Слайд 1«Джаз – такой вид музыки, который может впитать в себя многое и
при этом оставаться джазом».
- Сонни Роллинз, саксофонист
Составил: Ученик 8 класса МАОУ «СОШ № 2»
Олейников Олег
Слайд 2ПЛАН
Возникновение и развитие джаза
Основные течения и популярные исполнители
Джаз в СССР и
России
Джаз в современном мире
Заключение
Слайд 3ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре.
Эта многогранная
форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Особенностью джаза являются импровизации и смешение западноевропейской и западноафриканской музыки.
Слайд 4Джаз произошёл от жанров регтайм и блюз. Зародившись в Новом Орлеане
в 1900г, джаз обрёл особую популярность и расцвет в Чикаго 1920-x
Но его истоки следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Рабы привезли свою музыку и свои танцы – со сложной ритмикой и особенными движениями.
Слайд 5Что привело к объединению множества культур и, как следствие — к созданию
единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев.
Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Слайд 6НОВООРЛЕАНСКИЙ ДЖАЗ
Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане
в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго.
Слайд 7
Пионерская эпоха новоорлеанского джаза представлена творчеством первого поколения его звезд, в
число которых входили Бадди Болден, Кларенс Уильямс, Тони Джексон, Оскар Селестин и Эммануэль Перец
Слайд 8На смену пришло более многочисленной второе поколение, чье исполнительское мастерство уже
было запечатлено на грампластинках.
Наиболее значительными представителями были Вили «Банк» Джонсон, Джо «Кинг» Оливер, Сидней Беше, Кид Ори, Луи Армстронг, Кид Рена
Слайд 926 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из
Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку.
Запись принадлежала «Original Dixieland Jazz Band».
Их первый сингл «Livery Stable Blues» стал «огромным хитом», дав старт веку джаза
Слайд 10СВИНГ
В тридцатые годы новоорлеанский джаз переформировался в новый музыкальный стиль –
свинг. И его стали исполнять биг-бэнды, среди которых особенно выделялся именно оркестр Дюка Эллинтона. Этот музыкальный коллектив состоял из виртуозных музыкантов - мастеров импровизации.
Слайд 11Каждый концерт не был похож на следующий. Здесь были сложные партитуры,
переклички, ритмичные фразы, повторения.
В состав оркестра Дюка Эллингтона входили такие музыканты, как Баббер Майли, Кути Уильямс, Рекс Стюарт, Бен Уэбстер, кларнетист Барни Бигард и др.
Тем не менее "самой свинговой в мире" ритм-секцией являлись пианист Бейси, барабанщик Джо Джоунс, контрабасист Уолтер Пейдж и гитарист Фредди Грин.
Слайд 12БИБОП
На рубеже 30—40-х гг., вследствие экспериментов, проводимых группой молодых музыкантов, воспитанных
на традициях свинга и обладавших достаточно высоким исполнительским уровнем, появляется стиль импровизационного джаза - бибоп, открывший период современного джаза.
Характерные для бибопа поиски новых средств выразительности, выражающиеся в усложнении мелодики, гармонии и ритмики, стали определяющими для всего современного джаза.
Слайд 13Сольные импровизации характеризуются бурными, технически сложными пассажами и непрерывным ведением мелодии
при переходе от одного голоса к другому.
Типичный состав коллективов, играющих в этом стиле, - труба, саксофон и ритмическая группа.
С эрой бибопа пришли новые джазовые звезды, трубачи -Клиффорд Браун, Фредди Хаббард, саксофонисты - Декстер Гордон, Арт Пеппер, а также и тромбонист Джей Джонсон.
Слайд 14«ХРУСТАЛЬНЫЙ ЗВУК»
Ближе к 40-м годам среди поклонников музыки в стиле джаз
стал пользоваться популярностью оркестр Гленна Миллера.
В его произведениях слышался какой-то характерный "хрустальный звук", к тому же чувствовалось, что у оркестра невероятно удачная аранжировка. Однако в их музыке уже не чувствовались ритмы новоорлеанского джаза. Это было чем-то особенным, но очень далеким от музыки негров.
Слайд 15КУЛ - ДЖАЗ
Начиная с конца 1940-х и в начале 1950-х годов
музыканты начали развивать менее яростный, более гладкий подход к импровизации, смоделированный по образу светлой, сухой игры тенор-саксофониста Лестера Янга. Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную «охлаждённость».
Трубач Майлз Дэвис, бывший одним из первых исполнителей бибопа, который «охладил» его, стал самым большим новатором этого жанра. Его альбом «Рождение кула» в 1949—1950 годах являлся воплощением лиризма и сдержанности кул-джаза.
Слайд 16ХАРД - БОП
Этот стиль в 1950-х и 1960-х меньше основывался на
стандартных песенных формах и стал уделять больше внимания элементам блюза и ритмическому драйву.
Благодаря этому джазовому периоду инструменталисты получили возможность импровизировать с разными ладами гаммы.
В основном этот период в джазе ассоциируется с такими личностями, как Сонни Роллинз, Джон Колтрейн, Майлз Дэвис, Арт Блэйки и Чарльз Мингус.
Слайд 17СМУС -ДЖАЗ
Современный джазовый стиль, возникший из течения фьюжн, но отличается от
него намеренной отполированностью звучания. Особенностью данного направления является широкое использование электроинструментов. Известные исполнители: Майкл Френкс, Крис Ботти, Дайана Кролл, Ди Ди Бриджуотер ( “All Of Me”, “God Bless The Child”), Ларри Карлтон (“Dont Give It Up”).
Слайд 18ДЖАЗ-МАНУШ (ЦЫГАНСКИЙ ДЖАЗ)
Джаз-мануш (цыганский джаз) – джазовое направление специализирующееся на гитарном исполнении. Соединяет
в себе гитарную технику цыганских племен группы мануш и свинг. Основоположниками этого направления являются братья Ферре и Джанго Рейнхардт.
Наиболее известные исполнители: Andreas Oberg, Barthalo, Angelo Debarre, Бирели Ларген (“Stella By Starlight”, “Fiso Place”, “Autumn Leaves”).
Слайд 19
В 60-70-е гг. появилась плеяда талантливых музыкантов, представляющих практически все стилистические
направления и снискавших европейскому джазу международную известность. Среди них: Фридрих Гульда (Австрия), Джон Мак-Лохлин, Ронни Скотт (Англия), Френси Боланд (Бельгия), Аладар Пеге (Венгрия), Эрнст Людвиг Петровски (ГДР).
Этому периоду, в отличие от прежних лет, когда европейские исполнители копировали американские образцы, свойственно формирование национальных школ джаза, что особенно показательно для СССР.
Слайд 20ДЖАЗ В СССР и РОССИИ
Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с ее расцветом
в США.
Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».
Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).
Слайд 21Джаз приобрёл широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под
руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Кинокомедия с его участием «Весёлые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским).
Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления.
Слайд 22Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и
руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза.
Среди других известных биг-бэндов тех лет — оркестр Олега Лундстрема, ансамбль «Мелодия» Георгия Гараняна.
Слайд 23Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чьё творчество вывело
советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам.
Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов.
Слайд 24Одним из первых советских джаз-роковых ансамблей стала группа »Арсенал» саксофониста Алексея Козлова. Впоследствии ансамбль
экспериментировал как с фри-джазом, так и с более традиционными формами. Среди исполнителей авангардного джаза в 70-х годах выделяется трио (Ганелин—Тарасов—Чекасин), благодаря которому западная аудитория впервые услышала и высоко оценила советских музыкантов, исполняющих новаторские, свободные формы джаза.
Слайд 25В 70 - 80-х годах так же был известен джазовый квартет
из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».
В настоящее время в России существует единственный джазовый лейбл « Butman Music Records», руководимый музыкантом (саксофонистом) Игорем Бутманом. Первым музыкантом, издавшим свою пластинку на лейбле, стал Вадим Эйленкриг (труба), он же является самым популярным артистом лейбла.
Известные российские джазовые певицы:,
Эльвира Трафова
Анна Бутурлина, Алина Ростоцкая, Лариса Долина,
В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз», «Триумф Джаза» и «Джаз в саду Эрмитаж».
Слайд 26ДЖАЗ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции
практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось.
Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн.
Слайд 27
Если мысленно перенестись в 2000 год, можно было бы уже почувствовать
дух музыкального обновления. Мир джаза словно предвкушал приближающиеся перемены с наступлением нового миллениума. Джазмены во многих странах стали шире смотреть на варианты аранжировок, включая в них ритмические изменения, звуковые электронные эффекты и прочие технические новинки.
Постепенно, методом проб и ошибок, используя природное чутье, инструменталисты экспериментировали с подачей и синтезом звука. Один из самых самобытных и смелых музыкантов, из-за которого «новый» джаз обретал устойчивую форму, это Херби Хэнкок.
Слайд 28Используя сразу несколько музыкальных направлений (трип-хоп, хип-хоп, электроника, этно-музыка), он создал
невероятный «коктейль», выводящий фьюжн-джаз на новый уровень.
Обновления коснулись и вокального джаза. Очень популярным стали акапелла коллективы, исполняющие как джазовые стандарты в новом переложении, так и собственные оригинальные композиции, имитируя самые частые джазовые инструменты, такие как труба, саксофон, контрабас и другие.
Слайд 29Современная джазовая музыка, подчеркивающая мелодичность и красоту звучания, обладает особенной привлекательностью
для большой аудитории слушателей и ценителей музыки.
Исполнители джазовой музыки принимают участие в международных джазовых фестивалях, активно гастролируют по всему миру, создают совместные проекты с коллегами по жанру, записываются как приглашенные студийные музыканты со звездами поп- и рок-музыки, работают над саундтреками к кинофильмам.
Слайд 30ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Джазовая музыка – это творчество тех, кто ее исполняет. Именно специфика
и самобытность музыканта составляет ее основу. Этот жанр целиком зависит от творчества и воодушевления исполнителя на момент игры, который вкладывает в произведение свои эмоции и душу.
Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым объединением усилий различных джазовых жанров.
Слайд 31ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
http://fb.ru/article/285799/novoorleanskiy-djaz-istoriya-ispolniteli-djazovaya-muzyika
http://jazz-jazz.ru/4616
http://soundtimes.ru/o-dzhaze/interesnye-fakty-o-dzhaze
https://ru.wikipedia.org/wiki/Джаз