. 1858 – год, когда был сделан первый фотомонтаж. ”Угасающая” – так называется эта работа, составленная из пяти различных негативов. На ней изображена умирающая от туберкулеза девушка..
Слайд 28В том же году была сделана и первая фотография с воздуха.
Чтобы провернуть это дело, понадобилось прикрепить миниатюрную камеру к ногам ручной птицы.
Слайд 291860. Несколько человек отправляются в поездку на единственном доступном в те
годы виде транспорта.
Слайд 30Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок
был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии
(метод цветоделения).
Для получения цветного снимка по этому использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции цветное изображение
Слайд 31
Клетчатая ленточка с шотландского наряда – вот и вся композиция, с
которой решил поэкспериментировать известный ученый Джеймс Клерк Максвелл. Зато она цветная. Правда, эксперименты с цветом так и остались экспериментами, и до регулярного получения цветных изображений с натуры нужно было подождать еще несколько лет.
Слайд 32Первое фото, сделанное под водой. Автор – английский водолаз Уильям Томпсон.
Снимок 1856 года.
Кстати, на снимке – сам фотограф
Слайд 33 Первая цветная фотография - 1877
.
Пора уже было отснять в цвете нечто более впечатляющее, чем кусочек разноцветной тряпки. Француз Дюко де Орон попытался сделать это методом тройной экспозиции – то есть, фотографируя одну и ту же сцену три раза через светофильтры и комбинируя различные материалы при проявке. Он назвал свой способ гелиохромией. Вот так выглядел городок Ангулем в 1877 году.
Передача цветов на
этом снимке несовершенна,
например синий цвет
отсутствует практически
полностью. Примерно
так же видят мир многие
животные с
дихроматическим зрением.
Слайд 34Истмэн в 1888 году разработал превосходную для того времени любительскую камеру
и породил слово, которое с тех пор стало синонимом слова «камера» — «кодак». Камера «Кодак» была небольшим ящиком, немногим более 6 дюймов в длину, 3,5 дюйма в ширину и менее 4 дюймов в высоту. С ней мог работать каждый, кто, как было написано в инструкции, способен:
1. Направить камеру.
2. Нажать на кнопку.
3. Повернуть ключ
4. Дернуть шнур.
Фотоаппарат
Фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера) — устройство для получения и фиксации фотоснимков, конструкция которого включает несколько компонентов:
Объектив — оптическая система, формирующая оптическое изображение на светочувствительном материале.
Затвор, определяющий время, в течение которого свет падает на светочувствительный материал (его роль может исполнять крышка объектива, вращающаяся призма в сверхскоростных фото-кинокамерах);
Корпус, защищающий светочувствительный материал от засветки посторонним светом в процессе съёмки, вместе с оправой объектива или объективной доской корпус может служить для наводки на резкость;
Кассета со светочувствительным материалом (в одноразовых фотоаппаратах ею служит корпус) или светочувствительная матрица с сопутствующим ей оборудованием;
Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на процесс съёмки и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать.
Дополнительное фотооборудование
фотовспышки и рефлекторы — используются для съёмки в условиях недостаточной освещённости Встроенные вспышки стали наиболее массовыми среди фотопринадлежностей.
Студийное освещение. Существует два вида студийного освещения: импульсное освещение и постоянное..
Экспонометр и флешметр — устройства для определения световых условий съёмки. В современных фотоаппаратахявляется встроенной в фотоаппарат опцией.
Штативы используются для предотвращения «смаза» при недостаточной освещённости, съёмке панорам, при больших выдержках, для установки дополнительного осветительного оборудования, для многократной съёмки на один кадр и т. д.
Светофильтры используются для компенсации цветовых (конверсионные) и пространственных (градиентные) недостатков освещения, получения специальных эффектов.
Принадлежности для постобработки[
В цифровой фотографии — программы обработки изображений. В цифровой фотографии, в отличие от плёночной, постобработка не является обязательной частью технического процесса, изображение может быть просмотрено на экране монитора.
В плёночной фотографии — фотореактивы, бачок, фотоувеличитель, кадрирующая рамка, лабораторный фонарь, резакфотографический и т. п.