Презентация, доклад к уроку МХК Реализм

Содержание

Русский художественный критик и историк искусства Стасов писал: « ..Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причесанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрепанным романтизмом. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство

Слайд 1РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ

Слайд 2Русский художественный критик и историк искусства Стасов писал: « ..Повсюду начинается

новое художественное движение, покончившее и со старинным причесанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрепанным романтизмом. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам….»
Реализм – правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни.
Чаще всего под реализмом понимают изображение действительности такой, « как она есть». В 19 веке реализму суждено было обрести свой особый почерк о оформиться в новое художественное направление.
И всё же истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством художника Гюстава Курбе –французский живописец, пейзажист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи; один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.
В 1855 году в Париже Курбе открыл свою персональную выставку под названием « Павильон реализма».
Курбе писал: « Я не захотел больше подражать одним и копировать других, я просто хотел быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи, быть не только художником, но также и человеком…»

« Автопортрет с черной собакой»

Гюстав Курбе

Русский художественный критик и историк искусства Стасов писал: « ..Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со

Слайд 3Картины Курбе в стиле реализм, пейзажи

Картины Курбе в стиле реализм, пейзажи

Слайд 9Реализм стал проявляться в различных видах искусства: графике, скульптуре , музыке,

литературе. Как никогда,
художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Сюжет картины Курбе « Дробильщики камня» был подсказан
самой жизнью. Вот как художник описывает это полотно: « Я ехал на нашей повозке и остановился посмотреть на двух человек
– они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины.
На одной стороне полотна изображен 70-летний старик, он согнулся над работой, молот его поднят вверх, голова затенена
соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо
торчат пятки. На другой стороне – молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом, сквозь изодранную рубаху видны
голые бока и плечи, на грязных кожаных башмаках со всех сторон сияют дыры. Старик стоит на коленях, парень тащит
корзину со щебнем. Увы! Вот так многие начинают и кончают жизнь». Художник показывает жизнь несчастных тружеников,
передаёт тяжесть их нищенского существования и безысходность судьбы. (эта картина, которая находилась
в Дрезденской галерее, погибла во время Второй мировой войны)
Реализм стал проявляться в различных видах искусства: графике, скульптуре , музыке, литературе. Как никогда, художников-реалистов интересовала судьба

Слайд 10Франсуа Милле
Крестьянской теме Милле остался верен на протяжении всего своего творчества.

Он говорил: « Меня никто не заставит кланяться! Не заставит писать в угоду парижским гостиным. Крестьянином я родился, крестьянином и умру. Всегда буду стоять на моей родной земле и не отступлю ни на шаг».
Франсуа МиллеКрестьянской теме Милле остался верен на протяжении всего своего творчества. Он говорил: « Меня никто не

Слайд 11В его полотнах – просторы крестьянских полей
« Весна»
« Зимний пейзаж

с воронами»
В его полотнах – просторы крестьянских полей « Весна»« Зимний пейзаж с воронами»

Слайд 12Изнурительный и вместе с тем благословенный крестьянский труд
« Собиратели хвороста»
«Человек с

мотыгой»

« Сажающие картофель»

Изнурительный и вместе с тем благословенный крестьянский труд« Собиратели хвороста»«Человек с мотыгой»« Сажающие картофель»

Слайд 15« Сборщицы колосьев» одно из самых значительных произведений Милле. Август…выжженное солнцем

жнивье,
три крестьянки медленно движутся по жесткой и колючей стерне, собирая на хозяйском поле оставшиеся колоски.
Одна из них пригнулась, придерживая у колен пучок колосьев, две другие – в одинаковых сгорбленных позах; они
некрасивы и неграциозны, но как ритмически согласованы их движения.
« Сборщицы колосьев» одно из самых значительных произведений Милле. Август…выжженное солнцем жнивье,три крестьянки медленно движутся по жесткой

Слайд 16Реализм нашел своё отражение и в творчестве русских художников 19 века.


Алексей Гаврилович Венецианов изображал на своих полотнах простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной
и нелёгкой работой, чувствуется желание автора увидеть в русской женщине хранительницу лучших традиций
крестьянской жизни.

« Жница»

А.Г. Венецианов

Реализм нашел своё отражение и в творчестве русских художников 19 века. Алексей Гаврилович Венецианов изображал на своих

Слайд 17« Кормилица с ребёнком»
« Девушка с васильками»
« Крестьянка с косой и

граблями»

« Девушка в платке»

«Девушка с телёнком»

« Кормилица с ребёнком»« Девушка с васильками»« Крестьянка с косой и граблями»« Девушка в платке»«Девушка с телёнком»

Слайд 18« Весна. На пашне»
« Сенокос»
« Девушка с молоком»

« Весна. На пашне»« Сенокос»« Девушка с молоком»

Слайд 19Портрет жены художника
Портрет Карамзина
Портрет М.М. Философовой
Портрет Натальи Павловны Строгановой

Портрет жены художникаПортрет КарамзинаПортрет М.М. ФилософовойПортрет Натальи Павловны Строгановой

Слайд 20Интерес к повседневной жизни человека нашел отражение в бытовом жанре живописи.

Картина Курбе
« Похороны в Орнане» -огромных размеров полотно, где художник разместил около пятидесяти фигур в натуральную
величину. Все они, земляки Курбе, собрались по печальному поводу похорон деда художника. Каждый из них по-своему
переживает случившееся, каждого художник представил реалистично, без прикрас.
Интерес к повседневной жизни человека нашел отражение в бытовом жанре живописи. Картина Курбе « Похороны в Орнане»

Слайд 21Человек простого сословия присутствует на портретах русского живописца Ивана Николаевича Крамского.


И.Н. Крамской

Человек простого сословия присутствует на портретах русского живописца Ивана Николаевича Крамского. И.Н. Крамской

Слайд 23« Мина Моисеев»
« Полесовщик»

« Мина Моисеев»« Полесовщик»

Слайд 24« Незнакомка»

« Незнакомка»

Слайд 25Картину Николая Ярошенко « Кочегар» считают первым изображением рабочего человека в

русском искусстве.

Под низкими, закопченными сводами котельной,
освященный ярким пламенем топки, стоит кочегар.
Он лишь на минуту прервал свой тяжелый труд и устало
смотрит на зрителя; натруженные жилистые руки,
изборожденный морщинами лоб, ссутулившаяся фигура,
всё говорит о тяжелом, изнурительном труде, выпавшем
на долю этого человека.

Картину Николая Ярошенко « Кочегар» считают первым изображением рабочего человека в русском искусстве.Под низкими, закопченными сводами котельной,освященный

Слайд 26 Бытовые картины жизни.
Значительный вклад в развитие бытовой живописи внесли русские

художники: Федотов, Перов, Репин, Маковский и др.
Разные типы и характеры Павел Андреевич Федотов наблюдал в реальной жизни – разорившиеся аристократы

«Завтрак аристократа»
(Не в пору гость)

«На брюхе - шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над картиной.

Бытовые картины жизни.Значительный вклад в развитие бытовой живописи внесли русские художники: Федотов, Перов, Репин, Маковский и

Слайд 27Промотавшиеся картёжники
« Игроки»
Мелкие, самодовольно-напыщенные чиновники
«Свежий кавалер»
(Утро чиновника, получившего накануне первый

крестик)
Промотавшиеся картёжники« Игроки»Мелкие, самодовольно-напыщенные чиновники«Свежий кавалер» (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)

Слайд 28Модницы, разоряющие своих мужей

Модницы, разоряющие своих мужей

Слайд 29Капризные жеманницы
«Разборчивая невеста»

Капризные жеманницы«Разборчивая невеста»

Слайд 30Если Венецианов открыл крестьянские типы в русской живописи, то Федотов показал

купеческое и мещанское сословие.
В картине « Сватовство майора» художник воссоздаёт один из эпизодов жизни купеческого дома. В дверях появляется
будущий жених, рещивший таким способом поправить своё финансовое положение. Капризная невеста вырывается из рук
матери, пытаясь ускользнуть в соседнюю комнату, купчиха хватает её за юбку, кухарка замерла от неожиданности с блюдом
в руках, отец невесты, расплываясь в угодливой улыбке, спешит навстречу долгожданному гостю. Чтобы создать достоверный
интерьер в картине Федотов под разными предлогами посетил множество купеческих домов, присматривался к цвету обоев,
мебели и одежде. Как писал сам художник: « Моего труда в мастерской только десятая доля – главная моя работа на улицах
и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза: мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я должен их
разыскивать».

«… начинается рассказ О том, как люди на свете живут, Как иные за чужой счет жуют, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся…»

«Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек
Доберусь...»

Если Венецианов открыл крестьянские типы в русской живописи, то Федотов показал купеческое и мещанское сословие.В картине «

Слайд 31Василий Григорьевич Перов также считал, что нельзя работать, « не зная

ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная
типов народных, что составляет основу жанра». Ему принадлежат немало портретов крестьян, в которых он выразил
сочувственное отношение к представителям самого бесправного и незащищенного сословия, особый успех художнику принесли
картины, запечатлевшие бытовые сцены народной жизни.

« Чаепитие в Мытищах»

Василий Григорьевич Перов также считал, что нельзя работать, « не зная ни народа, ни его образа жизни,

Слайд 32« Тройка»

« Тройка»

Слайд 33« Птицелов»
« Проводы покойника»
« Дети-сироты»

« Птицелов»« Проводы покойника»« Дети-сироты»

Слайд 34« Приезд гувернантки в купеческий дом»
« Охотники на привале»

« Приезд гувернантки в   купеческий дом»« Охотники на привале»

Слайд 35Реалистические пейзажи
Существенный вклад в развитие жанра реалистического пейзажа внесли русские художники:

Васильев, Саврасов,
Шишкин, Куинджи, Левитан. Размах и величие русской природы особенно ценил Иван Иванович Шишкин,
которого по праву называют певцом русского леса. В истории мировой живописи вряд ли найдётся другой
художник, который бы так ясно, спокойно и строго показал красоту необъятных лесных просторов –
изображение леса, деревьев любой породы в разные времена года – вот что стало главной и любимой темой
творчества этого художника.

« Корабельная роща»

И.И. Шишкин

Реалистические пейзажиСущественный вклад в развитие жанра реалистического пейзажа внесли русские художники: Васильев, Саврасов, Шишкин, Куинджи, Левитан. Размах

Слайд 36« Рубка леса»
« Рожь»
« Ранняя осень»

« Рубка леса»« Рожь»« Ранняя осень»

Слайд 37« Сосновый бор»
« На севере диком»
« Среди долины ровныя»

« Сосновый бор»« На севере диком»« Среди долины ровныя»

Слайд 38« Утро в сосновом лесу»
« Лес»

« Утро в сосновом лесу»« Лес»

Слайд 39Исаак Ильич Левитан
« Сумерки.Стога»
« Озеро»

Исаак Ильич Левитан« Сумерки.Стога»« Озеро»

Слайд 40« Весна. Большая вода»
« Март»

« Весна. Большая вода»« Март»

Слайд 41« Золотая осень»
« Тихая обитель»
« Берёзовая роща»

« Золотая осень»« Тихая обитель»« Берёзовая роща»

Слайд 42Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи: Репин, Суриков, Верещагин Васнецов.
Созданные

Репиным исторические полотна воспроизводят разные исторические эпохи.

« Царевна Софья Алексеевна
в Новодевичьем монастыре»

« Иван Грозный и сын его Иван»

Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи: Репин, Суриков, Верещагин Васнецов.Созданные Репиным исторические полотна воспроизводят разные исторические

Слайд 43« Крестный ход в Курской губернии»
« Запорожцы пишут письмо
турецкому султану»

« Крестный ход в Курской губернии»« Запорожцы пишут письмотурецкому султану»

Слайд 44Вершиной развития исторического жанра является творчество Василия Ивановича Сурикова, создавшего летопись

настоящего
и прошлого Руси.

« Утро стрелецкой казни»

Вершиной развития исторического жанра является творчество Василия Ивановича Сурикова, создавшего летопись настоящегои прошлого Руси.« Утро стрелецкой казни»

Слайд 45« Боярыня Морозова»
« Переход Суворова через Альпы»

« Боярыня Морозова»« Переход Суворова через Альпы»

Слайд 46« Степан Разин»
« Покорение Сибири Ермаком»

« Степан Разин»« Покорение Сибири Ермаком»

Слайд 47

Подготовила:
учитель МХК – Савичева Н.В.
Подготовила:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть