Слайд 1Из истории балетного искусства
Слайд 2БАЛЕТ – танцевать, принято определять как вид музыкально-театрального искусства,
содержание которого выражается
в хореографических образах.
Его корни уходят в XIV век. Поначалу балеты не имели никакого сюжета.
Спектакли составлялись из отдельных придворных бальных танцев и не требовали от
исполнителей особой техники. Постепенно сюда стали использовать несложные сюжеты
и появилась пантомима. Герои этих спектаклей появлялись на сцене в костюмах, сшитых по последней моде.
Слайд 3Движения в танце были медленными и величественными, ноги ставились в
выворотную позицию:
пятки вместе, носки разведены в стороны.
Во Франции во времена Людовика 14 была основана Королевская академия танца.
Именно в то время были разработаны основные каноны и формы классического
балета. Стала меняться и техника танца: он приобрёл всё большую виртуозность и
профессионализм. Выдающимся реформатором балетного искусства стал
ЖАН ЖОРЖ НОВЕР, который выдвинул на первый план содержание спектакля,
его сюжет.
ЖАН ЖОРЖ НОВЕР
Слайд 4«Музыка - душа танца» - говорил французский балетмейстер Новер-хорошо написанная музыка,
должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка».
Слайд 5Развлекательным постановкам Новер противопоставил серьёзные драматические
сюжеты. Темы для своих балетов
он брал из истории, античной литературы и
мифологии. Его постановки носили трагико-комедийный и героико-лирический
характер. Впервые актёры появились на сцене без масок, и зрители могли увидеть
Выражение их глаз и мимику.
Реформы Новера коснулись также музыки, костюмов и декораций балетного спектакля.
Отныне балет стал самостоятельным театральным жанром.
Слайд 6В эпоху романтизма на первый план выдвинулась идея столкновения мечты и
реальности. Основой сюжета романтического балета стала борьба человека
И сверхъестественных сил – духи, приведения, мифологические существа.
Идеалом романтиков были лёгкие, воздушные танцевальные элементы. Вставая
на кончики пальцев танцовщица будто парила в воздухе.
Особую роль стала играть в балете и музыка: теперь она не только сопровождала
Действие, задавала ритм танца, но и красноречиво « рассказывала» о судьбах
героев.
Слайд 7Балет – синтетическое искусство, в котором
танец, главное выразительное средство балета,
тесно связан с музыкой,
с драматургической основой – либретто,
с декорациями,
с работой костюмера,
художника-осветителя и т.д.
Балет многообразен:
сюжетный – классический повествовательный многоактный балет,
бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.
По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.
20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.
Слайд 8Кто сочиняет балет
Композитор – музыка.
Либреттист – содержание.
Балетмейстер – хореография.
Слайд 9Либретто - основа балетного спектакля.
Либретто основывается на литературном произведении и
пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи.
Обычно сценарии пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист.
Слайд 10В балете различают типы танца:
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Слайд 12Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху.
Декорации на сцене характеризуют
среду и эмоциональную атмосферу действия.
В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения.
Слайд 13Кто исполняет балет.
Балерины – солисты.
Танцоры – солисты.
Кордебалет.
Дирижер.
Симфонический оркестр.
Слайд 14Балетные термины
Вариации – сольный танец героя.
Pas-de-deux – танец двух героев.
Pas-de-trois– танец
трех героев.
Кордебалет – большой общий танец .
Характерный танец – отличается пантомимой и необычной хореографией.
Слайд 15Па-де-де – танец для двоих
Па-де-труа – танец для троих
Слайд 17Плие -приседание на выворотных стопах.
Батман – поднятие ноги на 90 градусов.
Гранд-батман
– поднятие ноги на 180 градусов
Фуэте –вращение на месте на одной ноге.
Слайд 18Пачка балетная
Па́чка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц.
Стиль и
форма пачки со временем менялись. В начале 20 века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями.
Слайд 19Пуанты
Слово пуанты происходит от французского «кончик». Современные пуанты изготавливаются из атласной
материи, чаще всего пуанты заказываются мастеру для определенной балерины. Это необходимо для того, чтобы они надежно закрепили стопу. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки.
Слайд 20Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс
в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.
Знаменитые балеты композитора:
«Лебединое озеро»,
«Спящая красавица»,
«Щелкунчик»
Слайд 21Примы-балерины русского балета
ГАЛИНА УЛАНОВА –
икона классического балета
ОЛЬГА ЛЕПЕШИНСКАЯ
Слайд 22НАТАЛИЯ БЕССМЕРТНОВА
СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА – новый символ русского балета.
Слайд 23Марис Лиепа
Илзе Лиепа
Андрис Лиепа
Слайд 24Анастасия Волочкова
Николай Цискаридзе
Слайд 25Балерина, балерина ах, как хороша!
В белоснежной пелерине тонкая душа.
В вечной
музыке движений переборы ног,
Красота прыжка, круженье стонов, стен и стоп.
Всё и всех перетанцуешь - мир, любовь и жизнь...
Чьи-то чувства, чьи–то судьбы, в вихре закружишь.
В мнимой хрупкости таится гордая душа.
Балерина, чудо-птица как ты хороша...
Подготовила:
учитель МХК Савичева Н.В.