Презентация, доклад к уроку МХК. Русские сезоны С.Дягилева

Содержание

(1872-1929) Русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева»Сергей Павлович Дягилев

Слайд 1"Русские сезоны"
С. Дягилева
и русский балет начала века
Учитель МХК
МОУ

«СОШ г. Ермолино»
Молчанова Е.А.

Слайд 2(1872-1929)
Русский театральный
и художественный деятель, антрепренёр,
один из основоположников
группы

«Мир Искусства»,
организатор
«Русских сезонов»
в Париже и труппы
«Русский балет Дягилева»

Сергей Павлович Дягилев

(1872-1929) Русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в

Слайд 3История
Русских сезонов

После грандиозного успеха выставки русских художников, которая прошла

в 1906 году в парижском Осеннем салоне, Дягилев при покровительстве импера-торского двора России и влиятельных лиц в светских кругах Франции присту-пил к организации Русских сезонов – такое название получили ежегодные гастроли русских артистов в Париже.
В 1907 г. в рамках сезонов прошли Русские исторические концерты с уча-стием Римского-Корсакова, Рахмани-нова, Глазунова и др. В 1908 г. состоя-лись оперные сезоны, во время которых французов покорило выступление Ф. И. Шаляпина в «Борисе Годунове».

Портрет Дягилева
работы
Валентина Серова
(1909)

История Русских сезонов После грандиозного успеха выставки русских художников, которая прошла в 1906 году в парижском Осеннем

Слайд 4При содействии балерины Матильды Кшесинской, ко-торая была приближенной императорского двора и

в 1890-х состояла в любовной связи с цесаревичем Нико-лаем Александровичем, бу-дущим Николаем II, Дягиле-ву была обещана крупная субсидия в размере 25 000 руб. и предоставлена воз-можность проводить репе-тиции в Эрмитаже, но чуть позже он получил отказ.

Сезон 1909 года

Вернувшись в Петербург, Дягилев занялся подго-товкой сезона 1909 года. На этот раз помимо оперы он решил организовать гастроли русского балета, и поначалу ничто не препятствовало его планам.

Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская 1872-1971
Известная русская балерина.

При содействии балерины Матильды Кшесинской, ко-торая была приближенной императорского двора и в 1890-х состояла в любовной связи

Слайд 5Но не смотря на трудности с подготовкой, вместе с единомышленника-ми -

художниками А. Бенуа и Л. Бакстом, композитором Н.Черепниным, князем Аргутинским-Долгоруковым, балетным критиком В. Светловым и другими - Дягилев приступил к работе, задавшись целью создать совер-шенно иной тип русского балета. Новаторский подход Дягилева отличало стремление достичь «единства художественного замысла и исполнения».

В обсуждении будущего спек-такля участвовали все задейство-ванные в проекте лица – хорео-графы, художники, композиторы и др. - и сообща разрабатывали сюжет, придумывали характер музыки и танца, костюмов и де-кораций. Получившаяся в итоге постановка представляла собой гармоничный «синтез хореогра-фии, музыки и живописи».

Но не смотря на трудности с подготовкой, вместе с единомышленника-ми - художниками А. Бенуа и Л. Бакстом,

Слайд 6Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в

Петербурге и Большого театра в Москве. При-глашение Дягилева приняли Анна Павлова, Михаил Фокин и его же-на Вера Фокина, Тамара Карсави-на, Ида Рубинштейн, Вацлав Ни-жинский, Александр Монахов, Матильда Кшесинская, солисты Большого театра Вера Каралли и Михаил Мордкин и другие.

С. Сорин
Тамара Карсавина
в балете "Сильфиды"
1910 г.

Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве.

Слайд 7В апреле 1909 г. труппа Дягилева прибыла в Париж. Немедленно нача-лась

подготовка зарезервированного для сезонов театра Шатле - была уве-личена сцена, на месте партера устроены ложи, обновлён интерьер. Одно-временно с этим в напряжённом режиме проходили последние репетиции.

Фасад театра Шатле

Зал театра Шатле

В апреле 1909 г. труппа Дягилева прибыла в Париж. Немедленно нача-лась подготовка зарезервированного для сезонов театра Шатле

Слайд 8Репертуар состоял из пяти балетов, по-ставленных Михаилом Фокиным - в то

время он начинал свою карьеру хорео-графа.

Михаил
Михайлович
Фокин
1880-1942

Русский солист балета,
русский и американский
хореограф,
считающийся основателем современного классического романтического балета.

Репертуар состоял из пяти балетов, по-ставленных Михаилом Фокиным - в то время он начинал свою карьеру хорео-графа.

Слайд 919 мая зрителю были представлены «Павильон Армиды»,

19 мая зрителю были представлены «Павильон Армиды»,

Слайд 10«Половецкие пляски» и «Пир»,
Эскиз декорации к постановке балета "Половецкие пляски".

«Половецкие пляски» и «Пир», Эскиз декорации к постановке балета

Слайд 11а 2 июня - «Сильфиды» и «Клеопатра».
Сцена из балета

«Сильфиды» («Шопениана») на муз. Ф. Шопена. Балетм. М. М. Фокин. Париж. 1909.
а 2 июня - «Сильфиды» и «Клеопатра». Сцена из балета «Сильфиды» («Шопениана») на муз. Ф. Шопена. Балетм.

Слайд 12а 2 июня - «Сильфиды» и «Клеопатра».

а 2 июня - «Сильфиды» и «Клеопатра».

Слайд 13Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Публика и критики восторженно отзывались

о мастерстве русских танцовщиков (особенно отметив Нижинского, Павлову и Карсавину),

А.Павлова и В.Нижинский

Тамара Карсавина и В. Нижинский

Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Публика и критики восторженно отзывались о мастерстве русских танцовщиков (особенно отметив

Слайд 14об уникальных декорациях и костюмах работы Рериха, Бакста и Бенуа, о

музыке Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Аренского, Бородина и других композиторов, чьи произведения составили музыкальную осно-ву балетов. Кто-то впоследствии записал свои впечатления от первых дя-гилевских постановок:
«Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса».

Леон Бакст.
Эскизы костюмов
к балетам

об уникальных декорациях и костюмах работы Рериха, Бакста и Бенуа, о музыке Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Аренского, Бородина

Слайд 15По окончании сезона Дягилев, сделал своим компаньоном барона Дмит-рия Гинцбурга и

заручился его материальной поддержкой. Затем, получив возможность не думать более о деньгах и пригласив в труппу новых тан-цоров - Лидию Лопухову, Екатерину Гельцер и Александра Волинина, - он вместе с прежним творческим коллективом вновь приступил к работе.

Екатерина Гельцер

Федор Лопухов, Лидия Лопухова
и Александр Волинин

По окончании сезона Дягилев, сделал своим компаньоном барона Дмит-рия Гинцбурга и заручился его материальной поддержкой. Затем, получив

Слайд 16Русский балет Дягилева - балетная компания, основанная в 1911 году русским

театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1908 года, функционировала на протя-жении 20-ти сезонов до смерти Дягилева 1929 года и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.
Русский балет Дягилева - балетная компания, основанная в 1911 году русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым.

Слайд 17Сезон 1910 года
Эскиз костюма Синей султанши
к балету «Шехеразада»,
Леон Бакст,

1910

20 мая
Париж, Гранд-опера
Балет «Карнавал»
Л. Лопухова, Т. Карсавина, В. Нижинский

4 июня
Балет «Шехеразада»
Т. Карсавина, В. Нижинский, И. Рубинштейн

18 июня
Балет «Жизель»
Т. Карсавина

25 июня
Балет «Жар-птица»
Т. Карсавина, В. Нижинский, М. Фокин

25 июня
«Ориенталии»
В. Нижинский

Сезон 1910 годаЭскиз костюма Синей султанши к балету «Шехеразада», Леон Бакст, 191020 мая Париж, Гранд-операБалет «Карнавал»Л. Лопухова,

Слайд 18Сезон 1911 года
19 апреля
Монте-Карло, Казино
Балет «Призрак Розы»
В. Нижинский, Т. Карсавина

26

апреля
Балет «Нарцисс»
В. Нижинский

6 июня
Балет «Подводное царство»
(из оперы «Садко»)
В. Нижинский

13 июня
Балет «Петрушка»
В. Нижинский,
Т. Карсавина, А. Орлов

30 ноября
Балет «Лебединое озеро»
Сезон 1911 года19 апреля Монте-Карло, КазиноБалет «Призрак Розы»В. Нижинский, Т. Карсавина26 апреляБалет «Нарцисс»В. Нижинский6 июняБалет «Подводное царство»

Слайд 19Сезон 1912 года
13 мая
Париж, Шатле
Балет «Голубой бог»
В. Нижинский

20 мая
Балет

«Тамар»

29 мая
Париж, Шатле
Балет
«Послеполуденный отдых фавна»
В. Нижинский

8 июня
Балет «Дафнис и Хлоя»

С 1909 года по 1929 год было создано
и представлено зрителям
69 балетных постановок.

Сезон 1912 года13 мая Париж, Шатле	Балет «Голубой бог»В. Нижинский 20 маяБалет «Тамар» 29 мая Париж, Шатле

Слайд 20В мае и июне 1929г. в Монте-Карло и Париже прошли премьеры

«Бала», «Блудного сына» и «Лисы» - постановки последнего сезона Русского ба-лета Дягилева. «Лисы» на музыку Стравинского уже ставил в 1922 г. Бронислав Нижинский, но на этот раз обновить хореографию балета Дягилев поручил своему фавориту Лифарю, т.к. не расстался с мыслью сделать из него балетмейстера. В июне и июле труппа Дягилева выступала в лондонском Ковент-Гардене. В репертуар была включена и «Весна священная», вызвавшая волну негодования в 1913 году, но на этот раз с восторгом принятая зрителями.

Сезон 1929 года

Картина
Рериха

В мае и июне 1929г. в Монте-Карло и Париже прошли премьеры «Бала», «Блудного сына» и «Лисы» -

Слайд 21Затем в конце июля и начале августа прошли короткие гастроли в

Вене-ции. Там здоровье Дягилева внезапно ухудшилось - из-за обострения ди-абета у него случился удар (инсульт), от которого он и умер 19 августа 1929 года.

Сезон 1929 года

Затем в конце июля и начале августа прошли короткие гастроли в Вене-ции. Там здоровье Дягилева внезапно ухудшилось

Слайд 22После смерти Дягилева его труппа распалась. Баланчин уехал в США, где

стал реформатором американского балета. Л. Ф. Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции. С. М. Лифарь остался во Франции и возглавил балетную труппу Гранд-опера, сделав огромный вклад в развитие французского балета.

Сергей Михайлович
Лифарь

Леонид Фёдорович
Мясин

Джордж Баланчи́н

После смерти Дягилева его труппа распалась. Баланчин уехал в США, где стал реформатором американского балета. Л. Ф.

Слайд 23ЗНАЧЕНИЕ
"Русских сезонов"
С. Дягилева
в развитии русского балета
начала ХХ

века
ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 24Организация С. Дягилевым
с 1909 г. регулярных балетных "Русских сезонов" в

Париже. Спектакль "Петрушка"
(И. Стравинский, А. Бенуа,
М. Фокин) - вершина дягилевской антрепризы.

Александр Бенуа.
Эскиз к балету
«Петрушка»

Организация С. Дягилевым с 1909 г. регулярных балетных

Слайд 25МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ФОКИН (1880-1942)
ведущий балетмейстер "Русских сезонов" и реформатор балетного спектакля

(создание "нового балета", в отличие от «старого балета» -
М. Пети-па):
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ФОКИН (1880-1942)ведущий балетмейстер

Слайд 26преобразование классицистического балета в пластическую драму;
создание жанра одноактного драматического балета со

сквозным дейст-вием;

понимание классического балетного тан-ца как лишь одного из возможных средств выражения, наряду с танцем этнографиче-ским и свободным;
попытка передать в танце стилистику эпо-хи или страны и сделать весь спектакль стилистически единым.

преобразование классицистического балета в пластическую драму;создание жанра одноактного драматического балета со сквозным дейст-вием;понимание классического балетного тан-ца как

Слайд 27В. Нижинский - один из ведущих танцовщиков "Русских сезонов". Его способность

к перевоплощению в персонаж, феноменальная техника (осо-бенно прыжков) и романтически-философская трактовка ролей. Поворот в творчестве Нижинского-балетмейстера от воплощения в танце неуловимых

Вацлав Фомич
Нижинский
(1889-1950)
Русский танцовщик
и хореограф польского происхождения,
родившийся в Киеве, Украина,
один из ведущих участников
Русского балета Дягилева.

импрессионистических нюансов ("Игры" на музыку К. Дебюсси) до экспрессиони-стического танца ("Весна священная" на музыку И. Стравинского).

В. Нижинский - один из ведущих танцовщиков

Слайд 28Роль художников (А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха) в формировании "но-вого

балета". Разрушение Л. Бакстом традиции "картинного" оформления спектакля и представление им сцены как трехмерного игрового простран-ства. Стремление художников с помощью костюма усилить выразитель-ность пластики танцовщика.

Л. Бакст. Эскиз декорации
к балету «Шехеразада»

Роль художников (А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха) в формировании

Слайд 29Тест
1. Одним из основоположником какой группы являлся Сергей Дягилев в начале

ХХ века?
а) «Мир искусств»;
б) «Мир оперы»;
в) «Мир балета»;.
2. В каком году С. Дягилев впервые организовал
гастроли русских артистов в Европе?
а) 1906 г.;
б) 1907 г.;
в) 1910 г.
3. Первые гастроли в Европе прошли кого?
а) композиторов;
б) оперных певцов;
в) артистов балета.
Тест1. Одним из основоположником какой группы являлся Сергей Дягилев в начале ХХ века?   а) «Мир

Слайд 30


4. Творчество кого покорило парижскую публику и
вдохновило С. Дягилева на продолжение гастролей
русских артистов в Европе?
а) С. В. Рахманинова;
б) Ф. И. Шаляпина;
в) И. С. Глазунова.
5. В каком году в Париже впервые увидели русский
балет?
а) 1908 г.;
б) 1909 г.;
в) 1910 г.
6. Как назывался первый балет увиденный французами?
а) «Петрушка»;
б) «Клеопатра»;
в) «Павильон Армиды».


Слайд 317. В каком театре состоялись первые балетные поста-

новки?
а) Гранд-опера;
б) Монте-Карло Казино;
в) театр Шатле.
8. Кто был первым хореографом «Русских сезонов»
С. Дягилева?
а) М. Фокин;
б) В. Нижинский;
в) Л. Мясин.
9. Сколько балетных спектаклей было поставлено
на европейских сценах?
а) 29;
б) 49;
в) 69.

7. В каком театре состоялись первые балетные поста-     новки?   а) Гранд-опера;

Слайд 32

10. Кому отводилась особая роль в начале ХХ веке в

формировании «нового балета»?
а) хореографам;
б) художникам-декораторам и художникам костюмов;
в) композиторам.
11. Кого можно назвать ведущим реформатором
балетного спектакля начала ХХ века?
а) М. М. Фокина;
б) С. П. Дягилева;
в) И. Стравинского.
12. Сколько сезонов русский балет пользовался
успехом у европейской публики?
а) 30;
б) 25;
в) 20.
10. Кому отводилась особая роль в начале ХХ веке в    формировании «нового балета»?

Слайд 33Критерии выставления оценок за выполнения теста № 6
«5» - за 12

- 11 правильных ответов;

«4» - за 10 - 8 правильных ответов;

«3» - за 7 - 5 правильных ответов;

«2» - за 4 - 0 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за выполнения теста № 6 «5» - за 12 - 11 правильных ответов;«4» -

Слайд 34Бланк ответов к тесту № 6

Бланк ответов к тесту № 6

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть