Слайд 1«Художественная культура Китая».
Урок МХК в 10 классе
Учитель Куликова О.А.
Слайд 2Актуальность работы:
Презентация "Художественная культура Китая" раскрывает сущность культурных традиций Поднебесья. Непосредственно
тема раскрыта во всех аспектах : архитектура, живопись, скульптура . Материал дополнен иллюстрациями, видеоматериалом («Запретный город») , что способствует более эффективному освоению теоретической части, делает урок занимательным, увлекательным.
Цель урока - познакомить учащихся с великим самобытным наследием богатой многовековой китайской культуры. Презентация поможет ученикам постигнуть суть искусства Поднебесной, обогатиться духовно и культурно, понять ценности, мотивы, присущие китайскому менталитету.
Информация представлена по следующим разделам:
Архитектура .
Скульптура.
Живопись .
Заключительные слайды презентации содержат вопросы для проверки качества усвоения материала.
Материал хорошо структурирован, формулировки лаконичны и точны, акцент сделан на сжатость и полноту изложения, что делает презентацию удобным кратким конспектом по теме.
Слайд 3
На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и
самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства, литературы и философии, музыки и театра.
На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе как органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы, ее циклами, ритмами, состояниями. Человек в китайском искусстве -лишь малая частица природы.
Слайд 4Особенности китайского зодчества:
Искусное , тщательно продуманное расположение зданий на фоне природы;
Умение
зодчих найти живописное , но естественное место
Слайд 5Согласно легенде , китайскому императору Мин-ди приснился вещий сон , в
котором он увидел Будду. Вскоре в Китай приехал монах ,привёзший с собой сутры , образ царя Ашоки и статую Будды Гаутамы.По августейшему повелению в 68 г. Для миссионера , приехавшего в город на белой лошади , в пригороде Лояна был заложен моностырь Баймаса.
Слайд 6Великая Китайская стена (4в.до н.э.-15в.)
Основное назначение-оградить Китайское государство от набегов кочевых
племён с севера.Протяженность-5 тыс. км. По её верху проложена дорога шириной 5-8 м , по которой могли передвигаться войска.
. Через каждые 100-150 м по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов.
Слайд 7Пагоды-
Мемориальные многоярусные башни , возведённые в честь деяний знаменитых людей.
Все пагоды
состоят из трёх элементов , как то :
1)Цоколь- «чувственный мир» ;
2)Основная часть- «мир форм»;
3) Навершие- «мир не-форм».
Основания пагод были разными :
Квадратными , шестигранными , восьмигранными , двенадцатигран-
ными.
Слайд 8Пещерные храмы
Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные
в труднодоступных горах. К шедеврам мировой архитектуры относится монастырь Юньган. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м, в которой находится свыше 20 пещер.
Слайд 9Основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в
плане деревянный павильон, главная особенность которого – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на два или три нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами, поддерживающими крышу. Крыша служила и декоративно-художественным украшением. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов.
Слайд 10Эмблемой Китая стал Храм Неба в Пекине. В яркий солнечный день
его, открывающийся с горы общий вид напоминает золотое мерцающее море, ритм которого передают летящие, изогнутые крылья крыш. Грандиозный комплекс посвящен древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых прочитались Небо и Земля.
(видео)
Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. Стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры деталей, из которых она возводилась. Поэтому строители могли изготавливать их по отдельности, а затем собирать непосредственно на месте строительства. В результате возведение осуществлялось ударными темпами. Например, императорская резиденция — Запретный город в Пекине, общей площадью 720 тысяч квадратных метров был построен всего за 13 лет.
Слайд 12Скульптура Китая
Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Еще в III
в. до н.э., когда сложилось государство Цинь, скульптура выражала идею его могущества и неограниченной власти. во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованную китайскую державу.
Слайд 13(«Терракотовое войско». Погребальный ансамбль в провинции Шаньси)
Военачальники изображены застывшими в торжественных и напряженных позах
Солдаты, припавшие на одно колено, готовятся сразить невидимого врага.
Слайд 14Будда Вайрочаны
Характерной чертой китайской скульптуры является ее теснейшая связь с буддийской
религией. Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась именно в буддийских храмах. Главное внимание привлекают монументальные изображения самого Будды.
Слайд 15Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от
каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Слайд 16КАЛЛИГРАФИЯ
Китайская каллиграфия считается «прародительницей» японской, первые упоминания о ней датируются серединой
II - серединой I тысячелетия до н.э. Каллиграфия возведена в Китае в ранг национального искусства.
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 17ru.wikipedia.org/wiki
КАЛЛИГРАФИЯ
Письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и
эстетики.
Слайд 18Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись
на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
Слайд 19ЖИВОПИСЬ
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок,
животное или птица является знаком поэтического образа: сосна -- это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Ма Линь. Слушая ветер в соснах
www.bibliotekar.ru
Слайд 20Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой
тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. В одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «сей».
Другое направление, называемое «гунби», требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.
ЖИВОПИСЬ
Ни Цзань, «Деревья и долины горы»
Чжао Мэнфу. Краски осени в горах
ru.wikipedia.org/wiki
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 22Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (1020-1090).
Его живописные произведения отличают тонкое знание жизни природы. Именно в изменчивости, по мнению художника, заключается красота природы
Слайд 23ЖИВОПИСЬ
название неизвестно
Лян Шу-нянь
Цинь Лин-юнь
название неизвестно
www.kulichki.com
Слайд 24Бабочка и розовый цвет
Ли Жун-вэй
Птица среди лотоса
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
Слайд 25ЖИВОПИСЬ
Чжао Мэн-фу. Монах
www.kulichki.com
Слайд 26Портреты императоров
Император Тай-цзу (Taizu) ( династия Мин)
Ли Хун-цзяо
Император Кублай-Хан
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
Слайд 27Найдите соответствия:
Великая Китайская стена, монастырь Баймаса , храм Неба в
Пекине.
Слайд 29Продолжите фразу:
- На культуру Китая существенным образом повлияло…
Основное назначение Великой
Китайской стены...
Пагода-…
Характерной чертой китайской скульптуры является ее теснейшая связь с…
Основными жанрами китайской живописи являются…
Слайд 30Домашнее задание :
глава 19 (стр.195-205) ;
напишите эссе на тему «Мое
путешествие по Китаю» ;
По желанию – презентации по искусству Японии:
«Садово-парковое искусство Японии.»
«Мастера японской гравюры».
«Скульптура нэцкэ».
«Театральное искусство Японии».