Слайд 1Русская живопись
19 века
Былинно-сказочный жанр и батальная живопись
Слайд 2В тесном соприкосновении с историческим в творчестве передвижников развивались «народный» былинно-сказочный
жанр и батальная живопись.
Слайд 3Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и
фольклорной живописи.
Слайд 4Социальная направленность живописи В. Васнецова
Свой творческий путь Васнецов начал с небольших
жанровых картин - "С квартиры на квартиру" (1876), "Чтение военной телеграммы" (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского.
По скоро определился совершенно иной характер его дарования. Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал "историком несколько на фантастический лад".
Слайд 5«С квартиры на квартиру», 1876
Слайд 8
Среди произведений «богатырского» цикла Виктора Михайловича Васнецова—
«Витязь на распутье»
(1882),
«После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880),
«Богатыри» (1898) —
Любимые народом герои русских былин выступают здесь как олицетворение могучих народных сил, носители русского национального духа.
Слайд 9«ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ», 1882, Русский музей
Слайд 10«После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), ГТГ
Слайд 12«Мы только тогда внесли свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда...
выразили красоту, мощь и смысл наших родных образов — нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого... наши грезы, мечты, нашу веру, и сумели в истинно национальном отразить вечное, непреходящее», — утверждал В.М. Васнецов.
Слайд 13Царь Иван Васильевич Грозный.
1897, ГТГ
Слайд 14Одним из первых русских художников Васнецов обратился в своем творчестве к
русскому фольклору.
Также художник принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, занимался театральными декорациями.
Слайд 19Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его
красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю "Снегурочка" А.Н. Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.
Слайд 21Русский модерн
"Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой "Снегурочки" в половине восьмидесятых
годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки"
Слайд 23Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи
и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.
Слайд 26В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве
занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира.
Слайд 28Богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Слайд 29Снятие с креста. Эскиз мозаики собора Воскресения Христова (Спас на Крови)
в Санкт Петербурге.
Слайд 30Богоматерь Одигитрия. 1901. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте.
Государственный Русский Музей
Слайд 31Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)
Становление русской батальной живописи второй половины XIX
в. связано с именем Василия Васильевича Верещагина (1842-1904). В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим.
Слайд 32Историческая тема. На большой дороге. Отступление, бегство...
1887-1895, Исторический музей
Слайд 33Наполеон и маршал Лористон ("Мир во что бы то ни стало!").
1899-1900. Исторический музей
Слайд 34"В штыки! Ура! Ура!" (Атака).
1887-1895. Исторический музей
Слайд 35После двух путешествий по Туркестану Верещагин создал серию жанровых картин, среди
которых выделяются своим глубоким историзмом парные: «Двери Тамерлана» (1872/1873) — сцена, изображающая воинов, торжественно застывших у ворот могущественного правителя, и «У дверей мечети» (1873) — сцена с нищими, отдыхающими у мечети в ожидании намаза.
Здесь образы прошлого и настоящего великой восточной державы контрастируют с огромной убедительной силой.
Слайд 36Двери Тимура (Тамерлана).
1872-1873. ГТГ
Слайд 37У дверей мечети.
1873. Русский Музей
Слайд 38Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд.
1869-1870. ГТГ
Слайд 40Балканский цикл
Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной
живописи. В ней война показана без прикрас, изнутри, глазами непосредственного участника сражений. Всего серия насчитывает 25 картин.
Слайд 43Фрагмент триптиха «На Шипке все спокойно»
Слайд 44Побежденные. Панихида.
1878-1879, ГТГ