Слайд 1Художественная культура
Древней
Индии.
Презентация к уроку по теме:
«Художественная культура
Древней Индии»
по программе Рапацкой Л.А.
Подготовила Серебрякова Н.В. ,
учитель МБОУ Талицкой СОШ.
Ивановская област. 2016 г.
Слайд 2«Те, что видимы, и те, что незримы,
Те, что живут далеко, и
те, что близко,
Те, что родились, и те, что родятся,
Пусть все существа счастливы будут!»
/ Из буддийского канона «Типитака»/
«Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полуденном
В далёкой Индии чудес»
/Песня индийского гостя из оперы «Садко»
Верность традиции
Слайд 3Древняя Индия.
Археологи установили, что в 3 – 2 тыс. до н.
э.
в долине Инда на северо-западе полуострова Индостан существовала цивилизация –
Хараппская.
На территории современного Пакистана вХараппе в Мохенджо-Даро во время раскопок обнаружены скульптурные миниатюры, рельефы.
Слайд 41Ведический (знание).
Конец 2 – начало 1 тыс. до н. э.
2 Брахманизм
(тексты Упанишад – сокровенное знание)
Позднее тексты вошли Веды.
1тыс. до н. э.
Два периода развития
древнейшей культуры Индии.
Слайд 6Ведические тексты:
1часть- Ригведа.
Смешение двух религиозных идей :
Языческие боги
(Варун – небо,
Инда – гроза, Агни – огонь, Ганеша –слон...).
Единый непостижимый Бог
(«надзиратель» неба)-
картина Вселенной и происхождение жизни напоминают библейские сказания.
Слайд 7 Животные дунглей обожествлялись.
Индийцы боялись хищных животных (особенно змей) и пытались
их задобрить. Некоторых богов представляли в виде диких животных (льва, обезьяны).
Слон был приручён и стал одним из главных богов, которому индийцы поклонялись.
Слайд 8Брахманизм.
В основе закон кармы – совершённые при жизни поступки обеспечивают новое
рождение души человека.
Гуру(учителя и наставники) сложили тексты Упанишад, где прославляли Брахму – бога животворящего света, идеала совершенства и красоты.
Древние мастера вели поиск
выражения внеземной сущности
тримурти – триединства богов
Брахмы, Вишны и Шивы.
Слайд 9Бога Брахму представляли с 4 головами, обращёнными к 4 сторонам света,
и четырьмя руками.
Слайд 10Шива – царь разрушительной и созидательной энергии – чаще всего танцующий,
руки извиваются в ритме космического круговорота жизни(их от 2 до 10)
Слайд 11 Вишна – хранитель мира от злых
сил, держатель космического порядка.
(Изображали в виде прекрасного юноши, утончённого и доброго.)
Слайд 12Государство Магадхи – внешнее проявление древней индийской культуры.
Расцвет ремёсел и
архитектуры.
Сказочно
прекрасный город
Паталипутра (сын цветка) – по свидетельству греческих
посланников
4 в. до н. э.
Слайд 13Индийский эпос.
Высшее достижение культуры Древней Индии 1 тыс. до н. э.-
2
поэмы : «Махабхарата» и «Рамаяна».
Включают достоверные исторические сведения, мифологические образы, религиозные и философские суждения, политические взгляды и общественные установки.
Слайд 14«Махабхарата».
«Великая война потомков
Бхараты» - рассказ о войне
потомков царя Куру
–
ландавов и кауравов.
Состоит из 100 тысяч стихов.
Особенность –война не только на военном, но и на духовном уровне.
Идея поэмы – нравственное совершенствование.
Слайд 15Поэма «Рамаяна».
«Колесница
Рамы», «Сказания приключениях царя Рамы».
Рассказывает о походе царя Рамы на остров Ланку (совр. Цейлон)
в поисках жены Ситы,
похищенной
Владыкой
демонов Раваной).
Слайд 16Буддизм .
Кульминация в развитии художественного творчества Древней Индии наступила , когда
Буддизм оформился как мировая религия.
Рождение её связано с отшельничеством.
Слайд 17Легенда о Будде.
Прекрасный сын богатого раджи Гаутама (623 – 544 г.
до н. э.)ушёл из своего мира, чтобы понять важнейшие вопросы бытия. Его называли «Шакьямуни» - «Шакийский отшельник».На тридцатом году жизни его ум озарился полным знанием» - явилось « «просветление».Отныне Гаутама стал Буддой, что значит«Просветлённый». Он проповедовал правила поведения, позволяющие человеку спасти самого себя. Наградой за праведную жизнь будет нирвана – особое состояние блаженства, которое нельзя определить как жизнь или смерть.
Слайд 18Изображения Будды.
Долго изображали Будду в виде условных символов
(колеса,свастики).
Первый культовый памятник буддизма-
ступы(мемориальные сооружения, где хранились останки Будды).
Слайд 19Будда (1 – 3 вв. до н. э.)
Сложился пластический образ Будды
в виде идеально сложенного человека с красивым лицом, находящегося в состоянии вечного покоя.
Слайд 20Будда в окружении учеников.Слева статуя Будды.Старинный рельеф.
Слайд 21Скульптура Древней Индии.
Самая древняя и знаменитая –капитель от каменной колонны в
Сарнатхе(3 в до н.э.)
Четыре льва несут буддийское колесо закона, ведь Будду называли Львом закона.
Слайд 22Архитектура.
Пещерные кельи для отшельников постепенно превращались в большие комплексы: храмы(чайтьи) и
монастыри (вихары)
Слайд 25Внутренний вид индийского храм.
Свет проникает в пещеру только через дверной проём.
Слайд 26Кушанская эпоха. (1 -3 в. До н.э.)
Возникло мощное государство Кушан.
1.Центрами развития
наук и искусства стали монастыри.
2.Обогатился буддийский пантеон богов (прекрасные и юные дарители милосердия – бодхистаттвы).
3.Сложился пластический образ Будды.
Слайд 27Символика образа Будды.
Облик канонический.
Круглое пятно на лбу (урна) олицетворяет глаз
мудрости, длинные мочки ушей и миндалевидные глаза говорят об избранности происхождения.
Слайд 29«Золотой век» культуры Древней Индии.
(Правление династии гуптов 4 – 5 вв.)
Свобода
искусства в выборе тем и сюжетов.
Свидетельство – росписи храмов Аджанты. В них запечатлён весь многокрасочный мир
(Древние боги, буддийские мотивы, звери, птицы, цветы…).
Слайд 30Музыкальное искусство Древней Индии.
В мифах говорится о божественном происхождении музыки.
«Музыка»
_ «сангит»
(единство пения, музыкального сопровождения и танца).
Слайд 31Символика музыки.
1. Сюжетность.(Эпизод из поэзии, мифологии, эпоса).
2.Выразительность.(Различали в танце 24 поворота
головы, каждый выражал какое-то чувство).
3.Музыкальная пантомима.(Стиль «Катакхали» -особый словарь ручных жестов, передающих подробности действия).