Слайд 1ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ
УРОК 2
Слайд 2Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий
в целое или набор.
Синтез искусств- это соединение нескольких видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.
Слайд 3Синтез искусств
Синтез искусств – это соединение нескольких разных видов искусства в
художественное целое. Например: синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств. Особенно ярко проявляется в оформлении храмов.
Слайд 4Виды искусств
Живопись
Скульптура
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство
Музыка
Слайд 5Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая
в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Слайд 6 ВИДЫ РЕЛИГИЙ:
1.Христианство в России:
1.1 Православие
(православные христиане)
1.2 Католицизм (католики)
1.3 Протестантизм (протестанты)
1.3.1 Лютеранство (лютеране)
2. Ислам (мусульмане)
3. Иудаизм (иудеи)
4. Буддизм (буддисты)
Слайд 7
По данным христианского сайта
на 2011 год распределение населения Земли по
религиозному признаку:
Христиане — 2,31 млрд (33 % населения Земли)
Мусульмане — 1,58 млрд (23 %)
Буддисты — 0,47 млрд (6,7 %)
Иудеи — 15 млн (0,2 %)
Не религиозные — 0,66 млрд (9,4 %)
Атеисты — 0,14 млрд (2 %).
Слайд 8 В Санкт-Петербурге
268 конфессий и
религиозных объединений
12 соборов
4 православных монастыря
Армянская Апостольская церковь Св. Екатерины Католическая Базилика Св. Екатер.Александрийской
Лютеранская церковь Святых Петра и Павла
Голландская реформатская церковь
Соборная и кафедральная мечеть Большая Хоральная Синагога
Слайд 9Храм – это культовая постройка, которая воплощает образ мироустройства в той
или иной религии, её основные ценности.
Храм есть земное жилище Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом, место спасения души.
Поэтому образ храма содержит в себе идею Божественного начала.
Слайд 10Христианская архитектура воплощает в себе и православные храмы и католические соборы.
Мусульманские
храмы состоят из мечети и минаретов.
Буддийские храмы имеют в основе пышный и тяжелый орнаментально-скульптурный декор.
Слайд 12План Храма Христа Спасителя
В плане Храм представляет собой равноконечный крест, шириной
около 85 м. Уникальное совмещение функций церкви и музея, для которого предназначены галереи по периметру здания.
Слайд 13Православный храм родом из Византии.
По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою
космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.
Храм всегда ставили алтарем на восток — навстречу солнцу — не случайно: Бог ассоциируется со светом.
Слайд 14Всякий храм венчает купол с крестом.
Слайд 15Устройство православного храма .
Православный храм родом из Византии.
По религиозным представлениям здание церкви
олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.
Храм всегда ставили алтарем на восток — навстречу солнцу — не случайно: Бог ассоциируется со светом.
Всякий храм венчает купол с крестом.
Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.
Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.
Слайд 16Купол опирается на цилиндрический барабан , прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды
поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары , повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды , в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам — полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.
Слайд 19С западной стороны к нему пристроен притвор , отделенный глухой стеной с дверью.
В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение
Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.
Слайд 20В восточной части храма располагается святилище – алтарь . Он отделен преградой, уставленной иконами
– иконостасом . В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности.
Слайд 21Величественная архитектура церквей и храмов
Слайд 22Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно,
он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благо -украшения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.
Слайд 24Долгая зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы при
строительстве жилья: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой же причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вытеснили покатые византийские.
Из- за холодных суровых зим на Руси церкви строили двух типов: зимние — небольшие, отапливаемые; летние — более просторные, без печи. Иногда их собирали под одной крышей — внизу ставили теплую церковь, наверху — холодную.
Почему русские храмы обычно многоглавы? Не только для красоты. Чем крупнее церковь, тем больше требуется куполов: ведь каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.
Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга. Так польза порождает красоту.
Слайд 26Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где
во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.
Слайд 28В восточной части храма располагается святилище – алтарь. Он отделен преградой, уставленной
иконами – иконостасом. В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности.
Слайд 31В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по
названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.
Слайд 32В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник. В нем
перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница.
Слайд 35ИКОНА с греч. - изображение, образ)
- живописное, реже рельефное
изображение
богов, святых и др.
сверхъестественных существ,
являющихся объектом религиозного почитания.
Иконы распространены вправославии.
В Древней Руси иконы писались темперными
красками на деревянной
доске, которая предварительно грунтовалась.
Готовое изображение покрывалось олифой.
Слайд 36Те́мпера — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат
эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо).
Слайд 37Православный храм
Откуда — Византия.
Ориентирован с запада на восток.
Основные архитектурные
составляющие — купол (или несколько), барабан, закомары, апсиды, портал.
Изобразительное искусство — иконы, резьба по дереву и камню.
Музыка — хор.
Слайд 39Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из
них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.
Храм всегда ориентировался по сторонам света.
На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.
Слайд 40На Востоке много веков назад появилась простая строительная конструкция — арка:
две опоры и перекинутая между ними каменная дуга.
Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.
А что если арку повернуть вокруг совей оси и повторить много раз?
А если арку повернуть вокруг своей оси, получится купол.
Арку, свод и купол у восточных народов позаимствовали древние римляне. От них эти архитектурные формы стали известны будущим европейцам и византийцам, которые и привезли "новинку" на Русь. Стена, арка, купол и свод стали основой конструкций каменных сооружений на Руси — дворцов, храмов, крепостей.
.
Слайд 41Особенность сводчатых построек — очень толстые стены. Даже невысокие каменные палаты
имели стены толщиной 2 метра. Ведь свод давит на стены не только вертикально, но и в стороны, словно пытается их опрокинуть. Для укрепления стен приходилось строить контрфорсы — дополнительные наружные подпорки.
Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода.
Слайд 42ГО́ТИКА, -и, ж. Художественный стиль, преимущественно архитектурный, позднего европейского средневековья, достигший наибольшего развития
в строительстве легких, остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатейшим декоративным убранством (статуями, рельефами, витражами).
ГОТИКА — (от итал. gotico букв. готский, от названия германского племени готов
Слайд 43Базили́ка (бази́лика; греч. «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из
нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Неф лат. - кора́бль— вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Слайд 45Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в
светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
Слайд 47Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и
алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).
Слайд 49Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для
него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира.
Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).
Слайд 51Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной
и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
В разработке сюжетов витражей, как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.
Слайд 53Это место называлось атрием (или нартексом).
От нартекса к порталу вела
паперть - возвышенное место. В нартексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые нефы храма.
В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.
Слайд 55Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение,
часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.
Слайд 57Католический храм
Откуда — Римская базилика.
Ориентирован с запада на восток.
Крестообразное внутреннее
строение, пересечение под шпилем или куполом.
Своды, контрфорсы, большая высота сводов.
Изобразительное искусство — скульптура, витражи, мозаики, реже иконы,
Музыка – орган, хор.
Слайд 58Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся
в пресвитерии, - алтарь и дарохранительница - табернакула (от лат. Taberna`culum - шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.
Слайд 60Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник
произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории - "епархии").
Слайд 61В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется
исповедальней или конфессионалом.
Слайд 63 Под хорами, ниже уровня пола находится крипта ("тайное место"), склеп,
где находится захоронение святого, которому посвящен храм.
Слайд 65Католицизм и православие - Основные расхождения в догматике
Православие не принимает латинскую
формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).
Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.
В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.
Слайд 67Мусульманская мечеть
Большим куполом символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около
мечети) — его пророка (Магомета).
Место для коллективной молитвы.
Направление на главную святыню мусульманского мира – Мекку (Саудовская Аравия)
Изобразительное искусство – геометрический и растительный орнамент,
декоративно оформленные изречения из Корана.
Слайд 68Мечеть — не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а
место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу — главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».
Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).
Слайд 70Мусульманский храм
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует
единого Бога (Аллаха) и
минаретом
(башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть
включает в себя два соразмерных
пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.
Слайд 73Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в
конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).
Слайд 75Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными
решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.
Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.
Слайд 77В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура
(дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный.
Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Слайд 79Буддийский храм
Представляет собой «Три сокровища» (Будда, его учение, община) собранные в
одном месте.
Алтарная часть – на востоке.
«Золотой зал»– для изображений Будды и бодхисаттв.
Пагода – для хранения клада, символизирующего останки земного тела Будды
Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.
Изобразительное искусство – резьба по камню и дереву, скульптура, живопись, мозаика.
Музыка – гонги, традиционные восточные муз.инструменты, вокал.
Слайд 81Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был
основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.
Слайд 83Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым
заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода - предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке
Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.
Слайд 85Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В
углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.
Слайд 87Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую
систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.
Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.
Слайд 89В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при
малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
Слайд 90Культуру какой страны, религии или эпохи олицетворяет каждая арка?
Рим
Византия
Древняя Русь
Готика
Ислам
(мусульманство)
Православные
храмы