Слайд 2 Новая проектная профессия появившаяся в последние годы ХХ века –
дизайн среды выделилась из других (смежных) областей проектирования для решения задач комплексного формирования объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов, от зданий и помещений до штор и бытовой техники. Ранее разделенные границами профессий архитектура и прикладное искусство соединились в целостность – пред-
метно-пространственный ансамбль.
Слайд 3 «Среда» - ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов
и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими полотнами, постройками, телегами и механизмами, решали преимущественно конкретные и частные задачи мироустройства, знакомые и интересные лично им. Тогда как целостная конструкция сферы обитания цивилизованного человека получалась стихийно.
Наше время поставило принципиально новую задачу – проектировать среду в целом, увязывая в гармоническом единстве все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эстетические.
Слайд 4 Визуализация этих идей должна вызвать в душе зрителя определенную форму
сочувствия – таково главное свойство истинно архитектурного произведения, которое, в конечном счете, порождает сочетание ощущений и ассоциаций, выражающих его идейно-художественный смысл. Дизайн архитектурной среды – дитя ХХ века, который:
сформировал специальную сферу художественного творчества – «дизайн»;
ввел понятие «среда»;
установил, что архитектура не единственная из муз, пользующихся в художественных целях специфическими «пространственными переживаниями».
Слайд 5Дизайн среды, в отличие от архитектуры, соединил важнейшие особенности просто дизайна
и просто среды: примат рационально-изобретательского начала в становлении образа и «включенность» сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта – атмосферу среды. Поскольку любая среда складывается не только из архитектурных компонентов – тут можно встретить что угодно, от специально придуманного оборудования до ширпотреба и случайных украшений – весь мир «внеархитектурных» предметов и явлений, часто весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства.
Слайд 6Цели проектного творчества.
«Сверхзадачи». Структура среды как база дифференциации задач средового дизайна.
Комплексность
и композиция – генеральные категории средового творчества.
Проектирование в каждодневной практике – процесс во многом интуитивный, чуть ли не автоматический. Как рисование, где рука «опережает» голову. Но выполняется проект строго в соответствии с усвоенными во время обучения эмпирическими правилами – алгоритмами, хотя никто об этом не думает. И согласно заложенным в годы учебы целям (установкам). Поэтому надо определить целевые установки средового проектирования.
Слайд 7Чего ждет зритель (потребитель) от произведения архитектуры (средового дизайна) и –
вообще искусства?
Первое – чтобы было интересно, выделялось, было замечено, запомнилось. Второе – чтобы понравилось, было приятно, не надоедало, чтобы хотелось «потребить» еще и еще. Третье – чтобы возник эффект сопереживания – сопоставления своих личных представлений об эмоциональном рисунке образа с тем, что получилось, и его одобрения или отрицания.
Прагматические вопросы проектирования – «польза», «прочность» - в данном случае остаются за скобками: ясно, что без них все остальное теряет смысл. Таким образом, третье слагаемое витрувианской триады – «красота» - становится стержнем архитектурно-дизайнерской работы.
Слайд 8ДИЗАЙНЕРСКАЯ ИДЕЯ как категория проектирования существует на трех уровнях: дизайн процесса
(снять дискомфорт отдельных стадий, сделать необходимое приятным, облегчить трудное, внести радость и удовольствие и т.д.) – осуществляется как концепция решения;
Слайд 9 - пространственный дизайн (организовать место для процесса независимо от его
выразительности и затем преобразовать получившееся в «новую выразительность») – формализуется в синтез пространственных и технологических предложений по реализации концепции;
Слайд 10 - дизайн предметного комплекса, который выглядит как формирование совокупности
системы раздельно существующих дизайнерских идей разных приборов и устройств, подчиненных общей для всех стратегии совместного существования и использования.
Слайд 11 На тех же уровнях в дизайнерском проектировании присутствует и архитектурная
идея:
при оценке предложенных для реализации процессов как эмоционального содержания данной формы деятельности;
при реализации заданного процессом эмоционального содержания в пространственных формах;
при детальном уточнении характеристик эмоционального климата среды, отраженном в пространственной системе элементов наполнения.
Слайд 12Соответственно архитектурный дизайн промсооружений первого типа тяготеет к созданию уникальных специализированных
объемно-пространственных схем, тогда как для объектов второго типа характерно создание «обезличенных» пространств, унифицированных для данного класса производств, что позволяет на одних и тех же площадях размещать различные варианты меняющих друг друга производственных цепочек.