Слайд 1Самобытность танцевальной культуры
Слайд 2Гоголь писал: « Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира…..
У одного танец говорящий, у
другого бесчувственный; у одного – бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного – напряжённый,
тяжёлый, у другого – лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие? Оно родилось из характера
народа, его жизни и образа занятий..». Действительно, танцевальное искусство каждого народа оригинально
и самобытно.
Страстные ритмы фламенко
Фламенко…Это красивое и звучное слово сегодня можно встретить на театральных афишах во многих уголках
мира, где выступают артисты испанского народного танца, ставшего своеобразной визитной карточкой, символом
этой страны. Не случайно в народе говорят, что « тайна Испании – в испанском танце». Существует несколько
версий происхождения этого слова. Одна из них связана с названием цыганских племён фламенко ( « бродяги»,
«обманщики»), которые переселились в Испанию из Индии ещё в 16 веке. Именно они стали лучшими
исполнителями испанских песен и танцев. Другая версия связана с культом огня, особо почитаемого народом
в древности.
Слайд 3Как же рождается испанский танец? Когда красное солнце медленно садится за
горизонт и на смену дню
приходит тёплый вечер, в наступающих сумерках кто-то берёт гитару и начинают звучать музыка, все расходятся,
образуя круг. Перестукивая каблуками в него входит танцор. Время от времени раздаются ритмические хлопки
в ладоши и одобрительные возгласы: « Оле!» так зрители подбадривают танцоров и певцов.
Не менее зажигательно исполняют фламенко танцовщицы с кастаньетами. Неизменно чёрные глаза, чёрные
волосы, собранные в пучок и увенчанные розой. Как красноречивы движения их рук! Гибкие, извивающиеся,
выразительные пальцы сплетают причудливые узоры, передавая смысл этого танца. Движения рук мужчин –
строгие, возвышенные, они рассекают воздух, как удары меча. Фламенко – чистая импровизация, каждый раз
его исполняют по-новому. Испанский танец фламенко преисполнен страсти и мужества. Он выражает разные
человеческие чувства - радость и печаль, любовь и разочарование, нежность и ненависть, тоску и надежду,
которые сливаются воедино под аккорды гитары и звуки песен.
Слайд 6Радуга русского танца
Русский танец, как музыка и песня – один из
древнейших и любимых видов народного творчества. У каждого
танца своя многовековая история и традиции. Русский народный танец возник очень давно и восходит к
языческим игрищам наших предков, когда небо, солнце, лес и луга представлялись людям живыми существами.
Языческие верования давно забылись, а песни и танцы свидетельствуют о прочных художественных традициях.
Так в средней полосе России, как только начинали колоситься озимые, молодые люди собирались за околицей,
становились в два ряда и брали друг друга за руки выше кисти таким образом, что четыре кисти образовывали
квадрат. Пары держались плотно, создавая живую дорожку из рук. Выбиралась красивая девочка лет 12-ти,
одевали её в нарядный сарафан и украшали яркими лентами. Девочка шла в кругу, а в это время хоровод
двигался к полю озимой ржи. Когда вся процессия появлялась у кромки поля, девочка срывала горсть колосьев
и бежала к церкви, бросая их у стен. В этом танце, получивший название « Колосок», мы можем заметить отзвуки
ритуальных игрищ, которые содействуют богатому урожаю в будущем.
Позднее танцевальное творчество развивалось в выступлениях странствующих скоморохов, в их озорных песнях
и весёлых плясках.
Слайд 7Самой первой и простейшей формой русского народного танца является – хоровод.
Он сочетает танец с пением.
На Руси хороводам придавалось особое значение. Как сообщают древние летописи, участие в хороводе имело
чудодейственную силу: излечивало от болезней и отгоняло злых духов.
Слайд 8Хороводные развлечения начинали устраивать с приходом весны. Ка только появлялась первая
травка, в народе
говорили: « Весна пришла – игра пошла». Местом для проведения хороводов выбирались живописные лесные
поляны вдоль берегов рек и озёр, луга за околицей деревни, пригорки. Девушки приходили туда в своих лучших
нарядах, расшитых бисером и украшенных лентами.
Слайд 9Русские хороводы в большинстве были девичьими. Вершиной их танцевального мастерства всегда
считалось
умение пройти по кругу, как бы неся на голове драгоценный сосуд. При этом плясуньи едва заметно перебирали
ногами под длинным сарафаном. Создавалось впечатление, что девушка не идёт, а словно плывёт, как
лебёдушка по воде. Именно такие, плавные девичьи хороводы с лёгким притоптыванием каблучками, были
особенно популярны на Руси.
Слайд 10Возглавляла и направляла хоровод ведущая – « хороводница», обычно самая бойкая
и говорливая. Рисунок
хоровода очень разнообразен: шли « гуськом», « змейкой», « вили верёвку», образовывали крест или круг.
Слайд 12В последствии появились пляски-кадрили с интересными движениями, переплясы - вольные
импровизированные
танцы, где каждый имел возможность показать свои любимые движения и всё, на что он способен. К числу таких танцев относится популярная в народе мужская пляска – ТРЕПАК. Пляска начиналась с выхода, затем плясавший вставал прямо, скрестив руки на груди, далее следовали сильный удар о землю подмёткой и широкий взмах руками, после этого присоединялись другие танцоры, а дальше – кто кого перепляшет.
Слайд 13Искусство индийского танца
Индийский танец зародился в глубокой древности, что подтверждают археологические
раскопки в городе
Хараппе. Там в руинах была обнаружена хрупкая фигурка танцовщицы, она стоит в кокетливой позе,
подбоченившись и выдвинув вперёд левую ногу. Кажется, что девушка только что закончила свой танец и теперь
внимательно прислушивается к музыкальным аккордам.
Согласно легендам, танец был порождён богом Шивой – космическим
царём танцев. Считалось, что между земными людьми и Шивой
божественная связь осуществляется именно через искусство танца.
Слайд 14Развитие танца можно проследить по множеству скульптур и картин в храмах
этой страны. Изображение
небесных танцовщиц – апсар сохранили росписи пещерного храма в Аджанте
Слайд 15Божественные якшини, олицетворяющие силы природы, украшают ворота ступы в Санчи.
Слайд 16Система индийского классического танца – одна из интереснейших в мире. Исполнителям
предписывались жёсткие правила: специальные виды походок, жестов, поз и мимики. Все танцы должны быть построены
на передаче девяти основных эмоций: счастья, гнева, отвращения, страха, печали, отваги, сострадания,
удивления и умиротворения. Ещё в древности сложился танцевальный язык жестов танцора – мудра, который насчитывал 37 положений кистей рук, 13- головы, 9 – шеи, 10 – тела, 36 – глаз.
Слайд 18С помощью многочисленных условных комбинаций танцовщик рассказывал целую историю, вполне понятную
зрителям.
На языке танца можно было передать состояние природы ( дождь, грозу, ветер), время года и суток
( весну, осень, утро, вечер), место, где происходит действие ( гору, лес, берег реки и т.д.)
Слайд 19Искусство индийского танца требовало многих лет обучения и тренировки, поэтому оно
всегда было занятием
профессионалов. Индийский танец невозможно представить без красочных костюмов с огромным количеством
богатых украшений. На руках танцовщицы – золотые браслеты и цепочки, в волосах вплетены золотые заколки
и цветы, на груди –ожерелье с подвеской, на ногах – браслеты и колокольчики. Шёлковое сари с традиционным
орнаментом, вышитый золотой нитью, обеспечивает полную свободу движений. В настоящее время в Индии
существует множество разновидностей классических танцев, но в целом все они имеют сходные черты и конечно
представляют собой удивительное по красоте зрелище.
Слайд 21Танцы народов Африки
Давно уже стали поговоркой слова: « Как только восходит
луна, Африка танцует». Действительно, в Африке
танцуют все, т.к. танец здесь является неотъемлемой частью образа жизни этого народа. Главную суть
африканского танца составляют удивительное чувство ритма и особенности пластики.
Африканский танец синтез многих искусств, а поэтому в нём важны все элементы: движения, музыка, костюмы
и т.д. Танец как правило носит коллективный характер. Призывно зазвучали тамтамы, танцующие образуют
широкий круг, их призывные крики, стук ,палки о палку, прихлопывания в ладоши, звон бубенцов и погремушек
На ногах – всё сливается с многоголосным хором и ритмами танцующих.
Слайд 22О чём же так красноречиво рассказывают африканские народные танцы? Они говорят
о жизни: в них
имитируются трудовые процессы, разыгрываются обрядовые эпизоды, демонстрируются различные виды
национальной борьбы. Из всего многообразия африканских танцев можно выделить основные. Это яркие
и красочные « танцы отдыха», которые создают праздничную атмосферу
Слайд 23Это развлекательные соревнования-игрища, в которых раскрываются лучшие качества участников.
Слайд 24Это танцы, отражающие трудовые занятия народа – ловкость охотника, силу дровосека,
умения рыболова.
Слайд 25Не менее интересны и экзотичны танцы-перевоплощения в животных.
Подготовила:
учитель МХК – Савичева Н.В.