Слайд 1Александр Порфирьевич Бородин
1833-1887
Слайд 2Талант Б. многогранен – композитор, ученый-химик, педагог, активный общественный деятель: выступал
как критик.
Вместе с Римским-Корсаковым и Чайковским он стал создателем русской классической симфонии.
Слайд 3Детство.
Александр Порфирьевич Б. родился 31 окт 1833г. В Петербурге. Его
отцом был князь Гедианов (родословная от татарского князя Гедея, пришедшего на Русь во время И. Грозного, сам Б. говорил о грузинских предках своего отца. Т.к. ребенок был рожден вне брака, то отец записал сыном своего слуги Бородина, от кот. он и получил фамилию т отчество) .
Слайд 4Мать – Антонова, дочь простого солдата. Около 6 лет Б. провел
в доме отца, но воспитанием занималась мать.
Получил отличное домашнее образование: литература, история, математика, география, французский и англ яз, рисование и черчение. Но особенно привлекла мальчика музыка и химия –два увлечения, которым он был верен всю жизнь. Всевозможные колбы, приборы и реактивы для хим опытов заполняли квартиру. Саша проводил различ опыты, хим фокусы, устраивал фейерверки.
Слайд 5Слушал военные оркестры, приходил домой, садился за ф-но и подбирал по
слуху. Солдат учил его игре на флейте, сам научился играть на флейте. В 9 лет начал сочинять, его первым произведением стала полька «Элен».
В 12 лет у Б. появился товарищ – Миша Щиглев, который несколько лет прожил у Бородиных, готовясь вместе поступать в гимназию. Их сблизила любовь к музыке. Они посещали концерты, играли в 4 руки.
Слайд 6Постепенно увлечение химией становилось главным, и в 1850г. Б поступает в
петербургскую Медико-хирургическую академию.
Слайд 7Годы учения. Поездки за границу
Мед-хир акдемия стала для Б. вторым домом,
с ней он оказался связан до конца жизни. Академия была крупным учебным и научным центром России; в ней работали многие выдающиеся ученые: хирург Пирогов и др. Б. занимался химией, много читал Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева… Продолжал занятия музыкой. На квартетных вечерах выступал как виолончелист, услышал муз Глинки и влюбился в нее.
Слайд 8В 1856г. Окончил и получил назначение в качестве врача-ординатора в Военно-сухопутный
госпиталь, где проработал несколь лет. Защищает диссертацию на степень доктора медицины и продолжает усиленно заниматься химией. Знакомится с Мусоргским – молодым офицером Преображенского полка.
В 1859г. Акдемия отправляет Б. как одного из лучших в загранич командировку: три года в Германии, побывал в Швейцарии, Франции и др.
Слайд 9В Германии он познакомился с молодыми русс учеными: Менделеевым, Сеченовым, Боткиным
и др.
Выполняет за границей исследования и не забывает о музыке – играет в ансамблях, посещает концерты, знакомится с муз Вебера, Мендельсона, Листа, Берлиоза.
Слайд 10В 1861г. Знакомится со своей будущей женой – талантливой московс пианисткой
Е. Протопоповой.
Слайд 11Могучая кучка. Творческий рассвет.
В 1862г. Б вернулся в Петербург. Вскоре по
приезде он был избран профессором Медико-хир академии, где до конца жизни вел курс химии и продолжал исслед работу. Студенты обожали своего учителя: он выделял материаль помощь, помогал в устройстве на работу. Был всегда деликатным и добродушным.
Слайд 12Тогда же в жизни Б произошло событие, которое определило всю его
дальнейшую жизнь. В доме профессора акдемии и своего друга С. Боткина он знакомится с Балакиревым, кот уже возглавлял кружок композиторов, куда в ходили Мусоргский, Кюи, Римский-Корсаков, а также руководил БМШ. Балакирев сразу почувствовав самобытный талант Б., предложил его заняться сочинением симфоний.
Слайд 13Сочинив всего за месяц 1 ч симфонии, Б закончил ее через
5 лет.
Симфония была с успехом исполнена в 1869г. В Петербурге.
Во второй половине 1860- х годов Б обращается к жанру романса.
В 1869г. Б берется за 2 симфонию и начинает работу над оперой «Князь Игорь». Симфонию писал 7 лет, а оперу 18 лет.
Слайд 14Помимо активной науч и педагогич деятельности много времени и сил уходило
на организацию Высших женских медий курсов. Одновременно Б. был учредителем Русского химич общества, работал в обществе русских врачей, был одним из директоров РМО, редактором журнала «Знание», руководил созданным им в академии студенческим хором и оркестром.
Слайд 15Последние годы.
Летом 1877 Б отправляется в загран командировку – Германию. Знакомится
с Листом (великий венский ком-р, пианист)
Растет известность Б как ком-ра. Его квартеты и симф исполняют в европейских странах.
В последнее 10-летие Б. продолжает работу над «Князем Игорем»
Слайд 16Б много пишет новых произведений, не выдержав нагрузки, скончался от сердечного
приступа. После смерти его друг Рим-Кор со своим учеником Глазуновым дописали «Князя Игоря». Премьера состоялась в 1890 в Петербурге с успехом.
Слайд 17Д.З.
1. Изложите письменно главные события жизни Б.
2. Его произведения.
Слайд 18Тест за 3 четверть
1. Подпиши портреты композиторов
Слайд 192. Группа сложилась в
50-х годах XIX века □
60-х
годах XIX века □
70-х годах XIX века □
Слайд 203. Был ли членом «Могучей кучки» критик, искусствовед и историк Владимир
Васильевич
Стасов?
да □
нет □
Слайд 214. Руководителем группы был
М. А. Балакирев □
Ц. А.
Кюи □
Н. А. Римский-Корсаков □
Слайд 225. Бородин был
композитором □
ученым-биологом □
ученым-химиком □
Слайд 236. Бородин родился
в 1834 году в Костроме □
в 1833
году в Санкт-Петербурге □
в 1835 году в Москве □
Слайд 247. Бородин получил образование
в Царскосельском лицее □
в Благородном пансионе
□
домашнее □
Слайд 258. Первое сочинение Бородина называлось
вальс «Мари» □
полька «Элен»
□
колыбельная «Анет» □
Слайд 269. В 1856 году он оканчивает……………………………………………... и получает степень
доктора медицины
□
доктора биологии □
доктора химии
Слайд 2710. К. Вебер, Ф. Лист, Г. Берлиоз – это
поэты □
композиторы □
художники □
Слайд 2811. Был ли Бородин знаком с их творчеством?
да □
нет
□
Слайд 2912. Жена Бородина Екатерина Сергеевна Протопопова была
поэтессой □
пианисткой □
певицей
Слайд 3013. Бородин умер
в 1888 году в Москве □
в 1887
году в Санкт-Петербурге □
в 1889 году в Париже □