Презентация, доклад курсовой работы Развитие творческих способностей детей средствами выразительности графики

Содержание

Цель: Исследование возможностей развития творческих способностей детей средствами выразительности графики. Задачи:1. Изучить теоретический материал о средствах выразительности графики;2. Проанализировать возможности развития творческих способностей учащихся;3. Разработать и апробировать цикл занятий по развитию творческих способностей средствами языка графики;4.

Слайд 1Развитие творческих способностей детей средствами выразительности графики
Автор презентации:
Слушатель курсов «Теория и

методика преподавания изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС»
Делюкина Елена Борисовна учитель ГБОУ СОШ №364
Научный руководитель: Хащанская Мария Карловна
старший преподаватель ККО СПб АППО

СПб 2018

Развитие творческих способностей детей средствами выразительности графикиАвтор презентации:Слушатель курсов «Теория и методика преподавания изобразительного искусства в условиях

Слайд 2Цель: Исследование возможностей развития творческих способностей детей средствами выразительности графики.
Задачи:
1.

Изучить теоретический материал о средствах выразительности графики;
2. Проанализировать возможности развития творческих способностей учащихся;
3. Разработать и апробировать цикл занятий по развитию творческих способностей средствами языка графики;
4. Сделать выводы о возможностях развития творческих способностей учащихся в ходе реализации цикла уроков по освоению языка графики;

Цель: Исследование возможностей развития творческих способностей детей средствами выразительности графики. Задачи:1. Изучить теоретический материал о средствах выразительности

Слайд 3Введение
Актуальность: ФГОС ООО от 17 декабря 2010 года № 1897 требует

развития целого ряда личностных характеристик выпускника (п.6). [1;3] В нашей работе мы уделяем особое внимание развитию творческих способностей учащихся. Для нас важно не просто сформировать у детей умения и навыки, а в первую очередь научить выражать художественный образ, вкладывая в него свой личностный смысл. Противоречие заключается в том, что мы должны развивать творческие способности, а педагогических условия недостаточно соответствуют этому и программы. Недостаточно разработаны методики развития творческих способностей, поскольку больше внимания уделяется не развитию личностных качеств, а привитию умений и навыков. Внеурочная работа дает для этого больше возможностей. На решение этого противоречия и направлена работа. Только когда ребенок вкладывает личностный смысл в создаваемый образ, он сможет реализовать свой творческий потенциал.
Новизна: в интеграции лево- и правополушарного восприятия учащихся через использование вышеприведенных методов 

ВведениеАктуальность: ФГОС ООО от 17 декабря 2010 года № 1897 требует развития целого ряда личностных характеристик выпускника

Слайд 4«… пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть

на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдёшь удивительнейшие изобретения…»

(Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. Обучение живописца)
«… пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на

Слайд 5Графика
Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства,

который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

ГрафикаГрафика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.

Слайд 6Средства выразительности графики
Линия
Пятно
Штрих
Точка

Средства выразительности графикиЛинияПятноШтрихТочка

Слайд 7Графические материалы
Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis – кровь) палочек из каолина  и 
оксидов железа. Цветовая

гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному.

Уголь (родств. agnis - огонь) - палочки, полученные из веточек березы, ивы и других деревьев обожженные специальным способом.

Соус – разновидность пастели .Приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, и раствора растительного клея

Графические материалыСангина (фр. sanguine от лат. sanguis – кровь) палочек из каолина  и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до

Слайд 8Гравюра и литография
Гравюра (от французского слова graver – вырезать) – вид

графического искусства, где изображение получается при помощи оттискивания на бумаге или ткани отгравированных специальными инструментами или химическими средствами металлических, деревянных или линолеумных форм.
Гравюра и литографияГравюра (от французского слова graver – вырезать) – вид графического искусства, где изображение получается при

Слайд 9Печать гравюры
Высокая – гравюра на дереве и гравюра на линолеуме.
Глубокая (углубленная)–

резцовая гравюра, офорт, сухая игла. В прочерченные или протравленные на металлической доске царапины или борозды «забивается» краска, которая под сильным давлением (станка) переносится на увлажненную бумагу.
Плоская - литография
Печать гравюрыВысокая – гравюра на дереве и гравюра на линолеуме.Глубокая (углубленная)– резцовая гравюра, офорт, сухая игла. В

Слайд 10Графические техники
Офорт - печать с металлической пластины
Линогравюра – печать с линолеума
Ксилография

– печать с дерева
Литография – печать со специального камня (особого вида плотного известняка), относится к плоский печати.
Графические техникиОфорт - печать с металлической пластиныЛиногравюра – печать с линолеумаКсилография – печать с дереваЛитография – печать

Слайд 11Определение творчества
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто

новое, все равно будет ли это созданная творческой деятельностью какая-нибудь вещь внешнего мира или известным построением ума или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке.

(Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте)
Определение творчестваТворческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это

Слайд 12Факторы развития творческих способностей
опыт художественных впечатлений образов искусства;
некоторые знания, умения в

области разных видов художественной деятельности;
система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

Факторы развития творческих способностейопыт художественных впечатлений образов искусства;некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;система творческих

Слайд 13Педагогические условия творческой изобразительной деятельности детей
1.Наличие знаний, умений, навыков по изобразительной

деятельности.
2.Развитие изобразительных способностей (для традиционных видов изобразительной деятельности).
3.Развитие продуктивного воображения и образного мышления (Л.С.Выготский).
4.Наличие разнообразных традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов.
5. Предварительная работа, включающая разнообразные наблюдения, получение впечатлений.
6. Эмоциональная стимуляция творческой активности ребенка.
7. Игровая стимуляция творческой деятельности.
8. Использование художественного слова, музыки.
9. Приобщение к выдающимся произведениям мировой культуры.
10. Предварительный многовариативный показ. Например, разнообразие цветовых и композиционных решений.

Педагогические условия творческой изобразительной деятельности детей1.Наличие знаний, умений, навыков по изобразительной деятельности.2.Развитие изобразительных способностей (для традиционных видов

Слайд 14Выводы к первой части
В первой главе, на примере работ известных художников,

нами были изучены средства выразительности графики такие как: точка, штрих, линия и пятно, а также их сочетания. Кроме того, к средствам выразительности относятся композиция, ведь от того в каком месте листа поставлена, например, точка зависит её восприятие зрителем. Немаловажную роль играют и свойства поверхности – отпечаток монотипии, выполненный на гладкой бумаге, позволяет получить такие эффекты, которые нельзя получить на шероховатой бумаге. Линия, проведенная углем по шероховатой бумаге, напротив, более выразительна, чем по гладкой. Мы рассмотрели графические техники: офорт, ксилографию, литографию и компьютерную графику. Для разработки цикла уроков или внеурочных занятий важно знать особенности творческого развития детей, факторы и педагогические условия. Необходимыми условиями творческого развития являются: опыт художественных впечатление произведений искусства; знания и умения в области художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»); творческая среда для занятий художественной деятельностью.

Выводы к первой частиВ первой главе, на примере работ известных художников, нами были изучены средства выразительности графики

Слайд 15Упражнения
Упражнение 1. Линия с наклоном в одну сторону.
Упражнение 2. Волнообразный штрих-зигзаг.
Упражнение

3. Штрих в несколько рядов.
Упражнение 4. Штрих, двигающийся по кругу.
Упражнение 5. Штрих, идущий от центра круга.
Упражнение 6. Штрих, чуть касаясь бумаги.
Упражнение 7. Постепенно усиливая нажим.
Упражнение 8. Короткий и длинный штрих.
Упражнение 9. Меняющиеся паузы просветы между штрихами.
Упражнение 10. Постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы-просветы.
Упражнение 11. Штрих-зигзаг с постепенным удлинением.
Упражнение 12. Меняющийся наклон штриха.
Упражнение 13. Рука. Линия.
Упражнение 14. Фрукты. Линия.
Упражнение 15. Декоративный цветок. Точка в виде семечки.
Упражнение 16. Ваза и драпировка. Точка.
Упражнение 17. Ваза и драпировка. Линия.
Упражнение 18. Ваза и драпировка. Штрих.
Упражнение 19. Ваза и драпировка. Пятно.
Упражнение 20. Ваза и драпировка. Линия и пятно.
Упражнение 21. Три кофейных зерна (рисунок и надпись). Линия.
Упражнение 22. Домашнее животное. Силуэт. Пятно.
Упражнение 23. Дама. Силуэт (черный и белый фон). Пятно.
Упражнение 24. Дама. Линия.
Упражнение 25. Фактуры.

УпражненияУпражнение 1. Линия с наклоном в одну сторону.Упражнение 2. Волнообразный штрих-зигзаг.Упражнение 3. Штрих в несколько рядов.Упражнение 4.

Слайд 16Рисунок настроения

Рисунок настроения

Слайд 17Рисунок музыки

Рисунок музыки

Слайд 18Задание по тесту Торранса
Дорисуй 10 фигур

Задание по тесту ТоррансаДорисуй 10 фигур

Слайд 19Пятна Роршаха

Пятна Роршаха

Слайд 20Технология «Образ и мысль»
Познание происходит за счет способности понимать, и простое

накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие…
Основные идеи, положенные в основу технологии:
образовательный курс «Стратегии визуального мышления» (США), в основе которого – стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа:

Технология «Образ и мысль»Познание происходит за счет способности понимать, и простое накопление фактов не приводит к истинному

Слайд 21стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично);
«конструктивная»

стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования);
«классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению);
«интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя);
«рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).

стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично);«конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического

Слайд 22Вопросы системного подхода:
Кто, что? (объект);
Когда? (время);
Где? (пространство);
Как? (образ действия);
Зачем? (установление причинно-следственных

связей).
Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками любого возраста (оптимальный состав группы – 10-15 человек) по «пониманию» произведения искусства.

Вопросы системного подхода:Кто, что? (объект);Когда? (время);Где? (пространство);Как? (образ действия);Зачем? (установление причинно-следственных связей).Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками

Слайд 23Принципы:
Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:
не дает никакой искусствоведческой информации, пока

она не становится востребованной;
не навязывает своего мнения;
не высказывает оценок;
обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз;
обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,
Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.

Принципы:Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;не навязывает своего

Слайд 24Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).
Методы:
фасилитированная дискуссия;
перефразирование ответов учащихся;
«линкинг»

(связное обобщение);
коллегиальное обсуждение.

Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).Методы:фасилитированная дискуссия;перефразирование ответов учащихся;«линкинг» (связное обобщение);коллегиальное обсуждение.

Слайд 25Стратегия вопросов
– Что (кого) вы видите?
– А что еще? Кто видит

что-то другое?
– Что происходит на этой картине?
– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
– Кто этот человек?
– Где это происходит? (Кто, что и где?)
– Когда это происходит? (Где и когда?)
Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
Каков смысл происходящего?
Как бы вы назвали эту картину?

Стратегия вопросов– Что (кого) вы видите?– А что еще? Кто видит что-то другое?– Что происходит на этой

Слайд 26Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие

умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.
Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления

Слайд 27Малевич. Бульвар

Малевич. Бульвар

Слайд 28Выводы по второй главе
Во второй главе мы рассмотрели организационно-педагогические условия для

развития творческих способностей детей на примере нашей школы. Одним их важных условий формирования самовыражения ребенка, является знание возрастных особенностей, создание доброжелательной атмосферы, наличие возможности выбора, как формата, так и художественных материалов, вариативность заданий, использование методов, направленных на развитие творческих способностей.
На основании изученного материала был проведен анализ программ и разработаны упражнения, задания, обсуждений, цикл внеурочных занятий направленных на развитие творческих способностей детей 5 класса средствами выразительности графики.

Выводы по второй главеВо второй главе мы рассмотрели организационно-педагогические условия для развития творческих способностей детей на примере

Слайд 29Заключение
В ходе апробации занятий по внеурочной деятельности дети показали разное чувствование

картин, дети активно включаются в диалог с учителем и друг с другом, мотивация повышена, все работы разные и наполнены личностным смыслом, высокий уровень креативности и интереса.
В дальнейшем планируется развивать систему заданий, упражнений и обсуждений с целью создать цикл занятий по внеурочной деятельности для развития творческих способностей детей.
Удалось заинтересовать детей средствами выразительности графики и вовлечь их в систематическое обсуждение произведений искусства.
В работе поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

Заключение	В ходе апробации занятий по внеурочной деятельности дети показали разное чувствование картин, дети активно включаются в диалог

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть