Слайд 1
Урок искусства в 8 классе
«Нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве. Эбру
и суманагиши».
Выполнил учитель изобразительного искусства МКОУ Бучальская СОШ Кимовского района Тульской области
Попова Надежда Сергеевна
Слайд 2Эбру = искусство рисования на воде. Это древнейший способ создания узоров
с эффектом мрамирования.
Творческий момент происходит на воде, этом естественном полотне
Слайд 3История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно
веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений
.
Слайд 4Этимология слова эбру также доподлинно неизвестна. Есть несколько версий. Первая: эбру
произошло от арабского «ab-ru», в переводе «вода для лица». Вторая: слово произошло от чагатайского «ebre» - «волнообразный». Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной третью версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».
Слайд 5В технике эбру можно создавать изображения, которые напоминают мраморные прожилки. Поэтому
само это искусство еще иногда и называют мраморизация (или марморирование).
В эбру краска наносится на поверхность воды. Художник направляет движение краски нужным образом при помощи своего мастерства.
В разных источниках это называется - "мрамирование" или "мармирование". И так и так правильно. Путаница с названием произошла из-за перевода заграничных «имен»: по-немецки мрамор — der мarmor, по-испански — el marmor, по-английски — marble, по итальянски -marmo – мрамор).Но известно марморирование было уже давно.
Слайд 6Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого
необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование».
Слайд 7 Суминагаши
Суминагаши
– это именно рисование на воде,. Краски для обеих техник – эбру и суминагаши – используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды. Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы.
Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага. Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком.
Слайд 8Суминагаси (suminagashi )— мраморирование древнее и возрождающееся вновь искусство Китая, а
переводится как — ветер, рисующий всплеском воды.
Слайд 9Техника эбру
Начинается процесс с того же, что и суминагаши – в
прямоугольную емкость наливается раствор-основа, но специальные краски наносятся вручную особыми инструментами.
Традиционно для техники эбру эти инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса. Этими «кистями» художник работает с нерастворимой пленкой красок – смешивает цвета, растягивает, закручивает и т.д. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному (другое название техники эбру – турецкое мраморирование), но «текстура» рисунка, выполненного в технике эбру, отличается от суминагаши. С помощью тех же красок поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон.
Слайд 10Эбру — это особая техника создания невероятно красивых картин.
Слайд 12Эбру — это искусство Востока, такое же вечное и красивое. На
воде создаются неповторимые шедевры
Слайд 13Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры.
Каждая картина уникальна и неповторима.
Слайд 14Раствор для эбру.
. В Эбру используются только натуральные материалы. Вязкость воды
увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Ее высушивают на солнце.. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства. Так получается лепестковая китре. Для получения нужного раствора лепестки нужно настаивать 2 недели
Слайд 15Кисти
Кисти (фырчалар). Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко
отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.
Шило (биз). Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п
Гребень (tarak-тарак). Для получения «чешуйчатого» узора использется гребень, длинна которого соответствует длинне или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.
Слайд 16Краски для рисования эбру.
Краски (бойалар). Краски для
эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:
Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.
Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки –ближе к изумрудному.
Темно-синий: особый сорт натуральной синьки.
Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она чень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавлют сосновые иголки.
Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
Красный: оксид железа из листьев красной капусты.
Слайд 17Рисование на воде дает вам возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать
себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом или гребнем создает неповторимый образ.
Рисование Эбру как искусство доставит вам удовольствие, вы сможете фантазировать. без границ
Слайд 18В мире искусство эбру называют Турецким мраморированием. Способ окрашивания поверхностей специальными
красками, которые при добавлении их в воду, создают на ее поверхности причудливые разводы.
Слайд 19Философия Эбру
Рисование на воде Эбру, имеющее древнюю историю, представляет собой не
просто нанесение красок на определенную поверхность, но скорее это целая философия. Ведь Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.
Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься.
Эбру — это в большей мере искусство абстракций. Оно полностью отражает восточную культуру. Очень красивые сочетания форм, которые дает рисование картин на воде, гармонируют с самой природой. Вы всегда сможете получить красивое изображение, даже если никогда не рисовали
Слайд 20Этапы рисования:
Наливаем раствор воды с соком (нектаром) турецкого растения - эндемика
гевены.
Берём краску и с помощью пипетки капаем в воду несколько капель.
Чем больше берём разных красок, тем ярче рисунок.
С помощью спицы выводим различные узоры.
Далее берём кисть, изготовленную из розового дерева и конского волоса. Наносим на кисть краску и стучим над поверхностью лотка.
Капаем в воду одну каплю краски и начинаем рисовать.
Переводим рисунок на бумагу.
Рисунок готов.
Слайд 21Духовные аспекты эбру
Вот как характеризует духовные аспекты этого искусства мастер эбру
Мераль Озджан:
“Искусство эбру обходит стороной ревность, лицемерие, высокомерие и другие болезни нашего сердца. Поэтому, основа этого искусства – терпение. Люди, обладающие терпением, стойки к этим болезням. Прикасаясь к эбру, вы, подобно младенцу, очищаете сердце от лишних намерений, от зла. И будто в зеркале мы видим собственное отражение, открываем собственную красоту и красоту мира и уходим от зла и ненужных привычек…
Эбру дает нам положительную энергию и забирает отрицательную. Это научно доказано. Это искусство используют даже в лечебных целях. Эбру обладает секретом счастья…”
Слайд 22Интернет- ресурсы
http://art.podarkiwsem.ru/index.php/risovanie-na-vode
http://risuyu.com/risovanie-na-vode-html/
http://yandex.ru/video/search?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D1%8D%D0%B1%D1%80%D1%83&where=all&filmId=hC9ykNdoUXI
http://ebru-art.ru/
http://ru.wikipedia.org/
Слайд 23Источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:
http://chatte.com.ua/sites/default/files/Zavitok_0.png?1370784643