Слайд 1УРОК МХК В 9 КЛАССЕ.
КИНО КАК ВИД ИСКУССТВА
Учитель МКОУ ООШ №8
Гурьева Ирина Викторовна
Слайд 2ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:
Какова история кинематографа?
Кто может назвать имя человека, который изобрел
кинематограф?
Как назывался первый фильм?
Кого считают «королем немой комедии»?
Слайд 3
«…страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж не
намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было - это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение».
М.Горький
Слайд 4
Своим появлением в мире кинематограф произвел настоящий фурор.
Его считали настоящим чудом,
началом новой эпохи в истории человечества.
Движущиеся картинки вызывали бурю эмоций у представителей абсолютно всех слоёв общества.
У кого-то восхищение, у кого-то удивление, а у кого-то даже страх.
Слайд 5
Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч.
γραφω — писать, изображать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия.
Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФА
Конец XIX в. — создание кинескопов, биоскопов,
витаскопов и др. примитивных видов кинопроекторов.
кинескоп
биоскоп
Слайд 71894 — ИЗОБРЕТЕНИЕ НЕМОГО КИНО. ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ В США Т. ЭДИСОНОМ,
В АНГЛИИ Р. У. ПОЛЛОМ.
То́мас А́льва Э́дисон
На съемках очередного фильма
Слайд 8
1895 — изобретение синематографа (соединение пленки с проекционным фонарем) братьями
Огюстом и Луи Люмьерами. Появление первых документальных фильмов братьев Люмьер («Прибытие поезда», «Поливальщик» и т. д.) Создание аппарата для съемки и проецирования «движущихся фотографий» братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1895 г. положило начало успешному развитию кино в XX в. Первый фильм «Прибытие поезда». За сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом XX.
Слайд 9Братья Люмьер (Огюст слева, Луи справа)
Пусковым моментом творчества братьев Люмьер был
кинетоскоп Эдисона с движущимися картинками. Его подарил мальчикам отец, который увлек их идеей попробовать смастерить свой аппарат, который бы «выпускал картинки из коробки». Братья очень сильно увлеклись этим занятием, посвящая ему все свое свободное время. И, в конце концов, они добились своей цели! Изобретенный ими аппарат совместил в себе копировальный, съемочный и проекционный процессы.
Трудно переоценить заслуги братьев Люмьер, создавших новый вид искусства. Изобретение «кинематографа» было оценено по достоинству, братьев приняли во Французскую Академию наук. До сегодняшнего времени во Франции ежегодно происходит церемония присуждения премии имени Луи Люмьера лучшим документальным фильмам.
Кинето-тограф Эдисона
Слайд 10
На первом сеансе братьев Люмьер присутствовал человек, который поверил в будущее
кинематографа гораздо больше, чем его первооткрыватели. Этим человеком был фокусник и иллюзионист Жорж Мельес. Именно он сделал следующий шаг в истории киноискусства. Получив отказ братьев Люмьер на приобретение их киноаппарата, он вскоре по собственным чертежам заказал камеру и приступил к производству фильмов с короткими бытовыми сценками.
Очень скоро он понял возможности нового зрелища и значительно расширил их, используя свой талант иллюзиониста.
Его главное открытие — эффект «стоп-кадра».
Одним из первых Мельес сделал попытку перейти от черно-белого к цветному кино.
Мари-Жорж-Жан Мельес
Слайд 11"Однажды, когда я снимал площадь Оперы, - вспоминал Мельес, - задержка
плёнки в аппарате, произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус превратился в катафалк, а мужчины — в женщин.
Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех". Открытый Мельесом прием назвали «стоп-кадром» и применяли впоследствии для создания различных чудес на экране. Благодаря его изобретениям кинематограф впервые стал игровым и зрелищным.
Слайд 12Талант Мельеса проявился в систематическом использовании в кино многих выразительных средств
театра: сценария, актеров, костюмов, грима, декораций, специальных механизмов, деления на акты и т.д. – средств, применяемых в разных формах и в современном кинематографе. Однако это применение их в кино не было механическим подражанием театру; так, театральные механизмы нередко заменялись фотографическими трюками. Специфические требования немого кино побудили Мельеса искать новые принципы актерской игры. Но эта игра, не будучи пантомимой, все же была несколько напыщенной, с подчеркнутой жестикуляцией, так как Мельес предъявлял большие требования к жесту, чем к мимике.
Слайд 13
Вклад Мельеса в киноискусство огромен. Волшебник и маг, он первым понял
силу зрелищности кинематографа, его бесконечные возможности. Он первым стал экранизировать литературные сюжеты, его считают родоначальником многих кинематографических жанров.
Французские киноведы разделяют историю кино на два потока — от Люмьера и от Мельеса. От Люмьера — неигровое кино, хроника, показывающая реальную жизнь в ее собственных формах. От Мельеса — игровое кино, воссоздающее жизнь при помощи сюжета, актеров, декораций.
Слайд 14
1907—1908 — применение режиссером Ж. Мельесом технических трюков в
кино (макеты, двойная экспозиция, комбинированные, замедленные и убыстренные съемки и т. д.). Съемки фантастических серий («Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное»), съемки кинофеерий («Красная Шапочка», «Золушка», «Монстр»).
Слайд 15В 1902 г. выходит один из лучших его фильмов - "Путешествие
на луну". В этом фильме Мельес применил причудливые эффекты, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии. В нём Мельес соединил легкий наивный юмор театральной буффонады и загадочную фантастическую сказку, рассказывающую о приключениях нескольких чудаков-астрономов, отправившихся в пушечном снаряде на луну. В основе сценария — эпизоды романов "От земли до луны" Жюля Верна и "Первые люди на луне" Уэллса. Из первого Мельес заимствовал гигантскую пушку, ядро, клуб безумцев. Из второго — большую часть лунных эпизодов: снежную бурю, спуск в лунный кратер и на дно океана, битву с селенитами...
Слайд 16 1907 — изобретение профессором Петербургского технологического института Б. Л. Розингом
электронно-лучевой трубки (кинескопа).
1908 — создание первого рисованного (мультипликационного) фильма во Франции.
1911 — Розинг впервые в мире осуществил в лабораторных условиях передачу изображения на расстояние нескольких метров (прообраз телевидения).
Слайд 17Главное значение этого открытия заключается не в предложенной им конкретной системе
передачи изображений, которая была еще несовершенной, а в том, что оно определило направление развития телевидения на много лет вперед. Именно по этому направлению развивалась и развивается современная телевизионная техника. Вот почему Б. Л. Розинг по праву считается основоположником электронного телевидения. Его приоритет на открытие нового способа приема изображений и применение электроннолучевой трубки в телевидении был неоспоримо закреплен русскими и иностранными патентами и признан во всем мире.
Трубка Розинга.
Слайд 191914 — создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный
приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский).
Протазанов, Яков Александрович
Пьеса «Бесприданница» — с её остро поставленной социальной проблемой гибели человека в мире денег — была прекрасным материалом для Протазанова, чьи экранизации отличались большим вниманием к литературной основе фильма.
http://1001material.ru/17222.html
Слайд 201914 — создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный
приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский).
Евге́ний Фра́нцевич Ба́уэр
Родился в 1865 году в семье придворного музыканта, обрусевшего чеха, Франца Бауэра. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Работал режиссером, актером, фотографом и художником. Оформлял театральные спектакли, впоследствии — интерьеры кинотеатров. С 1912 г. работал в московском отделении «Пате», затем у А.О.Дранкова и А.А.Ханжонкова. Поставил более 80 фильмов.
Слайд 211914 — создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный
приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский).
Владимир Гардин в роли князя Верейского в фильме «Дубровский»
В 1913 году Гардин перешел в кинематограф на режиссерскую и сценарную работу. В том же году снял фильм "Ключи счастья" (совместно с Я.Протазановым). Другие фильмы Гардина: "Анна Каренина" (сценарий и режиссура), "В огне славянской бури", "Вавочка" (сценарий и режиссура), "Дни нашей жизни", "Дворянское гнездо", "Крейцерова соната", "Маска смерти" (сценарий и режиссура), "Подвиг казака Кузьмы Крючкова" (все 1914); "Война и мир" (совместно с Протазановым, сценарий и режиссура), "Вторая молодость", "Маскарад чувств" (сценарий и режиссура), "Много ли человеку земли нужно" (сценарий и режиссура, совместно с Н.Маликовым), "Накануне" (совместно с Маликовым), "Приваловские миллионы" (все 1915); "Барышня-крестьянка" (сценарий и режиссура совместно с О.И. Преображенской), "Богема", "В сетях сирен", "Власть земли", "Дочь улицы", "Лунный свет" (все 1916); "Дети сатаны", "Ток любви", "Двадцать два несчастья" (все 1917) и др.
Слайд 22Ве́ра Васи́льевна Холо́дная
За период своей сравнительно недолгой кинокарьеры, начавшейся в
1914 году и продолжавшийся вплоть до са́мой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Смерть актрисы в Одессе в 1919 году, по официальной причине наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила целый ряд легенд на этот счёт.
Слайд 23Ива́н Ильи́ч Мозжу́хин
Начав сниматься в кино в 1911 году в фильмах
компании Ханжонкова, Мозжухин быстро добился успеха благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники и гротеск. Среди его работ скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» Чардынина (1913), Чёрт в «Ночи перед Рождеством» Старевича. После начала работы в компании Ханжонкова режиссёра Евгений Бауэра Мозжухин быстро становится величайшей звездой российского кино.
Слайд 241920 — массовое развитие мирового кино благодаря творчеству американских режиссеров Д.
Гриффита и Т. Инса. Создание Ч. Чаплиным фильмов, вошедших в золотой фонд мирового искусства («Малыш», «Золотая лихорадка», «Цирк», «На плечо»). Появление в России работ талантливых режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, относящихся к наивысшим достижениям искусства XX в. («Броненосец "Потемкин"», «Потомок Чингисхана» и др.).
Слайд 25ЧАРЛЬЗ СПЕНСЕР ЧАПЛИН
( 1889-1977 )
«Я верю, что могущество смеха
и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха»
Чарльз Спенсер Чаплин
к/ф «Малыш»
Слайд 26Сэр Ча́рльз Спе́нсер (Ча́рли) Ча́плин (англ. Charles Spencer «Charlie» Chaplin; 16
апреля 1889 — 25 декабря 1977) — американский и английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии Кистоуна[3]. Чаплин активно использовал приёмы пантомимы и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюсировал фильмы, а с 1918 — писал музыку.
Слайд 27 ЭПОХА НЕМОГО КИНО
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты
демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино.
Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам XX века, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами. Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зелёной гаммой, без синего цвета) вышел ещё в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссёра армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.
Слайд 281927 — создание первого звукового фильма на киностудии «Уорнер Бразерс» (режиссер
А. Кросленд, фильм «Певец джаза»). В России первые звуковые фильмы появились в 1931—1932 гг. («Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» С. Юткевича и Ф. Эрмлера).
Слайд 291936 — первые передачи телевидения в России.
1940 — появление
в России в продаже первых телевизоров.
Первый советский телевизор ТК-1 с электронно-лучевой трубкой
Слайд 301949 — модернизация телецентра на Шаболовке. Осуществление регулярного телевещания в России.
Телецентр
на Шаболовке — телевизионный и радиовещательный центр на улице Шаболовка в Москве у подножия Шуховской башни. До открытия в 1967 году телецентра Останкино являлся главным передающим телевизионным центром России.
Регулярные трансляции российского телевидения через передатчики Шуховской башни начались 10 марта 1939 года. В этот день московский телецентр на Шаболовке передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Весной 1939 года в Москве передачи принимали более 100 телевизоров ТК-1.
Московский телецентр на Шаболовке стал основой для создания в 1951 году Центральной студии телевидения СССР, которая охватила своими программами всю страну. До 1967 года у подножия Шуховской башни размещалась штаб-квартира Гостелерадио СССР.
Слайд 31В качестве антенны великий русский инженер В.Г. Шухов предложил проект башни
высотой 350 метров, состоящей из 9 секций: ее расчетная масса составляла 2200 тонн (Эйфелева башня при 305 метрах весит 8000 тонн). Однако в связи с острой нехваткой стали в стране было решено построить 6-секционную башню высотой 148 метров. С установкой двух траверз и флагштока высота башни достигла 160 метров.
После строительства телецентра в Останкино на Шаболовке остались лишь две редакции Центрального телевидения — программ для детей и научно-популярных программ. В 1991 году технический комплекс на Шаболовке передан ВГТРК. Отсюда осуществляется вещание всех телеканалов ВГТРК.
Слайд 321970 — изобретение кассетного видеомагнитофона—приставки к телевизору.
Отечественный катушечный бытовой
видеомагнитофон «Электроника-508 Видео» в экспозиции Музея Нижегородской радиолаборатории
Бытовой кассетный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» на телевизоре
Слайд 331973 — начало массового выпуска японской фирмой «Сони» видеомагнитофонов и кассет
1980-е гг. и по настоящее время — внедрение в современное кино электронной техники, использование многоканальных систем записи и воспроизведения звука, использование компьютерной графики и синтезаторов, обеспечение эффекта непосредственного присутствия зрителя в воспроизводимом событии (стереоэффекты, эффект dolby).
Современный цифровой студийный видеомагнитофон Panasonic AJ-HD3700H
Портативный кассетный видеомагнитофон формата «U-matic» для тележурналистики
Слайд 34ЭЙЗЕНШТЕЙН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ( 1898-1948 )
Сергей Михайлович Эйзенштейн - советский
режиссер, сценарист, теоретик кино, педагог, художник. Фильмы: "Стачка" (1924), "Броненосец "Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927), "Старое и новое" (1929), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1946) и др.
Слайд 35
Настоящим открытием стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925), созданный
к двадцатилетию первой российский революции. До сих пор этот фильм, получивший огромное количество международных призов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времен и народов». Причина такого успеха — гениальность его режиссера.
Эйзенштейн внимательно следил за новейшими достижениями мирового кинематографа: они пригодились ему во время съемок фильма. Но главное завоевание Эйзенштейна — это искусство монтажа. Используя опыт Гриффита, он пошел значительно дальше американского режиссера.
Слайд 36
Работая над «Александром Невским», Эйзенштейн был увлечен проблемой синтеза музыки и
пластики. Весь год он работал с композитором Сергеем Прокофьевым. В декабре 1938 года "Александр Невский" был завершен. Режиссеру позвонили ночью от Сталина, потребовали прислать картину. Фильм вождю понравился.
В этой картине, как пишет биограф В. Шиловский, последовательно проведено сопоставление двух масс, двух судеб: судьбы людей, врубающихся в чужую страну, и судьбы людей, защищающих свою землю. Ледовое побоище — истинный центр картины.
Слайд 37
В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось
понятие «цифровой кинематограф» или «цифровое видео» (англ. digital video). Под этим термином понимают новый вид киносъёмки, когда кадры записываются при помощи цифровой камеры прямо на цифровой носитель данных.
Произведения кинематографа принято делить на художественные (игровые) и документальные (неигровые) фильмы
Слайд 38ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Виды:
АГИТФИЛЬМ
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
КИНОЖУРНАЛ
КИНОХРОНИКА
МУЗЫКАЛЬНОЕ КИНО
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО
НАУЧНОЕ КИНО
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ КИНО
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ КИНО
ПАНОРАМНОЕ КИНО
СТЕРЕОКИНО
УЧЕБНОЕ КИНО
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (ИГРОВОЕ) КИНО
Слайд 39Жанры:
ВЕСТЕРН
ИСТОРИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
КИНОКОМЕДИЯ
КИНОМЮЗИКЛ
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ (ТРИЛЛЕР)
АНИМАЦИЯ
ДЕТЕКТИВ
ДРАМА
КОМЕДИЯ
МЕЛОДРАМА
МИСТИКА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ФАНТАСТИКА
ФЭНТЕЗИ
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ
— способы отображения окружающего мира на телеэкране: очерк, интервью, репортаж, телеспектакль, многосерийный телефильм и т. д. Современная система телевизионных жанров объединяет различные жанры журналистики, искусства, научной популяризации, формы развлечения и обучения.
Слайд 40КРОССВОРД ПО ТЕМЕ « ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФА»
По горизонтали:
1.Вид искусства
2.На чем снимали
первые фильмы
3.Кто изобрел кинематограф
По вертикали:
1.Режиссер снявший фильм «Броненосец Потемкин»
2.Певый фильм назывался
« Прибытие ….»
3. .Актер-комик немого кино
Слайд 41НА МОМЕНТ ЗАРОЖДЕНИЯ КИНО, ПЕРВЫМИ СТОЛПАМИ НОВОГО ИСКУССТВА СТАЛИ ЛИТЕРАТУРА, ТЕАТР
И ЖИВОПИСЬ.
Литература дала кинематографу:
сюжетное построение фильма, то есть сценарий.
подтолкнула кино к ракурсному видению человека или события. (Принцип ракурсного видения).
кроме того, принцип монтажного построения.
Разница между кино и литературой такова: образы в литературе умозрительные, а в кино зрительно-словесные.
Театр дал кинематографу:
опыт построения объёмных декораций.
систему и методику разводки актёров при постановке тех или иных мизансцен.
метод подбора актёров на роль.
Живопись дала кинематографу:
композицию/построение кадра.
организацию цветового решения.
Слайд 42ВЫВОД:
Кинематограф – это великое изобретение человека, оказавшее огромное влияние на формирование
мировоззрения человека XX века.
Кино – это самый «передовой» вид искусства, в процессе производства которого сегодня используются огромное количество научных новинок и открытий.
Современный человек, в жизни которого остаётся мало место для героизма, хочет видеть героев на экране. Героем на экране может стать любой человек, сегодня для этого нужно лишь группа хороших программистов, не более.
Кинематограф активно используется в насаждении ценностей страны производителя в других странах. Приводит к дестабилизации социального равновесия в обществе и, в конечном счете, может оказать разрушающее воздействие на всю культуры того народа, который «примеряет» на себя чужие ценности, ценности общества массового потребления.
Кинематограф – универсальное средство для повышения уровня культуры отдельно взятого гражданина.
Слайд 43ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовиться к проверочной работе