Слайд 1Развитие интеллектуальных способностей на уроках изо и технологии в начальных классах
Автор:
Пятибратова Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов МОУ «СШ № 1»
Г. Переславля – Залесского,
Ярославской области
Март 2018 г.
Слайд 2Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение) в психологической
науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»
Слайд 3Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека.
В свою очередь он характеризуется:
эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
Слайд 4Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих
умений:
• диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
• сравнивать объекты, факты, явления;
• классифицировать материал;
• обобщать, делать резюме;
• абстрагировать;
• выделять главное, существенное;
• синтезировать материал;
• устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
• выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
• писать сочинение на заданную тему;
• пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).
Слайд 5Отличительная особенность уроков технологии и изо состоит в том, что они
базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего, чувственное (сенсорное) познание действительности.
Слайд 6 Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с
мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка мыслить. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга.
Слайд 7Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изо и технологии
для начальной школы
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание направлено на развитие:
сосредоточенности и направленности психической деятельности на определённом объекте;
выбора объекта внимания сознательно, преднамеренно;
способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей;
возможность осознанного переключения с одного объекта на другой.
Слайд 8Приёмы для развития внимания
Произвольное внимание
Закрытыми глазами назвать и описать все
предметы натюрморта, форму, цвет, который предстоит нарисовать
Слайд 9Приёмы для развития внимания
Произвольное внимание
Раскрасить и дорисовать вторую половину картинки
точно так же, как раскрашена первая половина
Слайд 10Приёмы для развития внимания
Опосредованное внимание
Слайд 11Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изо и технологии
для начальной школы
Мышление – это высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности; способность человека мыслить. Мышление направлено на развитие:
знаний, которые не могут дать органы чувств;
соотношение определенных ощущений и восприятий;
открытие чего-то нового.
Слайд 12Приёмы для развития мышления
Наглядно-образное мышление
Задание: нарисовать как можно больше ассоциаций
на каждую картинку
Слайд 13Приёмы для развития мышления
Словесно-логическое мышление
Задание: нарисовать иллюстрацию к литературному произведению
Слайд 14Приёмы для развития мышления
Словесно-логическое мышление
Задание: нарисуй лишнюю картинку
Слайд 15Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изо и технологии
для начальной школы
Воображение (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение направлено на развитие:
способности человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов;
созданию именно нового, еще не существовавшего предмета;
созданию образов, отвечающих внутренним потребностям личности.
Слайд 16Приёмы для развития воображения
Произвольное воображение
Задание: придумать наряд, прическу предложенному детям
персонажу
Слайд 17Приёмы для развития воображения
Произвольное воображение
Капнуть любую краску на середину листа
и сложить лист пополам. Задание: увидеть в своей кляксе, на что (кого) она похожа
Слайд 18Приёмы для развития воображения
Воссоздающее воображение
Создать рисунок на основе обведенных ладошек
Слайд 19Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изо и технологии
для начальной школы
Восприятие – это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие направлено на развитие:
творчески думающей, социально-активной личности;
двигательных и речевых механизмов, сенсорных (чувствительных) механизмов;
способности воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Слайд 20Приёмы для развития восприятия
Тактильное восприятие
Изучить фактуру каждого кусочка и приклеить на
листке бумаги по группам похожие по фактуре ткани
Слайд 21Приёмы для развития восприятия
Тактильное восприятие
Слайд 22Приёмы для развития восприятия
Зрительное восприятие
Слайд 23Приёмы для развития восприятия
Слуховое восприятие
Задание: ребенок на слух должен воспроизвести на
листе бумаги то, что скажет учитель (в центре круг, слева квадрат, выше круга –треугольник и т.д.)
Слайд 24Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изо и технологии
для начальной школы
Память – одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений. Память направлена на развитие способности запоминать, хранить, воспроизводить, забывать и узнавать в сознании прежние впечатления.
Слайд 25Приёмы для развития памяти
Словесно-логическая память
Задание: нарисовать этот предмет с точностью
до мелочей
Слайд 26Приёмы для развития памяти
Образная память
Задание: изображение различных осенних состояний в
природе (ветер, тучи, дождь, туман, солнце)
Слайд 27Приёмы для развития памяти
Двигательная память
Задание: отработка швов «вперед иголку», «тамбурный»,
«через край»
Слайд 28Задания на выдвижение гипотезы
Работа с пластическим материалом
- Расскажите, какие свойства
глины вы знаете (мягкость, влажность и др.).
- Может ли глина приобрести какие-то другие свойства и что для этого может потребоваться?
- Предположите, каким будет материал, если соединить пластилин и глину. Возможно ли это?
Работа с текстильными материалами
- Какие качества есть у изделий, которые выполнены из льняных тканей?
- Если в одной ткани соединить металлические нити и хлопчатобумажные, то какие свойства она приобретёт?
Возможно ли сохранить на ткани после стирки рисунок, нарисованный вами? Каким образом?
Работа с природным материалом.
- Предположите, как возможно использовать в одной работе высушенный материал и материал, не подвергавшийся сушке.
- Какое новое использование природного материала в работе вы можете предложить?
- Можно ли выполнить работу, аналогичную работе из соломки, из какого-либо другого природного материала?
Слайд 29Задания на планирование
Работа с пластическим материалом
Спланируйте по времени работу по
выполнению изделия из пластилина на плоскости:
… минут – подготовка материалов, инструментов и рабочего места к занятию;
… минут – перевод шаблона или самостоятельное изображение контуров будущего изделия на картоне;
… минут – разминание пластилина для фона;
… минут – нанесение фона из пластилина на картон;
… минут – разминание пластилина для выполнения элементов изделия поверх фона;
… минут – нанесение элементов изделия из пластилина поверх фона?
… минут – оформление работы (при необходимости).
… минут – уборка рабочего места.
Работа с природным материалом
Расставьте последовательно, исходя из времени сбора, этапы работы со следующими природными материалами:
сбор и сушка арбузных семечек;
сбор тополиного пуха;
сбор и сушка жёлтых кленовых листьев;
сбор желудей.
Слайд 30Поисково-аналитические задания
Работа с бумагой
Учащимся предстоит выполнение аппликации из бумаги самолёта, объёмных
животных, ажурных снежинок и шаров. Необходимо выяснить свойства различных видов бумаги и их возможность использования в предстоящей работе. Предлагается принести все виды, которые есть дома. Например:
Цветная бумага;
Гофрированная бумага;
Цветной картон;
Кожаная бумага;
Бархатная бумага;
Цветная бумага для принтеров;
Фольга.
Слайд 31Практико-ориентированные задания
Работа с природным материалом
Учащимся предлагается в разных источниках информации
выяснить, с какими природными материалами они ещё не работали (это могут быть лоза, береста, сухоцветы и другие).
Узнайте их свойства (ломкость, гибкость, влагостойкость, способность долго сохранять свой цвет).
Предложите варианты изделий из них.
Предположите, в каких изделиях эти свойства станут достоинством, а в каких недостатком.
Какие изделия можно сделать в условиях школы? Объясните свой ответ.
Слайд 33Ссылки на источники
Источник для фона:
http://www.lenagold.ru/fon/pred/bum/buk/23.html
http://www.lenagold.ru/fon/pred/ruko/11.html
1. ГалагжинаЕ.С.,Кащаева Г. С. Начальная
школа. 1 класс. Изобразительное искусство: рабочие программы. –М.: Планета, 2013. –88с.
2. Кузин В.С.,Ломов С. П., Шорохов Е. В. и др. Изобразительное искусство. 5–9 класс: программа для общеобразовательных учреждений. –М.: «Дрофа», 2007. –46 с.
3. Лебедева Л. А. Развитие мелкой моторики руки у младших школьников // Начальная школа. –2012. –№ 10. –С. 44–48.
4. Лободина Н.В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. –251с.
5. Неменский Б.М., Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы. –М.: Просвещение, 2011. –140с.
6. Неменская Л.А. Уроки изобразительного искусства: поурочные разработки. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. –С. 141.
7. Программы четырехлетней начальной школы / под ред. Н. Ф. Виноградова. –М.:Вентана Граф, 2004. –144 с.
Слайд 348. Рабочие программы по изобразительному искусству. 5–7 классы / под ред.
И.В. Булановой, Н.М.Рыжкова. –3е изд. – М.: Планета, 2013. –48с.
9 .Рябшина Т.Н.Новыематериалыдляуроковизобразительногоискусства //Первое сентября.–2002.–№20(260).–С.15–17.
10. Чистоусова В. Б. Исследовательские задания на уроках технологии в начальных классах как средство интеллектуального развития учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S20. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76230.htm.