Слайд 1Изобразительное искусство Древней Греции
Слайд 2Архаика
Большое место в искусстве архаики занимала скульптура, которая украшала не только
храмы, но и была составной частью религиозного культа.
Новый идеал красоты – здоровое человеческое тело – воплощен в дошедших до нас статуях
Слайд 3Архаика.Скульптура
Это мужские фигуры куросов (т.е. юношей) устанавливались вблизи храмов.
Их называли «архаические «Аполлоны». Огромных размеров (иногда 3м), куросы похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие фигуры с выставленной вперед ногой, руки вдоль тела со сжатыми в кулаки ладонями, черты лица лишены индивидуальности.
Слайд 4 Женские фигуры -коры (т.е. девушки). Их позы однообразны
и статичны. Причудливо причесанные волосы с круто завитыми локонами, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
Слайд 5Классический период
Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н.
э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий.
Слайд 6Фидий
Афина Парфенос
Знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания —
447—438г. до н. э. Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.
Слайд 7Фидий
Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры,
одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии — городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме…
Слайд 8Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия.
Слайд 9Мирон
В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобола
— юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.
Дискобол
Афина
Марсий
Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм.
Слайд 10Поликлет
Раненая амазонка
Диадумен
Дорифор
Слайд 11Поликлет
В отличие от Мирона его младший современник Поликлет
обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.
Слайд 12В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих
полисов Греции. Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания.
Слайд 13Скопас- скульптор первой половины IV в до н. э.
Скопас изображает
раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).
Потос
Менада
Слайд 14По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в.
до н. э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью.
Гермес с младенцем Дионисом
Венера
Аполлон Сауроктон
Слайд 15
Апоксиомен
Геракл
Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый
образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).
Гермес,
надевающий сандалии
Слайд 16Скульптурные шедевры эллинизма
Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр
- многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов (Колосс Родосский). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана. Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея
Слайд 17
Ника Самофракийская (автор неизвестен)
"Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь
разгрома флота Птолемея (30 в. до н. э.). Стройная фигура в развевающихся одеждах словно слетела с небес на нос корабля, установленного на скале высоко над морем.
Слайд 18Приемы, создающие иллюзию движения в неподвижных фигурах, блестяще реализованы в статуях
Афродиты Милосской (Агесандр, III—II вв. до н. э.) и Аполлона Бельведерского (Леохар, 340 г. до н. э.).
Слайд 19
Агесандр, Полидор и Атенодор «Гибель Лаокона и его
сыновей». (40 г.
до н.э.).
Сюжет произведения
заимствован из легендарных
сказаний о падении Трои.
Лаокоона, предупредившего троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две гигантские змеи. Страдание на лице героя, высокий трагизм всей композиции выражают безмолвный протест против несправедливости богов, фатума.
Слайд 20Колосс Родосский
Свидетельством технических достижений древних греков было еще одно из семи
чудес света — Колосс Родосский (о котором уже говорилось выше), статуя бога Гелиоса, представлявшая собой позолоченную бронзовую на железном каркасе фигуру высотой 32 м. Колосс был сооружен в начале III в. до н.э. при входе в гавань города Родос. Всех, видевших статую, поражали не ее художественные достоинства, а инженерное мастерство его создателя - Хареса из Линдоса.
Слайд 21\
Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится по-своему более интимной, создаются образы
очаровательных пухлых младенцев, развивается мелкая пластика, появляются камеи - синтез пластики и ювелирного искусства, садово-парковая архитектура (особенно в Александрии).
Слайд 23Живопись
Греческая живопись представлена главным образом вазописью. К гончарному ремеслу
греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству.
Огромные вазы, достигающие иногда 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментами в виде кругов, треугольников, квадратов, ромбов (геометрический стиль).
Рисунки с изображением фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме вазы.
Слайд 25Эксекий - один из наиболее значительных и талантливейших художников чернофигурного стиля
вазописи. Начал свой творческий путь гончаром.
Ахилл и Аякс, играющие в кости. Роспись на амфоре
540-530гг. до н.э. Этрусский музей. Ватикан
Слайд 27Евфроний — древнегреческий— древнегреческий вазописец— древнегреческий вазописец и гончар— древнегреческий вазописец
и гончар конца VI— древнегреческий вазописец и гончар конца VI — начала V века до н. э.
Возможно, начинал работать в чернофигурной технике Возможно, начинал работать в чернофигурной технике. В росписях (с мифологическими и жанровыми сюжетами) стремился к передаче сложных движений.
Произведения: килики «Битва Геракла«Битва Геракла с Герионом», «Всадник» «Борьба Геракла с Антеем», «Псиктер, «Псиктер с гетерами, «Псиктер с гетерами» (Эрмитаж, «Псиктер с гетерами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург, «Псиктер с гетерами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др. Возможно, Евфроний — автор «Пелики с ласточкой».
Прилет первой ласточки. Роспись на вазе. Около 500 г. до н.э.
Эрмитаж. Санкт-Петербург
Слайд 28Домашнее задание
Учебник: глава 8.
Подготовить сообщения о творчестве одного из греческих
ваятелей: Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа.