Слайд 1У истоков театрального искусства
Слайд 2Сын Зевса и Семелы
Караваджо «Вакх»1594г
Слайд 3Диониса окружали
Вакханки -
жрица, посвятившая себя служению Бахусу, богу вина.
Менады –
в
древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса.
Слайд 4Вильям Бугро. Вакханка.
1894г
Слайд 5Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.
Слайд 7
Вакханалия - Никола Пуссен,
1628-30 гг.
Слайд 8Скопас. Менада. Середина 4 века до н.э
Слайд 9В марте, когда все растения цвели, отмечался этот праздник.
Жрец, восседавший в
ладье на колёсах, изображал Диониса.
Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождали шествие
дифирамбами
(Хоровая обрядовая песня).
Слайд 10Дионис –это бог живых сил природы.
Природа засыпает зимой, а весной просыпается.
Поэтому
Дионис мог стареть, умирать и воскресать.
Слайд 12Какую роль в жизни Диониса играл Гермес и Силен?
Слайд 13Диониса окружали сатиры
в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие
существа,
Слайд 14Пракситель
«Отдыхающий сатир»
(150 копий)
Слайд 15Генрих Ипполитович Семирадский
«Праздник Вакха»
Слайд 16На улицах Греции разыгрывались представления, судьи решали, кто победитель.
Слайд 17Дата возникновения театра-534г.д.н.э.
Слайд 20Здание театра состояло из 3 частей:
А) театрон -места для зрителей;
Б)орхестрао-
круглая площадка, где разворачивалось действие.
В) скена-стена за орхестрой, на которой вешали декорации.
Слайд 21Театр в Милете.
В древнегреческом театре
скена
орхестра
Театрон
Слайд 22В древнегреческом театре
Актеры (по греч. – протагонист) игравшие в спектаклях главной
задачей считали заучивание текста. Его как правило произносили со всевозможными завываниями, пытаясь таким образом передать чувства героев.
Этой же цели служили маски -они отражали радость, горе и другие эмоции.
Актерская маска
Слайд 23В древнегреческом театре
Непременным участником представления был хор, который помогал зрителю следить
за сюжетом и давал оценки поступкам героев.
Хор располагался на специальной ступеньке между орхестрой и скене, которая называлась хоры.
Хор на сцене
Слайд 24Актеры
Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались
из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска.
В древнегреческом театре
Слайд 25Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность —
желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера
Актер
Маска
В древнегреческом театре
Слайд 26Актер
Котурны
В древнегреческом театре
Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких
подставках — котурнах.
Слайд 27Трагедия
Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия, что
в переводе означает «песнь козлов».
Отличительной чертой трагедии является обязательная смерть в конце пьесы главных героев.
Самым знаменитым автором трагедий был Софокл
Софокл
Слайд 28СОФОКЛ
Софокл написал 125 драм, из которых сохранились семь трагедий: «Антигона», «Аякс»,
«Эдип-царь», «Электра» и др.
Софокл
Слайд 29Л. С. Бакст. Эскизы костюмов к спектаклю «Эдип в Колоне». Трагедия Софокла. Александринский театр. Петербург.
1904
Софокл
Появление третьего актера – нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте.
Слайд 30Софокл
Был в Фивах царь Эдип — мудрец, грешник и страдалец. По
воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери.
Слайд 31Эдип и Сфинкс, 1864
Гюстав Моро
По собственной воле он казнил себя
— выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступлений. По воле богов ему было даровано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его — трагедию «Эдип в Колоне».
Слайд 32Бюст Еврипида, римская копия греческого оригинала 330 до н. э.
Еврипид
В
своих трагедиях Еврипид отразил поиски новых основ мировоззрения. Его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н. э.
Слайд 33Сидящий Еврипид из Лувра, римская статуя II в.
Античная критика называла
Еврипида «философом на сцене».
Слайд 34Еврипида
Еврипид
Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду, до нас дошло 18 трагедий. Лучшие
драмы Еврипида потеряны. Из уцелевших увенчан «Ипполит». Популярны «Алкеста» и «Медея».
Слайд 35«Медея», картина Ф. Сэндиса
МЕДЕЯ - «Мудрая» - волшебница, героиня древнегреческого
мифа. Дочь царя Колхиды Ээта, Медея помогает фессалийскому герою Ясону добыть «золотое руно», бежит с ним в Грецию.
Слайд 36«Медея убивает одного из своих сыновей», 330 г. до н. э.
Ясон, имея от
нее двух детей, изменяет ей. Медея жестоко мстит мужу: она посылает невесте Ясона пропитанный ядами дорогой наряд, от которого та погибает. Затем Медея умерщвляет двух своих детей. С их трупами на запряженной драконами колеснице она переносится по воздуху в Афины и становится женой царя Эгея, а позднее бежит обратно в Колхиду.
Слайд 37Мария Каллас в роли Медеи в одноименном фильме Пазолини
«Медея» Еврипида
проявляет железную силу воли и страсть, но, скованная пределами семьи, она употребляет свою энергию на борьбу за свое равноправие.
Медея
Слайд 38ЭСХИЛ
Эсхил
Подлинным основоположником трагедии стал Эсхил. Он автор более семидесяти произведений, из
которых до нас дошли только семь: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».
Слайд 39Эсхил
Это образ несгибаемого борца за высокие идеалы, за счастье людей, воплощение
разума, преодолевающего власть природы, символ борьбы за освобождение человечества от тирании, воплощенной в образе жестокого и мстительного Зевса, рабскому служению которому Прометей предпочел муки.
Слайд 40АРИСТОФАН
Древнегреческая скульптура
Аристофан
Самым известным автором комедии был Аристофан. Наиболее яркие его произведения
— «Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата». Герои комедий Аристофана — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.
Слайд 41 Греки называли театр
«Школой для взрослых»
Актеры
Древнегреческий рельеф
Слайд 42Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир
— это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.
Мировоззрение
Слайд 43Музыку в греческой школе преподавал кифаред. Детей учили хоровому пению, игре
на флейте и кифаре.
Музыка
Слайд 44 Героями драматических спектаклей были
Трагедия