Слайд 1Набережные и мосты Петербурга
Слайд 2Содержание
Набережная Мойки
Набережная Фонтанки
Набережная канала Грибоедова
Набережная реки Карповки
Иоанновский мост
Мост лейтенанта Шмидта
Литейный
мост
Троицкий мост
Дворцовый мост
Биржевой мост
Тучков мост
Ушаковский и Каменноостровский мост
Мост Пестеля
Мост Белинского
Слайд 3
Аничков мост
Египетский мост
Первый инженерный мост
Садовый мост
Второй садовый мост
Певческий мост
Почтамтский мост
Ново-Конюшенный мост
Итальянский
мост
Банковский мост
Львиный мост
Демидов мост
Мост декабристов
Старо-Никольский мост
Ново-Петергофский мост
Слайд 5 Река Мойка протекает через центральную часть города, беря начало
из Фонтанки у Летнего сада и впадая в Неву недалеко от ее устья. В 1711 г. речку, которая в то время называлась Мья, соединили с Безымянным ериком, а в середине ХVIII века вычистили, обшили берега тесом, а затем одели камнем. В 1798-1810 гг. производятся работы по строительству гранитных набережных, которые украсила чугунная литая ограда с четким рисунком из геометрических элементов. Берега Мойки в начале ее пути очень красивы: по правому берегу - Летний сад, по левому - Михайловский сад. А со временем берега Мойки украсили великолепные мосты, созданные по проектам инженеров и архитекторов начала XIX века.
Слайд 7 Река Фонтанка пересекает центральную часть Петербурга, вытекая из Невы
у Летнего сада и впадая в Неву у самого ее устья. Протяженность реки 6.7 км. В первые годы строительства города она называлась Безымянный ерик, а в середине XVIII века, когда через реку перебросили водовод, питавший фонтаны Летнего сада, реке дали новое название. В 1780-1789 гг. по проекту арх. А.В. Квасова были сооружены гранитные набережные и поставлены чугунные литые решетки простого рисунка из геометрических элементов. Создателями первой набережной Петербурга были инженеры Бауер, Борисов и Модерах.
Слайд 8Набережная канала Грибоедова
Слайд 9 Канал Грибоедова вытекает из Мойки около Конюшенной площади и
впадает в Фонтанку в нижнем ее течении. Первоначально канал назывался Екатерининским, т.к. был прорыт на месте извилистой речки Кривуши во время царствования Екатерины II. В 1923 году каналу присвоили имя писателя А.С. Грибоедова, который жил около Театральной площади. Работы по строительству гранитных набережных начались в 1764 году и закончились в 1790 году. Мосты с художественно-оформленными решетками украшают и разнообразят ее перспективы. Есть версия, что ограда набережной выполнена по рисункам Д.Кваренги.
Слайд 11 Извилистая, тихая река Карповка протекает между Большой и Малой
Невкой, разделяя Петроградский и Аптекарский остров. Название последнему было дано при Петре I, когда на острове расположился "царский огород". Здесь стали заниматься выращиванием лечебных растений с последующей обработкой их. В 1931 году здесь был организован Ботанический сад Академии Наук. Карповка всегда считалась грязной рекой с неухоженной набережной. Только в 1960-1970 гг. была построена гранитная набережная, которую венчает чугунная решетка. Решетка простая: между цилиндрическими гранитными стойками расположена горизонтальная спираль.
Слайд 13 Главный вход в Петропавловскую крепость ведет со стороны Троицкой
площади по мосту, который был построен в 1703 году и назван - Петровский. Деревянный мост, перекинутый через Кронверкский пролив, был старейшим в Санкт-Петербурге. В 1887 году мост перестроили и дали ему новое название по восточному равелину, названному в честь брата Петра I.
Решетка моста такая, как на рисунке - по верхней и нижней кромке проходят ажурные растительные орнаменты, ограниченные полуокружностями. Решетка представляет собой ромбы из пересекающихся стержней, в месте пересечения которых - овальные розетки. Стойки - ликторские свитки, увенчанные двусторонними боевыми топорами.
Слайд 15 В 1850 году по проекту инж. С.В. Кербедза был
построен 1-й постоянный мост через Неву. Чугунный восьмипролетный мост соединял центральную часть Петербурга с Васильевским островом недалеко от здания Академии художеств. Первоначально мост называли Благовещенским, а с 1855 года - Николаевским. В 1918 году мосту присвоено имя Лейтенанта Шмидта. На мосту была установлена интересная по рисунку решетка, спроектированная архитектором А.П. Брюлловым. В композицию введена аллегория морской стихии: ряд ажурных чугунных секций между прозрачными стойками, орнамент в виде трезубца Нептуна с пальметкой, с двух сторон фантастические гипокампы (морские коньки) с хвостами, вплетенными в растительный фигурный орнамент.
Слайд 17 Мост был построен в 1875-1879 гг. по проекту военного
инженера А.Е.Струве. Шестипролетный мост соединял центральные районы города с Выборгской стороной, являясь продолжением Литейного проспекта. Решетки моста очень красивы. Чугунные литые секции между такими же стойками представляют собой высокохудожественное литье, выполненное по рисункам арх. К.К. Рахау. В рисунке решетки видна тенденция, общая для архитектуры 2-й половины XIX века: смешение стилей. Так, если меандр, окаймляющий каждое звено, - излюбленный мотив античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают декор барокко. В центре секции две русалки держат в руках щит с гербом Петербурга. Хвосты их вплетены в фигурный растительный орнамент.
Слайд 19 Мост соединяет центральную часть города с Петроградской стороной. Постоянный
десятипролетный мост через Неву был сооружен в 1897-1903 гг. по проекту французской фирмы "Батиньоль". Строительными работами руководили русские инженеры. Гранитная эстакада правого берега возведена по проекту Г.Г. Кривошеина, архитектурным оформлением моста руководили архитектор В. Шаброль и П. Патульяр. Длина моста 580 метров. Это самый длинный мост через Неву. Декор изящных решеток отражает характерные черты стиля модерн - мягко изгибающиеся кривые линии. С 1934 года мост назывался Кировским.
Сейчас мост носит свое первоначальное название - Троицкий, как и площадь, на которой стояла Троицкая церковь, построенная в 1710 году и просуществовавшая до начала ХХ века.
Слайд 21 Дворцовый мост через Неву находится в самом центре города.
Мост был построен в 1912-1916 гг. по проекту и под руководством инж. А.П. Пшеницкого. Архитектурное оформление моста было не закончено из-за войн. Только в 1939 году вместо деревянных перил установили литые чугунные решетки (авторы - арх. Л.А. Носков и ск. И.В. Крестовский). В центре звена простой орнамент с советской символикой - звезда, знамена, пучки колосьев. Простота художественного оформления не гармонирует со стилем зданий, окружающих мост на левом и правом берегу Невы. Исключение составляет художественно оформленные верхняя и нижняя кромки перил моста в стиле классицизма, образованные чередующимися пальметтами и рогами изобилия.
Слайд 23 Мост, построенный в начале Малой Невы, соединяет Васильевский остров
с Петроградской. Название свое он получил в конце ХIХ века от площади, на которой в красивом здании с колоннадой, построенном по проекту арх. Тома де Томон (1805-1810 гг.), находилась биржа. В послереволюционное время мост назывался мостом Строителей. Он несколько раз ремонтировался, а в 1958-1960 гг. был заново перестроен. Авторы нового моста - инж. В.В. Демченко и Б.Б. Левин, арх. Л.А. Носков и П.А. Арещев.
Художественное оформление перил нового моста - достаточно скромное и не гармонирует с величественными зданиями Биржевой площади. Между сдвоенными стойками вкомпонован трезубец Нептуна в круге. Перила состоят из дротиков.
Слайд 25 Мост через Малую Неву, соединяющий Васильевский остров с Петроградской
стороной, был построен в 1758 году на средства купцов. Главным среди них был Авраам Тучков - владелец склада леса. Ранее мост был самым длинным в Петербурге. Судьба купца Тучкова неизвестна, а мост и поныне носит его имя. В 1962-1965 гг. старый деревянный мост заменен новым - железобетонным. Решетка ограды моста простая, но вместе с тем оригинальная. Стержни из полос квадратного сечения переплетаются таким образом, что создают на всем протяжении моста необычную объемную картину, не встречающуюся ранее в практике построения перил мостов. Когда едешь по мосту, то создается впечатление, что ограда колышется.
Ширина моста 36 м, что является рекордным среди невских мостов.
Слайд 26Ушаковский мост
Каменноостровский мост
Слайд 27 Деревянный мост через Малую Невку, соединяющий Петроградскую сторону с
Каменным островом, был построен в 1841-1843 гг. инж. А.А. Бетанкуром. Через Большую Невку в 1847-1853 гг. был построен деревянный мост, соединяющий Каменный остров с Новой деревней. После Великой Отечественной войны на месте старых деревянных мостов в 1953-1955 гг. были построены мосты из металла, получившие новые названия: Каменноостровский и Ушаковский (в честь русского флотоводца адмирала Ф.Ф.Ушакова). Решетки мостов имеют одинаковый рисунок. Орнамент, расположенный на чугунных стойках, представляет собой композицию из якоря, звезды, дубового и лаврового венка, выполненную в стиле сталинского классицизма победившей страны. Если оформление решетки достаточно скромное, то въезд на оба моста, с высокими обелисками и обильным декором, выглядят парадно.
Слайд 29 Цепной мост, перекинутый через Фонтанку, был построен в
1824 г. по проекту инж. Г. Треттера и П.С. Христиановича. Он существовал до 1907 года. С 1907 по 1914 год по проекту арх. Л.А. Ильина и инж. А.П. Пшеницкого был построен металлический арочный мост, пришедший на смену цепному. Декоративное оформление Л.А. Ильин выполнил в духе классицизма, что соответствует стилю металлического декора ближайших мостов на Мойке и Лебяжьей канавке.
В 1923 году мост был переименован в память декабриста Пестеля. Мост Пестеля по своему художественному оформлению считается одним из самых красивых мостов. Между стоек в виде ликторских пучков расположены секции перил, выполненные способом высокохудожественного литья разнообразного рисунка. В центре секции - древнеримские воинские атрибуты, наложенные на решетку из пик-дротиков.
Слайд 31 В 1785-1788 гг. на Фонтанке было построено семь однотипных
каменных разводных мостов. Строгие монументальные гранитные башни со свисающими цепями были не только украшением мостов, но и местом, где размещались механизмы подъема. В первоначальном виде сохранились только два таких моста: мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост, остальные были перестроены в конце ХIХ столетия. Первым был реконструирован Симеоновский мост (ныне мост Белинского).
Реконструкция моста, произведенная в 1859 году, заключалась в замене среднего разводного пролета каменным сводом. После уничтожения башен мост приобрел совершенно новый облик. В 1923 году мост был переименован. Ему было присвоено имя русского демократа, критика и публициста В.Г. Белинского. Кованая железная решетка моста, простого рисунка, выполнена по проекту арх. А.И.Кракау.
Слайд 33 Мост, перекинутый через Фонтанку по Невскому проспекту - один
из замечательных памятников Санкт-Петербурга - был построен в 1715 году. Название его происходит от примыкающей к нему Аничковой слободы, построенной рабочим батальоном под командованием майора М.О. Аничкова.
Мост неоднократно перестраивался. До 1785 года он был деревянный, затем - каменный. В 1839-1841 гг. он был реконструирован по проекту инж. И.Ф. Бутаца. В 1906 году мост был перестроен (инж. С.В. Бобровский, Н.Г. Кривошеин и арх. П.В. Щусев).
Мост знаменит своими скульптурами "Укрощение коня", которые вылепил и отлил замечательный скульптор П.К. Клодт.
Слайд 34 Но, кроме знаменитых скульптур, на мосту есть еще и
высокохудожественное произведение - чугунная литая решетка. Секции решетки расположены между чугунными стойками, в середине которых дельфин стремится в морскую пучину. По бокам стоек - секции с двумя вариантами рисунка. С одной стороны - морские коньки с трезубцем Нептуна, с другой стороны - две русалки держат в руках пальметку. Окаймление композиции - меандр. В ажурные просветы литья видны воды Фонтанки.
Решетки моста являются копией перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1822-24 гг. видным немецким архитектором Карлом Шинкелем. Долгое время считалось, что автором решетки моста был А.П. Брюллов.
Слайд 36 Цепной мост, построенный в 20-х годах ХIХ века через
реку Фонтанку, в январе 1905 года обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона конногвардейского полка. В 1955 году на месте старого моста был построен новый Египетский мост. В декоративных деталях перил восстановлены мотивы Древнего Египта. Стойки в виде пучков увенчаны тремя лавровыми венками. Композиция решетки повторяет решетку старого подвесного моста (арх. Г.А. Арешев и В.С. Василевский). В рисунке решетки использован любимый цветок египтян - лотос. Мост снова охраняют чугунные сфинксы, лежащие на гранитных постаментах (автор - ск. П.П. Соколов).
Слайд 38 Первый мост через Мойку построен в том месте, где
река берет свое начало около Летнего сада, поэтому первое его название - Летний. Создателями этого моста были два замечательных мастера - инж. П.П. Базен и арх. Л.И. Шарлемань. Мост богато декорирован: секции перил из коротких пик-дротиков расположены между стойками в виде ликторских пучков с боевыми топорами наверху и щитами. В центре круглого щита, лежащего поверх пересекающихся мечей, расположена маска Медузы Горгоны (по греческой мифологии, это крылатое чудовище, взгляд которого превращает людей в камень). Такие же решетки огораживают Михайловский замок с северной стороны, а Летний сад - со стороны Мойки.
Слайд 40 В 1835-36 гг. через реку Мойку по Садовой улице
вместо старого деревянного был построен каменный мост (инж. П.П. Базен, А.Д. Готман, И.Ф. Буттац). В1906-07 гг. каменный свод заменен на железный (инж. А.П. Пшеницкий, арх. Л.А. Ильин). В 1910-1913 гг. на мосту установлены чугунные решетки, архитектурный декор которых был полностью восстановлен в 1951 и в 1969 г. Он очень красив. Между чугунными стойками, в виде ликторских пучков, расположены звенья со стилизованным изображением древнеримских доспехов в окружении элементов стилизованного растительного орнамента.
Есть версия, что автор рисунка решетки этих мостов К.И.Росси, т.к. нижняя часть чугунных ворот ограды Русского музея имеет такое же художественное оформление.
Слайд 42 Мост соединяет Марсово поле с Михайловским садом и Конюшенной
площадью. Литая решетка украшена атрибутами воинской доблести - щитами, колчанами, стрелами и богатым декором, выполненным в стиле классицизма. Известно, что авторы использовали рисунки образцовых типовых решеток.
В 20-х годах был уничтожен мост через р.Таракановку (около Нарвских ворот). От решетки этого моста остались фотографии, по которым в 30-х годах архитектор-реставратор А.Поляков выполнил чертежи. Скульптором Ю.Цыганковым по этим чертежам были сделаны отливки. Через 50 лет авторы Второго Садового моста успешно использовали эти рисунки. Мост гармонично вошел в ансамбли ХIХ века, окружающие его.
Слайд 44
Мост, сооруженный в 1838-1840 гг. инж. Е.А.Адамом, связывает берега
реки Мойки вблизи главной площади города - Дворцовой. Название моста обусловлено его местоположением напротив придворной певческой Капеллы. Возвращаясь с вечернего концерта, вы видите перед собой волшебное зрелище - величественную Александровскую колонну, подсвеченную со всех сторон, и ангела, стремящегося в темное небо. Решетка моста - это непревзойденное художественное чугунное литье, напоминающее кружево тончайшей работы. Рисунок выполнен в виде веера, главным элементом которого являются повторяющиеся пальметты.
Слайд 46 Мост сооружен в 1823-24 гг. по проекту инж. Г.И.Треттера
и арх. В.Л.Христиановича - через Мойку в створе Прачечного переулка. На правом берегу Мойки (недалеко от моста) находится здание Главного почтамта.
Первоначально мост был цепной и со временем стал недостаточно устойчив. В 1936 г. путем установки дополнительных опор его реконструировали так, что чугунные обелиски и цепи стали иметь только декоративное значение. Художественное оформление решетки простое: пересекающиеся овалы с бронзированными розетками в месте их пересечения. По верхней кромке решетки - пояс из повторяющихся розеток.
В 1981-1983 гг. мост восстановили в прежнем виде - как висячий. Авторы реконструкции - инж. Б.Э.Дворкин и Р.Р.Шипов.
Слайд 48
Широкий мост, перекинутый через канал Грибоедова от
Конюшенной площади, был построен в 1907 году. Долгое время он носил название "мост-перекрытие". В 1967 г. его заменили на железобетонный. Красивая изящная решетка выполнена в стиле модерн. Ее звенья представляют собой асимметричный рисунок, состоящий из дуг и окружностей, включающий в себя растительный орнамент.
В 1975 году мосту было присвоено имя народовольца И.И.Гриневицкого, убившего императора Александра II. В январе 1998 года мост получил нынешнее название.
Слайд 50 В 1896 г. напротив Итальянской ул. (ранее ул. Ракова)
сооружен пешеходный мост (инж. Л.Н.Колпицын). В 1955 году он был полностью перестроен по проекту инж. А.Д.Гутцайта и арх. В.С.Васильковского.
Декор моста разнообразен. Чугунные стойки с накладными элементами: стилизованные воинские доспехи. Щит украшен звездами, что подчеркивает время рождения моста. Решетка моста в виде круглых стержней с капителями, изображающими нераспустившиеся бутоны. Мост выполнен в духе сталинского классицизма и хорошо сочетается с архитектурой зданий набережной канала Грибоедова.
Слайд 52 Рядом с Казанским собором через канал Грибоедова перекинут пешеходный
мост, построенный в 1825-1826 гг. по проекту инженера Г.Треттера. Цепи висячего моста закреплены в конструкциях, скрытых в грифонах (по мифологии древнего Востока - фантастическое чудовище с туловищем льва и крыльями орла). Скульптуры грифонов созданы П.П.Соколовым по рисункам Г.Треттера. Крылья грифонов покрыты сусальным золотом. Ажурные решетки с крупным рисунком в виде веера были восстановлены по проекту архитектора-реставратора А.Л.Рогача. Позолота выполнена в 1967 году. Грифоны с золотыми крыльями по-прежнему охраняют здание быв. Ассигнационного банка.
Слайд 54 Там, где канал Грибоедова петлей огибает район Подьяческих улиц
перекинут цепной пешеходный мост, сооруженный в 1823-1826 гг. по проекту инж. Г.И.Треттера и В.А.Христиановича. Конструкцию держат парные фигуры львов (ск. П.П.Соколов). Рисунок решетки представляет собой череду ромбов с бронзированными розетками в месте их соединения, на верхней и нижней кромке - половинки розеток, окантованных полуокружностями.
В 1954 г. литые чугунные решетки и фонари (арх. А.Л.Рогач) восстановлены в первоначальных формах. В настоящее время львы окрашены в белый цвет, что выгодно выделяет их на фоне темных перил, особенно при свете фонарей.
Слайд 56 В пересечении канала Грибоедова с Демидовым переулком (пер. Гривцова)
в 1776 году был перекинут свайный мост. В 1834-35 гг. здесь был построен постоянный металлический мост по проекту инженера Е.Адама при участии арх. П.П.Базена. Великолепное оформление решетки выделяет его среди многих мостов. Орнамент перил в виде пальметт (стилизованный веерообразный лист) делает его неповторимым. Жаль, что он сооружен на бойком месте, и мало кто из спешащих куда-то пешеходов останавливается на мосту, чтобы полюбоваться этим высокохудожественным чугунным литьем.
В 1954-1955 гг. решетки были отреставрированы (архитектор-реставратор А.Л.Рогач).
Слайд 58 Мост, перекинутый по улице Декабристов через Крюков канал, назывался
раньше Офицерским. Мост построен в 1784-1786 гг., когда русская художественная ковка достигла высокого уровня. Решетка, очень изящная и легкая, выполненная в стиле позднего классицизма с элементами стиля модерн, была установлена в 1914 году при расширении моста (инж. А.П.Пшеницкий).
Слайд 60 Место, где канал Грибоедова пересекается с Крюковым каналом (район
Театральной площади) - одно из самых живописных уголков Петербурга. Далее канал Грибоедова вплотную подходит к Садовой улице, и открывается вид на Никольский собор и на стройную четырехъярусную колокольню, стоящую на берегу Крюкова канала. Старо-Никольский мост перекинут через Крюков канал по Садовой улице. Перила ограды моста очень изящные, с большим числом криволинейных элементов и деталей растительного орнамента.
Слайд 62 Мост, соединяющий Лермонтовский проспект с площадью перед Балтийским
вокзалом, построен в 1857 году. Современный мост построен в 1931-1932 гг. (инж. Н.Е.Ермолаев, М.И.Жданов, арх. Л.А.Ильин). В 1960 г. установлена чугунная ограда (арх. И.Н.Бенуа). Красивая решетка моста выполнена в классическом стиле. По верхней и нижней кромке моста проходит полосовой орнамент - меандр. Секции ограждения из пересекающихся окружностей с накладными щитами овальной формы с масками львов посередине и топориками, пересекающимися в центре окружностей.
Рисунок ограды, разработанный в 1820-1830 гг., хранится в архиве, как образцовый типовой для мостов.