Слайд 1
Составил: Тураева Светлана Юрьевна, учитель ИЗО, МБОУ «СОШ № 1 им.
М. Горького»
Мужские божества славян
мировая художественная культура 5 класс
Слайд 2
познакомить учащихся с пантеоном славянской религии, мужскими божествами;
Задачи:
1.
Сформировать у учащихся представление о религиозном мировоззрении древневосточных славян
2. Продолжить формирование у учащихся умений конспектировать материал, составлять таблицу, формулировать вопросы, участвовать в беседе.
3. Способствовать пониманию учащихся язычества восточных славян как одного из религиозных мировоззрений.
Цель:
Слайд 3Во все времена людей интересовал вопрос о происхождении жизни.
Мифы о
рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты. Не стали исключением и восточные славяне.
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей- то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством.
Слайд 4 что такое язычество?
(комплекс религиозных обрядов,
верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий и послуживший их основой).
Язычество древних славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. Основной источник современных знаний о язычестве - православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: "Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили".
Слайд 5
Славянские Идолы
Славянские идолы — каменные и деревянные изваяния, что передавали
образ славянских богов были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних дней идолов сохранилось крайне мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.
Святилище древних славян
Слайд 6Род
Род -. Сущий, Единый, прародитель богов и творец
мира Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники
Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания..
Род почитался вплоть до XIV века.
Род соответствовал известному славянскому божеству Святовиду
Слайд 7Хорс
Некоторые считают, что бог солнца у древних славян был Ярило, другие
– Даждьбог, третьи называют Световида. Однако у славян был собственный бог солнца.
Имя ему Хорс . Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнца, конечно очень много. От древних корней «хоро» и «коло», означавших круг, солярный знак солнца, образуются слова «хоровод», «хоромы» (круговая застройка двора), «колесо».
Хорсу посвящены два очень крупных славянских языческих праздника в году – дни летнего и зимнего солнцестояния в июне (когда с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо – солярный знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и декабре (когда чествовали Коляду, Ярилу и проч.).
Слайд 8Световид ( Святовид)
Световид (Святовит, Святой Вит) - «бог богов» западных славян,
бог земных плодов и воины. Атрибутами этого бога были рог -символ плодородия, заботы о хорошем урожае, а также меч, знамя, боевые значки с изображением орла и копья - символы воинской доблести.
Имя этого бога, как считают некоторые исследователи, происходит от слов «святой» и «вит», т. е. «витязь», «вития» (красноречивый). Воспринимался он как хранитель и продолжатель рода западных славян. Известно такое описание Световида:
Слайд 9«В святилище (в Арконе) стоял огромный идол, превышающий размеры человеческого тела
и увенчанный четырьмя головами на четырех шеях. У передних и задних голов глаза были направлены у одной вправо, а у другой влево. Холеные усы и подстриженные волосы были изображены скульптором сходно с обычной прической руян.
В правой руке (Святовит) держал рог, сделанный из различных металлов. Жрец, ведавший обрядами бога, ежегодно наполнял рог вином, чтобы обеспечить урожай наступающего года. Левая рука была согнута и упиралась в бок. Одежда идола достигала голеней. Голени идола были сделаны из другого дерева и так искусно присоединены, что только при тщательном осмотре это можно было обнаружить. Ноги стояли прямо на земле...».
Слайд 10Збручский идол
Это описание Световида связано с так называемым Збручским идолом (IX
в.) - наиболее примечательным памятником славянского язычества, который в 1848 году был поднят из реки Збруч, притока Днестра. (Ныне он находится в Краковском археологическом музее Польши.)
Он представляет собой четырёхгранный каменный столб высотой в 2,7 метра. Верхняя его часть напоминает древнерусскую княжескую шапку с меховой опушкой. Под шапкой — четыре лика — четыре человеческих лица, что символизирует вездесущность Световида вс Вселенной. На каждой его стороне имеются изображения в виде трёх ярусов, отражающие языческие представления славян о трёх сферах мира. Небо - жилище богов, Земля - сфере жизни людей, подземный мир - царство злых сил, преисподняя.
Слайд 11Четыре грани идола символизируют четыре временных сезона.
Женщина с кольцом -
весна Женщина с рогом изобилия - лето. Мужчина с конём и саблей - осень. Фигура без атрибутов зима.
На Збручском идоле изображён почти весь языческий пантеон славян. На главной лицевой грани его изображена богиня изобилия - Макошь. Богиня с кольцом - богиня весны Лада. Мужчина с конём и саблей - Перун. Мужчина в пустой нижней секции -Хоре или Дажьбог, так как на его одежде слабым рельефом изображён малозаметный знак солнца - круг с шестью лучами внутри него. На нижней части идола и на трёх гранях изображён пятый бог -Велес, бог земли, покровитель умерших предков. В центре идола изображены люди. Это сделано не случайно, так как они находятся в окружении наиболее почитаемых ими богов-покровителей.
Световид считался у славян оракулом (прорицателем). Со всех сторон стекался к нему народ. Иноземные купцы, приходившие к нему, должны были платить идолу часть своих товаров. Его охраняло целое войско из трёхсот всадников. Вся добыча, полученная от зоенных действий, преподносилась Световиду.
Слайд 12Верховные божества славян: Сварог, Стрибог, Даждьбог, Перун, Мокош.
Слайд 13Сварог
Сварог сварганил (сварил, создал) землю.
Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес
магическое заклинание — камень вырос, стал огромным белгорюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. День празднования его приходится на 14 ноября - Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына – Сварожича - Огня.
Слайд 14Даждьбог
Даждьбог был у языческих славян богом Солнца.
Имя его не от
слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня
Слайд 15Велес
Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием
стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость.
Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни.
Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.
Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных
Слайд 16Велес – «Скотий бог»
Велес в славянской мифологии выступает как «Скотий бог»
- покровитель домашних животных, бог земного богатства, так как «скот» в Древней Руси являлся и денежной единицей.
Имя Велеса имеет ещё один смысловой оттенок - культ мёртвых, предков, душ умерших. В раннем своём воплощении, ещё в глубоком охотничьем прошлом, Велес, видимо, считался звериным богом и принимал образ медведя.
Волос - волосатый, волохатый; отсюда - волхв - тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру).
Слайд 17Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Вначале покровительствовал охотникам. Вследствие
табу на обожествляемого зверя назывался « волохатый», «волос», « велес».
Обозначал также духа убитого зверя, охотничьей добычи.
« Vel » - корень слов со значением «мёртвый». Умереть, преставиться – значит приставиться духом, душою к небесным предкам, душа которых улетает на небо, а тело остаётся на земле. Существовал обычай оставлять на сжатом поле «жменю колосьев Волосу на бородку», то есть славяне считали, что предки, покоящиеся в земле, тоже помогают её плодородию. Таким образом, культ скотьего бога Велеса как-то связывался с предками, с урожаем, с благополучием рода. Травы, цветы, кусты, деревья называли «волосами земли».
Слайд 18Белбог
Белбог - хранитель (консерватор) и податель добра, удачи, справедливости, счастья, всех
благ. Древний ваятель сделал статую Белбога с куском железа в правой руке (отсюда - правосудие). Славянам издревле был известен подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости. Подозреваемого в каком-либо проступке давали в правую руку раскалённый кусок железа, велев с ним пройти шагов десять; того, чья рука оставалась невредимой, признавали правым. Понятие «клеймёный железом» издревле было равнозначно «клеймёный позором». Отсюда мы узнаем, что верховные славянские боги несли ещё одну функцию – Высшего судьи, Совести, Ревнителя Справедливости, а также бога карающего, охраняющего род от нравственного падения
Слайд 19Перун
Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в
связи с развитием дружинного, военного элемента общества.
Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна - "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников. Перуну было посвящено животное - дикий тур, громадный лесной бык.
После крещения славяне многие свойства Перуна "передали" Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.
Слайд 20Ярило
Ярила был у древних славян богом плодородия, размножения и физической любви.
Именно эта сторона любви, которую поэты называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога Ярилы.
Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом.
Слайд 21Славянский бог - Ярило
Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом,
- был одновременно и прекрасным, и жестоким.
Корень его имени – «яр» - встречается в словах:
Яровая пшеница.
Ярочка – молодая овца.
Яростный.
Ярый – сердитый или пылкий.
Слайд 22Святобор
Святобор — у западных и восточных славян— бог лесов и лесных
угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Убеждение, что природе нельзя наносить — по глупости или жадности — невосполнимый урон, возникло еще в глубокой древности. Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор.
Слайд 23Чернобог
Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства.
Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог.
Враждебную олицетворяет Чернобог.
Слайд 24Коляда
Высказываются разные предположения, что, мол, Коляда — древний бог веселых застолий,
что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки проходят благодаря ему и возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в этом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни.
Коляда появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь .
Слайд 25Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с человеком,
помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличии от главных божеств, которых никто никогда не видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.
Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Водяной, Леший.
Слайд 26Первоначально духи и существа представляли однородную массу. Затем, с течением времени,
они начинали различаться. Прежде всего - по месту обитания, становясь "хозяином места". Современные исследователи разделяют духов сферы "вне дома" (лес, поле, болото), сферы "дом", сферы "ниже земли" и "выше земли". Отличаются они и отношением к человеку: злые и добрые.
Слайд 27домовой
домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем
людей. на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Слайд 28Банник
Банник представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с
длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей.
Слайд 29Леший
"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он
может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем.
Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Слайд 30Водяной
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.