Слайд 1Развитие творческих способностей детей средствами выразительности графики
Автор презентации:
Слушатель курсов «Теория и
методика преподавания изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС»
Делюкина Елена Борисовна учитель ГБОУ СОШ №364
Научный руководитель: Хащанская Мария Карловна
старший преподаватель ККО СПб АППО
СПб 2018
Слайд 2Цель: Исследование возможностей развития творческих способностей детей средствами выразительности графики.
Задачи:
1.
Изучить теоретический материал о средствах выразительности графики;
2. Проанализировать возможности развития творческих способностей учащихся;
3. Разработать и апробировать цикл занятий по развитию творческих способностей средствами языка графики;
4. Сделать выводы о возможностях развития творческих способностей учащихся в ходе реализации цикла уроков по освоению языка графики;
Слайд 3Введение
Актуальность: ФГОС ООО от 17 декабря 2010 года № 1897 требует
развития целого ряда личностных характеристик выпускника (п.6). [1;3] В нашей работе мы уделяем особое внимание развитию творческих способностей учащихся. Для нас важно не просто сформировать у детей умения и навыки, а в первую очередь научить выражать художественный образ, вкладывая в него свой личностный смысл. Противоречие заключается в том, что мы должны развивать творческие способности, а педагогических условия недостаточно соответствуют этому и программы. Недостаточно разработаны методики развития творческих способностей, поскольку больше внимания уделяется не развитию личностных качеств, а привитию умений и навыков. Внеурочная работа дает для этого больше возможностей. На решение этого противоречия и направлена работа. Только когда ребенок вкладывает личностный смысл в создаваемый образ, он сможет реализовать свой творческий потенциал.
Новизна: в интеграции лево- и правополушарного восприятия учащихся через использование вышеприведенных методов
Слайд 4«… пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть
на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдёшь удивительнейшие изобретения…»
(Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. Обучение живописца)
Слайд 5Графика
Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства,
который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
Слайд 6Средства выразительности графики
Линия
Пятно
Штрих
Точка
Слайд 7Графические материалы
Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis – кровь) палочек из каолина и
оксидов железа. Цветовая
гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному.
Уголь (родств. agnis - огонь) - палочки, полученные из веточек березы, ивы и других деревьев обожженные специальным способом.
Соус – разновидность пастели .Приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, и раствора растительного клея
Слайд 8Гравюра и литография
Гравюра (от французского слова graver – вырезать) – вид
графического искусства, где изображение получается при помощи оттискивания на бумаге или ткани отгравированных специальными инструментами или химическими средствами металлических, деревянных или линолеумных форм.
Слайд 9Печать гравюры
Высокая – гравюра на дереве и гравюра на линолеуме.
Глубокая (углубленная)–
резцовая гравюра, офорт, сухая игла. В прочерченные или протравленные на металлической доске царапины или борозды «забивается» краска, которая под сильным давлением (станка) переносится на увлажненную бумагу.
Плоская - литография
Слайд 10Графические техники
Офорт - печать с металлической пластины
Линогравюра – печать с линолеума
Ксилография
– печать с дерева
Литография – печать со специального камня (особого вида плотного известняка), относится к плоский печати.
Слайд 11Определение творчества
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто
новое, все равно будет ли это созданная творческой деятельностью какая-нибудь вещь внешнего мира или известным построением ума или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке.
(Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте)
Слайд 12Факторы развития творческих способностей
опыт художественных впечатлений образов искусства;
некоторые знания, умения в
области разных видов художественной деятельности;
система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Слайд 13Педагогические условия творческой изобразительной деятельности детей
1.Наличие знаний, умений, навыков по изобразительной
деятельности.
2.Развитие изобразительных способностей (для традиционных видов изобразительной деятельности).
3.Развитие продуктивного воображения и образного мышления (Л.С.Выготский).
4.Наличие разнообразных традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов.
5. Предварительная работа, включающая разнообразные наблюдения, получение впечатлений.
6. Эмоциональная стимуляция творческой активности ребенка.
7. Игровая стимуляция творческой деятельности.
8. Использование художественного слова, музыки.
9. Приобщение к выдающимся произведениям мировой культуры.
10. Предварительный многовариативный показ. Например, разнообразие цветовых и композиционных решений.
Слайд 14Выводы к первой части
В первой главе, на примере работ известных художников,
нами были изучены средства выразительности графики такие как: точка, штрих, линия и пятно, а также их сочетания. Кроме того, к средствам выразительности относятся композиция, ведь от того в каком месте листа поставлена, например, точка зависит её восприятие зрителем. Немаловажную роль играют и свойства поверхности – отпечаток монотипии, выполненный на гладкой бумаге, позволяет получить такие эффекты, которые нельзя получить на шероховатой бумаге. Линия, проведенная углем по шероховатой бумаге, напротив, более выразительна, чем по гладкой. Мы рассмотрели графические техники: офорт, ксилографию, литографию и компьютерную графику. Для разработки цикла уроков или внеурочных занятий важно знать особенности творческого развития детей, факторы и педагогические условия. Необходимыми условиями творческого развития являются: опыт художественных впечатление произведений искусства; знания и умения в области художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»); творческая среда для занятий художественной деятельностью.
Слайд 15Упражнения
Упражнение 1. Линия с наклоном в одну сторону.
Упражнение 2. Волнообразный штрих-зигзаг.
Упражнение
3. Штрих в несколько рядов.
Упражнение 4. Штрих, двигающийся по кругу.
Упражнение 5. Штрих, идущий от центра круга.
Упражнение 6. Штрих, чуть касаясь бумаги.
Упражнение 7. Постепенно усиливая нажим.
Упражнение 8. Короткий и длинный штрих.
Упражнение 9. Меняющиеся паузы просветы между штрихами.
Упражнение 10. Постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы-просветы.
Упражнение 11. Штрих-зигзаг с постепенным удлинением.
Упражнение 12. Меняющийся наклон штриха.
Упражнение 13. Рука. Линия.
Упражнение 14. Фрукты. Линия.
Упражнение 15. Декоративный цветок. Точка в виде семечки.
Упражнение 16. Ваза и драпировка. Точка.
Упражнение 17. Ваза и драпировка. Линия.
Упражнение 18. Ваза и драпировка. Штрих.
Упражнение 19. Ваза и драпировка. Пятно.
Упражнение 20. Ваза и драпировка. Линия и пятно.
Упражнение 21. Три кофейных зерна (рисунок и надпись). Линия.
Упражнение 22. Домашнее животное. Силуэт. Пятно.
Упражнение 23. Дама. Силуэт (черный и белый фон). Пятно.
Упражнение 24. Дама. Линия.
Упражнение 25. Фактуры.
Слайд 18Задание по тесту Торранса
Дорисуй 10 фигур
Слайд 20Технология «Образ и мысль»
Познание происходит за счет способности понимать, и простое
накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие…
Основные идеи, положенные в основу технологии:
образовательный курс «Стратегии визуального мышления» (США), в основе которого – стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа:
Слайд 21стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично);
«конструктивная»
стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования);
«классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению);
«интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя);
«рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).
Слайд 22Вопросы системного подхода:
Кто, что? (объект);
Когда? (время);
Где? (пространство);
Как? (образ действия);
Зачем? (установление причинно-следственных
связей).
Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками любого возраста (оптимальный состав группы – 10-15 человек) по «пониманию» произведения искусства.
Слайд 23Принципы:
Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:
не дает никакой искусствоведческой информации, пока
она не становится востребованной;
не навязывает своего мнения;
не высказывает оценок;
обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз;
обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,
Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.
Слайд 24Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).
Методы:
фасилитированная дискуссия;
перефразирование ответов учащихся;
«линкинг»
(связное обобщение);
коллегиальное обсуждение.
Слайд 25Стратегия вопросов
– Что (кого) вы видите?
– А что еще? Кто видит
что-то другое?
– Что происходит на этой картине?
– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
– Кто этот человек?
– Где это происходит? (Кто, что и где?)
– Когда это происходит? (Где и когда?)
Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
Каков смысл происходящего?
Как бы вы назвали эту картину?
Слайд 26Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие
умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.
Слайд 28Выводы по второй главе
Во второй главе мы рассмотрели организационно-педагогические условия для
развития творческих способностей детей на примере нашей школы. Одним их важных условий формирования самовыражения ребенка, является знание возрастных особенностей, создание доброжелательной атмосферы, наличие возможности выбора, как формата, так и художественных материалов, вариативность заданий, использование методов, направленных на развитие творческих способностей.
На основании изученного материала был проведен анализ программ и разработаны упражнения, задания, обсуждений, цикл внеурочных занятий направленных на развитие творческих способностей детей 5 класса средствами выразительности графики.
Слайд 29Заключение
В ходе апробации занятий по внеурочной деятельности дети показали разное чувствование
картин, дети активно включаются в диалог с учителем и друг с другом, мотивация повышена, все работы разные и наполнены личностным смыслом, высокий уровень креативности и интереса.
В дальнейшем планируется развивать систему заданий, упражнений и обсуждений с целью создать цикл занятий по внеурочной деятельности для развития творческих способностей детей.
Удалось заинтересовать детей средствами выразительности графики и вовлечь их в систематическое обсуждение произведений искусства.
В работе поставленные задачи выполнены, цель достигнута.