Слайд 2Умение создавать цветочные композиции приобрело в Японии права искусства и даже
получило специальное название икебана. В переводе это означает: «сохранение цветов во второй жизни». Японцы считают, что срезанные цветы продолжают жить, но только в иной форме.
Слайд 3Каждая женщина этой страны владеет искусством икебана. Его изучают как обязательный
предмет в женских школах и колледжах. Это — факультативная дисциплина во всех высших и средних учебных заведениях. Среди наук, которые преподаются в специальных школах для женщин, наряду с домоводством, изучается также икебана.
Слайд 4Некогда композиции, созданные по законам этого искусства, как бы служили копией
окружающего пейзажа, перенесенного в комнату. Тут обязательно присутствовали и камни, символизирующие горы, и древесные ветви,— напоминание о лесах, и небольшая водная поверхность — образ моря. Со временем композиции стали символичнее, изысканнее, приобрели более глубокий смысл. Современные школы «икебана» увлекаются яркими красочными сочетаниями, эффектными дополнениями в виде сухих растений, обесцвеченных или окрашенных листьев, включением в букеты перьев, проволоки, стекла и других материалов.
Слайд 5Важнейший принцип икебана состоит в том, что все элементы композиции группируются,
образно говоря, вокруг триединства основных компонентов, олицетворяющих небо, землю и человека. Поэтому длина и расположение каждого растения в цветочной композиции строго обусловлены. Таким образом, в основе асимметричной гармонии любой композиции икебана всегда лежит разносторонний треугольник, а сама композиция состоит из нечетного количества цветков (1, 3, 5, 7). «Только асимметрия и нечетность — основа красивого»,— говорят японцы.
Слайд 6Безусловно, эти размеры стеблей и углы наклона практически определяются на глаз.
Перед
составлением композиции в стиле «икебана» весь цветочный и аранжировочный материал обрабатывается: с цветоносов срезается часть цветков или бутонов, удаляются почти все листья с побега.
Цветок с самым длинным стеблем ставится почти вертикально, с небольшим наклоном назад, слева от него помещают растение с меньшей цветоножкой и наклоняют ее вперед и в сторону, противоположную стеблю неба. Третий цветок слегка наклоняют вперед и в сторону, противоположную «растению людей». Все цветы обычно укрепляют на наколки.
Слайд 7Если мысленно провести линию, соединяющую верхушки цветков, то образовался бы треугольник
с неравными сторонами и углами. Поэтому композиция в стиле «икебана» никогда не бывает круглой, а ее элементы не могут быть равны по высоте и располагаться симметрично под углом к какому-нибудь среднему пункту, т. е. вокруг воображаемой оси.
Цветы компонуются с таким расчетом, чтобы на одной стороне их было больше, а на другой — меньше или же. чтобы цветы и ветви одной стороны были тяжелее другой.
Слайд 8Часто композицию создают лишь по одну сторону вазы, а вторую сторону
умышленно оставляют пустой. По законам икебана ставить цветы в центре вазы не рекомендуется. Это допускается лишь в композициях торжественного стиля и то при условии, если в расположении и подборе компонентов будет соблюдена асимметрия.
Для композиций икебана важен фон, образуемый чаще всего веточкой и листьями или только листьями (обычно удлиненными). Можно применять с этой целью и извилистые корни.
Слайд 9Ни в коем случае цветы не должны соприкасаться: это мешает их
зрительному восприятию. Они ставятся прямо, с поднятыми венчиками. Крупные цветы помещают внизу, легкие, небольшие — над ними. В искусстве икебана предусматриваются и учитываются символические значения компонентов композиции: окраска, состояние и др.
Прошлое в японских композициях обычно передается всецело раскрывшимися цветками или увядшими сухими листьями; настоящее олицетворяют полураспустившиеся растения и живые листья, а будущему соответствуют бутоны или ветки с почками.
Слайд 10Сосудами для композиций в стиле икебана служат круглые или прямоугольные фаянсовые
блюда, пластмассовые ванночки, керамические кувшины, цилиндры из дерева, бамбука и металла.
Искусство икебана отличается разнообразием стилей. Еще в древности возник торжественный стиль — сейква. Он требует, чтобы все ветви композиции сходились вместе у основания. Тут даже может быть использована всего лишь одна причудливо изгибающаяся ветвь.
Слайд 11В связи с тем, что многие виды растений имеют вертикальные побеги,
их рекомендуют применять только в нижней части композиции. Чтобы добиться красивых плавных изгибов в необходимую сторону, приходится выбирать очень разветвленные побеги, подрезая их и подвязывая гибкой проволокой. Цветы на линии человек в композиции сейква не должны смотреть вниз, их венчики направляются в небо. Это характерный признак и стилей хейка и морибана.
Слайд 12Некоторая вольность допускается в стиле нангеире или хейка: здесь меньше изгибов,
а стороны углов, соединяющих верхушки цветков, могут быть различными. Отдельные компоненты у основания композиции распределяются более свободно, не обязательно сводить их в одну точку. В отличие от композиций торжественного стиля, требующих высоких сосудов, хейка требует более низких сосудов, в которых все растения располагают в одном из углов вазы. Линии небо и человек в этом стиле компонуются в противоположном направлении; более того, их иногда можно менять местами. Но между ними не должно быть пустого места, его заполняют дополнительными элементами, которые гармонически сочетаются с двумя основными линиями. Стиль хейка допускает даже отклонения от основного правила: сзади высокие части композиции, впереди — низкие, отводя высокой части место в центре.
Для композиции хейка используют не более двух-трех видов растений.
Слайд 13Значительную роль в этих композициях играют добавления — мелкие цветы, мох
и т. п. Различные части тут располагаются на плоскости несколько иначе. Линия небо из центра перемещается в левую сторону вазы, ее даже можно скомпоновать на одной наколке с линией человек, а линия «земля» передвигается правее — вперед и имеет свою наколку.
Слайд 14Наиболее современным является свободный стиль, для которого характерен отход от старых
традиций. Приверженцы этого направления ищут новые интересные линии, создают композиции, производящие сильное эмоциональное впечатление. Тут не всегда соблюдаются каноны классической школы — неравносторонний треугольник между верхушками цветов, асимметрия и т. п. Акцент в свободных композициях падает не на классические три компонента, а на два. Но все же тройственность сохраняется в добавочных компонентах.
Слайд 15Композиции икебана, созданные в ультрасовременном стиле, не имеют ничего общего с
цветочными композициями. Этот стиль слишком надуман, оторван от естественности и обречен на умирание.