Задачи
Изучить деятельность художественных объединений
Познакомится с ведущими направлениями культуры и ее представителями
Задачи
Изучить деятельность художественных объединений
Познакомится с ведущими направлениями культуры и ее представителями
В архитектуре получил распространение стиль модерн. Постройки в этом стиле украсили многие русские города. Вместе с тем продолжали строиться здания в исторических стилях.
С наступлением XX в. стали меняться жизнь и быт горожан. В городах строилось все больше многоэтажных домов, появилось электрическое освещение, автомобильный транспорт, трамвай.
Народные городские праздники и гулянья дали много материала для русской художественной культуры того времени.
Художественная жизнь России начала XX в. была необычайно яркой и разнообразной. Одновременно существовали такие не похожие друг на друга художественные объединения, как «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».
1. «Союз русских художников»-1903 г. Здесь собрались лучшие живописцы Москвы и Петербурга, представители «Мир искусства», передвижники: Н.Рерих, Б.Кустодиев, В.Серов, М.Врубель. Их объединял общий интерес к русской теме: история России, жизнь и быт её народа, красота родной природы.
«Голубая роза»- 1907г. Вошли выпускники Московского училища живописи: П.Кузнецов, М.Сарьян и др. Объединяла любовь к декоративности, интерес к востоку
«Бубновый валет» - 1910г. Художники: П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов. Отвергали реализм в искусстве, за образец брали новейшие течения французской живописи- фовизм, кубизм. Стремились подчеркнуть форму вещи, сделать её материально весомой.
«Ослиный хвост» -1912 г. Группа художников, отколовшаяся от «Бубнового валета»: М.Ларионов, Н.Гончарова и др. Их привлекали русские художественные традиции: уличные вывески, народная картинка, детский рисунок. Основой их живописи становится примитивизм.
С понятием «Серебряного века» связанно рождение русского авангарда, в рамках которого развивались такие новаторские художественные направления, как футуризм, абстракционизм, супрематизм, аналитическое искусство. Имена В.В. Кандинского, М.З. Шагала, К.С. Малевича, П.Н. Филонова и других мастеров русского авангарда знают во всем мире.
Излучистая
Лучистая
Чистая
Истая
Стая
Тая
Ая
Я
В театральном искусстве впервые прозвучало имя К.С. Станиславского - выдающегося реформатора сцены, создателя системы профессиональной подготовки актера, получившей признание во всем мире. Состоялось открытие МХТ(1898г).
На рубеже ХIХ-ХХ вв. возникло искусство кино. Очень быстро Россия вошла в число кинематографических держав мира. И ныне помнят имена выдающихся мастеров русского «немого» кино: В.В. Холодной, И.И. Мозжухина, Я.А. Протазанова, А.А. Ханжонкова.
По
Советское государство провело широкую национализацию учреждений культуры и художественных ценностей: театров, музеев, императорских дворцов и дворянских усадеб, частных коллекций и т.п.
По инициативе В.И. Ленина был разработан план монументальной пропаганды, к осуществлению которого привлекли многих видных мастеров скульптуры.
В 20-е гг. политика компартии в области художественной культуры допускала значительную свободу художественного творчества. Это позволило одновременно сосуществовать таким разным художественным объединениям, как Пролеткульт, ЛЕФ, АХРР, ОСТ, ОМХ, «4 искусства».
ЛЕФ – 1922 год (Левый фронт искусств). Возглавил объединение В.Маяковский. Члены ЛЕФа: В.Каменский,Б. Пастернак, А.Родченко, В.Татлин.
Цель объединения: отображать точно и оперативно новую жизнь. В основе искусства должен быть документальный факт.
Жанры искусства: очерк, репортаж, фотография, кинохроника, плакат
Пропагандировали теорию «социального заказа»
АХРР(Ассоциация художников революционной России)-1922г. Входили представители реалистической школы живописи ( в т.ч.передвижники): И.Бродский, М. Греков. Е.Чепцов и др. (650 чел).
Цель: «художественно- документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве»
Стремились сделать живопись более понятной массовому зрителю.
Отвергали новейшие направления в искусстве, например русский авангард.
ОСТ( Общество станковистов) – 1925г. Вошли выпускники первого советского художественного вуза6 А.Дейнека, Ю.Пименов, возглавил –Д.Штеренберг.
Выступали за развитие станковой (картинной) живописи.
Выступали за освоение западноевропейского искусства
Основным художественным направлением в советской архитектуре того времени был конструктивизм. Имена зодчих К.С. Мельникова, братьев Весниных, А.В. Щусева и других хорошо знали не только в СССР, но и за рубежом.
Культурная политика 30-х годов
Трагедия культуры
В 1936г. в стране развернулась кампания борьбы с формализмом в искусстве, жертвами которой стали многие выдающиеся деятели советской культуры.
В результате массовой продажи художественных ценностей за границу и сноса памятников архитектуры отечественной культуре был нанесен невосполнимый ущерб. Немало деятелей искусств стали жертвами сталинских репрессий.
Культурные достижения 30-х годов
В 30-е гг., несмотря на запреты и репрессии, в СССР продолжали плодотворно трудиться многие выдающиеся мастера искусства, некоторые из которых получили известность еще до революции.
В это время в СССР было создано немало ярких произведений живописи, скульптуры, архитектуры, музыки.
Культура находилась под жестким партийно-государственным контролем.
Культура превратилась в важный инструмент политики.
Культура носила закрытый характер.
В ней параллельно существовали две культуры: официальная и не- официальная.
История отечественной культуры первой половины XX в. была сложна и драматична.
Значение
Культура России первой половины XX века оказала большое влияние в становлении современной отечественной культуры.
Война и культура
Еще больший ущерб был нанесен русской культуре в годы Великой Отечественной войны. Военная тема надолго стала одной из главных в советском искусстве.
После войны усилилось идеологическое давление на культуру. Были развернуты кампании по борьбе с формализмом и космополитизмом в искусстве.
Несвободное советское искусство вынуждено было прославлять И.В. Сталина и его режим. В отечественной культуре возникла целая «сталиниана».
Второй вариант
1. В чем заключалась трагедия культуры 30-х годов?
2. Перечислите все организации, которые занимались воспитанием советского человека
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть