Слайд 1“Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта”
Слайд 2Скульптурные памятники Древнего Египта
скульптура Древнего Египта производит величественное впечатление. Она имела
ритуальное значение и была связана с культом мёртвых. Как вы знаете, в Египте существовал обряд мумификации, что в свою очередь привело к созданию статуй, которые египетские фараоны заказывали себе при жизни
Слайд 4Особенности египетской пластики:
- фризовое построение композиции, то есть плоскостное изображение фигур,
ни одна деталь не выходит за пределы первого плана;
- чёткие контуры фигур;
- знаковая выразительность;
- изображение человека в идеальном возрасте – возрасте расцвета физических и духовных сил
Слайд 5Скульптура строго подчинялась канонам. Вспомните, что такое канон?
Слайд 6Канон – совокупность норм и правил в искусстве.
Слайд 7Фигуры изображались следующим образом: голова и ноги - в профиль, плечи
– в анфас, торс – три четверти. К числу характерных канонических типов относится портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хемры .
Слайд 8Поза также подчинялась канону:
- стоящая фигура с выставленной вперёд левой ногой;
-
сидящие на троне фигуры;
- коленопреклоненные фигуры.
Слайд 9Главной задачей скульптора было достичь сходства с портретируемым. Лицо изображалось отрешённым
от всех земных переживаний с безразличным, смотрящим в бесконечность взглядом.
Слайд 10Существовала традиционная окраска статуй: мужские фигуры – тёмно-коричневые, женские – жёлтые,
волосы – чёрные, одежда – белая, у мужчин - короткие набедренные повязки, у женщин – длинное, облегающее тело платье.
Слайд 11Материалом для статуй служило дерево или камень – гранит, песчаник, известняк,
базальт.
Слайд 12В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их фигуры выделялись своим
размером среди остальных. Во всём их облике царила величественность и сила царской власти
Слайд 14Совсем иначе изображали людей, которые зависели от власти. Скульптурный портрет писца
Каи из гробницы в Саккаре.
Слайд 16Он сидит, скрестив ноги, уже готовый записывать каждое слово, на коленях
лежит папирус, в правой руке – кисточка для письма, взгляд внимателен. Обратите своё внимание на его глаза – они столь искусно инкрустированы серебром, горным хрусталём и алебастром, что кажутся живыми. Мы видим образ человека, привыкшего слушать и повиноваться.
Слайд 17Египетские мастера достигли совершенства в деревянной скульптуре. В XIX веке во
время раскопок в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура царского сановника Каапера (“сельский староста”).
Слайд 19изображение супружеской пары – царевича Рахотепа и его жены Нофрет. У
царевича торжественный вид, прямой нос, толстые губы, полные щёки, то есть его лицо индивидуализировано. У Нофрет красивые миндалевидные глаза, взгляд спокоен, её образ преисполнен женского достоинства и очарования.
Слайд 21Важное место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции,
с помощью которых декорировались стены заупокойных храмов, обелисков и стел. Их назначение в желании прославить могущество погребённого владыки. Рельефы и фрески также подчинялись строгим канонам. Композиция должна была быть строго пропорциональной. Египетские мастера использовали технику плоского рельефа – сначала подготовляли поверхность стены, затем наносили контуры рисунка при помощи режущего инструмента. Фигуры прорисовывались очень тщательно и детально. В цветовой гамме преобладали жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, изобилующие многообразием оттенков.
Слайд 22что обычно изображалось на фресках:
- сцены загробной жизни;
- сцены повседневной жизни
египтян;
- пейзажи с животными и растениями.
Слайд 23Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта стал амарнский период
– время правления фараона – реформатора Аменхотепа IV – 1368 – 1351 гг. до н.э. ( записать в тетрадь). Это период внёс серьёзные изменения в изобразительное искусство Древнего Египта.
Слайд 25Фараон на рельефе “Поклонение богу солнца Атону”, где правитель выглядит почти
комично, но это не карикатура, а результат стремления передать более точный облик.
Слайд 27Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Аменхотепа IV. К их числу
следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити. Мы видим одухотворённую хрупкость лица, его выразительность, гибкую шею, тонкость и женственность всего образа. Перед нами не просто гордая царица, а женский идеал красоты.
Слайд 29Продолжателем Аменхотепа IV стал фараон Тутанхамон, имя которого широко известно благодаря
археологическим раскопкам его гробницы в 1922 году Говардом Картером.
Слайд 31Археологом была найдена золотая маска Тутанхамона. Мы видим широко раскрытый взгляд,
устремлённый в вечность. Головной убор фараона инкрустирован золотом, лазуритом, сердоликом. Это передаёт величие и божественное происхождение владыки.
Слайд 32Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки. Время не сохранило
образцов древнеегипетской музыки, мы бы ничего о ней не узнали, если бы не другие виды искусства. На многочисленных барельефах и росписях изображены музыканты – арфисты, флейтисты, певцы, которые бьют в ладоши и танцуют.