Слайд 1Художественная
культура Китая
Слайд 2 На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая
и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства, литературы и философии, музыки и театра.
На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе как органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы, ее циклами, ритмами, состояниями. Человек в китайском искусстве лишь малая частица природы.
Слайд 3
Шедевры китайской архитектуры
Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в
тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении зодчих найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место
Слайд 4По непреступным вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной
границы, на 5 тыс. км протянулась Великая Китайская стена. До сих пор поражает ее величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой Китая. По грандиозности ее можно сравнить лишь с египетскими пирамидами.
Слайд 5Образуя причудливые петли, светлой полосой она уходит в бесконечную даль горизонта.
Слайд 10Возведение Великой Китайской стены началось в IV-III вв. до н.э., а
завершилось к XVв. Она должна была оградить государство от набегов кочевых племен с севера. Вот почему по его верху проложена дорога шириной в 5 – 8 метров, по которой могли передвигаться войска. Каждые 100-150 м располагались массивные башни для передачи световых сигналов при приближении противника.
Слайд 12Это грандиозное архитектурное сооружение, органично вписанное в природный ландшафт, призвано было
олицетворять мощь великой Китайской державы.
Слайд 13Одной из наиболее распространенных построек, восходящих к индийским храмам, стала пагода
– мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. она изумительно вписана в природу и в то же время противостоит холмистой и лесистой местности, где ее обычно возводят. Внешний облик пагоды удивительно прост. Отличительной чертой пагоды являются слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Это облегчает здание и подчеркивает его устремленность вверх.
(Пагода Даяньта.- Большая Пагода Диких Гусей. 654 – 704 гг.)
Слайд 14Строгая, почти лишенная украшений 64-метровая пагода Даяньта один из лучших образцов
китайского стиля в зодчестве. Название пагоды связано с легендой о знаменитом паломнике, которому во время странствий из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место строительства пагоды.
Семь этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчеркивая ее устремленность к небу.
(Пагода Даяньта.- Большая Пагода Диких Гусей. 654 – 704 гг.)
Слайд 15Пещерные храмы
Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные
в труднодоступных горах. К шедеврам мировой архитектуры относится монастырь Юньган. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м, в которой на высоте находится свыше 20 пещер.
Слайд 16Каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством
скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд.
Слайд 17
Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды, запечатленного в состоянии
самоуглубленности и покоя.
(Статуя Будды в пещерном храме Юньган.
V – VI вв)
Слайд 18Основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в
плане деревянный павильон, главная особенность которого – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на два или три нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами, поддерживающими крышу. Крыша служила и декоративно-художественным украшением. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов.
Слайд 19Эмблемой Китая стал Храм Неба в Пекине. В яркий солнечный день
его, открывающийся с горы общий вид напоминает золотое мерцающее море, ритм которого передают летящие, изогнутые крылья крыш. Грандиозный комплекс посвящен древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых прочитались Небо и Земля.
Зритель медленно проходя от ворот к храму, поднимаясь по многочисленным мраморным ступенькам, постепенно вживался в общий ритм ансамбля, постигая его красоту и величие.
(Храм Неба. XV – XVI вв. Пекин.)
Слайд 20Скульптура Китая
Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Еще в III
в. до н.э., когда сложилось государство Цинь, скульптура выражала идею его могущества и неограниченной власти. во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованную китайскую державу.
Слайд 21Все фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений.
(«Терракотовое войско».
Погребальный ансамбль в провинции Шаньси)
Слайд 23Военачальники изображены застывшими в торжественных и напряженных позах
Слайд 24Солдаты, припавшие на одно колено, готовятся сразить невидимого врага.
Слайд 25Построенное в боевом порядке терракотовое войско преданно охраняло покой своего правителя.
Слайд 26Характерной чертой китайской скульптуры является ее теснейшая связь с буддийской религией.
Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась именно в буддийских храмах. Главное внимание привлекают монументальные изображения самого Будды.
Слайд 27Одной из самых совершенных скульптур является 25-метровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки
Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза.
Слайд 28Уродливые и страшные фигуры воинов-охранителей, отпугивающих от него злые силы, контрастируют
с классическим благородством его лица и фигуры
Слайд 29Жанры китайской живописи
Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно
из ярчайших явлений в истории мировой культуры. С необычайной убедительностью китайские матера сумели воплотить поэтическую красоту природу, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь составляет характерную черту китайской живописи.
Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, портретным и историко-бытовым.
Слайд 30Особый интерес вызывает пейзажная живопись, в которой выделяют изображения типа «горы-воды»
Слайд 32В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки
одного-двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту. Стоя на мостике через бурную реку, можно любоваться закатом солнца.
Слайд 33Прислушиваться к мерному течению воды или глухому шелесту листвы деревьев.
На горной
вершине
Ночую в покинутом храме
К мерцающим звездам
Могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко;
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой.
Ли Бо. «Храм на вершине горы»
Слайд 34Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (1020-1090).
Его живописные произведения отличают тонкое знание жизни природы. Именно в изменчивости, по мнению художника, заключается красота природы.
Слайд 35Жанр портрета
Образ поэта Ли Бо воплощен в портрете художника
Лян Кая (XIII в). Это обобщенный образ-символ. Где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения.