Слайд 1ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА
До 17 века
Слайд 2Актерские действа известны издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами,
на Руси были поначалу связаны с языческими обрядами.
Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохиНо постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XIНо постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведейНо постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей, Медвежья потехаНо постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы
Слайд 3Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и
авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
Расцвет скоморошества пришёлся на XVРасцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII векаРасцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII векеРасцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганамРасцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкамнекоторые традиции своего искусства.
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудкаРепертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусельРепертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейкиРепертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки,домрыРепертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки,домры, волынкиРепертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки,домры, волынки, бубна.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
В XVIВ XVI—XVII векахВ XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Слайд 4Скоморохи на лубке 18 в.
Белорусские скоморохи на немецкой гравюре (1555)
Слайд 5Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп
не было условий - власти и церковь преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с волхвами, колдунами. Но скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.
Слайд 6Медвежья потеха — одна из древнейших форм развлечения в России — одна из древнейших
форм развлечения в России и Европе — одна из древнейших форм развлечения в России и Европе (англ. — одна из древнейших форм развлечения в России и Европе (англ.Bear-baiting — Травля медведя).
И. Забелин называл медвежью потеху самой старой и самой обычной. В МосквеИ. Забелин называл медвежью потеху самой старой и самой обычной. В Москве медведиИ. Забелин называл медвежью потеху самой старой и самой обычной. В Москве медведи содержались на специальном псаренном дворе. Медведи: дворные (живущие на псаренном дворе), гончие, сступные, спускные, дикие. Иногда для потех привозилибелых медведей.
В России «медведчики» были самостоятельной профессиейВ России «медведчики» были самостоятельной профессией, которую писцовые книгиВ России «медведчики» были самостоятельной профессией, которую писцовые книги называли отдельно от скоморохов.
Медвежья потеха была трёх видов:
Травля (медведь против собак);
Медвежьи бои (медведь против человека, медведь против медведя);
Комедия (цирковые представления).
Аполлинарий Михайлович Васнецов. Медведчики (развлечение).
Старая Москва.
Слайд 7Балаган (от персидского — верхняя комната, балкон)
1) Временная лёгкая постройка для торговли
на ярмарках, для размещения рабочих в летнее время.
2) Временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. В России известно с XVIII века. Строились обычно они из досок "лапша". Внутри строилась сцена, вешался кумачовый занавес на кольцах. Перед сценой врывались в землю два столба с железными кронштейнами. В эти кронштейны с тремя гнездами вставлялись лампы-молнии. Роль ламп-молний в балагане была велика: они и освещали, и согревали, на них можно было разогревать пищу. В зрительном зале устанавливались простые, грубо сколоченные скамейки. Передние скамейки всегда были ниже, задние же иногда так высоки, что сидящий не доставал ногами пола. Перед входом в балаган строился помост-раус.
3) В переносном смысле — действия, явления подобные балаганному представлению, шутовские, грубоватые.
Слайд 8Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и
пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п.
И хотя официально: «В России первый балаган был связан с именем Петра I», народные представления на Руси известны издавна.
Маски скоморохов
Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол, маски, райки, первые музыкальные инструменты — гусли, дудки, жалейки и т. д. Однако балаганы ещё долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных представлений, да и сами эти шутейные представления на ярмарках, городских и рыночных площадях получили название балаганов. Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси невозможно.
Слайд 9 Балаган серьёзно изучался и театральными практиками (Всеволод Мейерхольд Балаган серьёзно изучался и
театральными практиками (Всеволод Мейерхольд, Александр Блок и др.). Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено.
Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (28 января (9 февраля (28 января (9 февраля) 1874 (28 января (9 февраля) 1874, Пенза (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля1940 (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля1940, Москва (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля1940, Москва) — российский (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля1940, Москва) — российский и советский (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля1940, Москва) — российский и советский режиссёр (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля1940, Москва) — российский и советский режиссёр и актёр (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля1940, Москва) — российский и советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923 (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля1940, Москва) — российский и советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923), представитель символизма. Настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyergold).
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября (16 (28) ноября 1880 (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российс кая империя (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российс кая империя — 7 августа (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российс кая империя — 7 августа 1921 (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российс кая империя — 7 августа 1921, Петроград (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российс кая империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российс кая империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт - символист
Слайд 10БАЛАГАНЧИК
Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка
и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный чорт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.
Мальчик
Он спасется от черного гнева Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки Приближаются слева...
Видишь факелы? видишь дымки? Это, верно, сама королева...
Девочка
Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это - адская свита...
Королева - та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.
Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: "Помогите! Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей - картонный шлем! А в руке - деревянный меч!"
Заплакали девочка и мальчик,
И закрылся веселый балаганчик. Июль 1905
Слайд 1117 век
Впервые царский театр в России принадлежал царю Алексею МихайловичуВпервые царский театр
в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 годаВпервые царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 годаВпервые царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона МатвееваВпервые царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич сам взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в МосквепасторуВпервые царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич сам взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москвепастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 отобранных молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты по различных московским заведениям, но и сочинил пьесу на библейский сюжет об Эсфири заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 отобранных молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты по различных московским заведениям, но и сочинил пьесу на библейский сюжет об Эсфири. Пьеса получила название «Артаксерксово действо заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 отобранных молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты по различных московским заведениям, но и сочинил пьесу на библейский сюжет об Эсфири. Пьеса получила название «Артаксерксово действо», но была написана на родном языке автора — немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.
Слайд 12
Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако
дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение.
17 октября 1672 года17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем» (дословно — зрелищем). В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля.
Однако со смертью царя Алексея Михайловича умер и первый русский царский театр.
Слайд 15Крепостные театры
Явившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил
распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее МихайловичеЯвившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин МатвеевЯвившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин МилославскийЯвившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский, получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Як. ОдоевскийЯвившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский, получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Як. Одоевский и любимец царевны СофьиЯвившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский, получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Як. Одоевский и любимец царевны Софьи кн.В. В. ГолицынЯвившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский, получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Як. Одоевский и любимец царевны Софьи кн.В. В. Голицын. Даже одна из приближенных боярынь царевны Софьи, Т. И. АрсеньеваЯвившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский, получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Як. Одоевский и любимец царевны Софьи кн.В. В. Голицын. Даже одна из приближенных боярынь царевны Софьи, Т. И. Арсеньева, устраивала у себя в доме театральные зрелища, на которых актёрами являлись её барские люди и барские барыни. В Петербурге уже во времена Елизаветы существовали театры в доме гр. ЯгужинскогоЯвившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский, получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Як. Одоевский и любимец царевны Софьи кн.В. В. Голицын. Даже одна из приближенных боярынь царевны Софьи, Т. И. Арсеньева, устраивала у себя в доме театральные зрелища, на которых актёрами являлись её барские люди и барские барыни. В Петербурге уже во времена Елизаветы существовали театры в доме гр. Ягужинского и гр. Петра Шереметева. Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся очень долго.
Слайд 16К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести и блиставшую в театре
графов Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву, бывшую крепостную актрису, ставшую графиней Шереметевой.
Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера МонсиньиРепертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре ГретриРепертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри, Никколо ПиччиниРепертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри, Никколо Пиччини, Джованни ПаизиеллоРепертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри, Никколо Пиччини, Джованни Паизиелло, МоцартаРепертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри, Никколо Пиччини, Джованни Паизиелло, Моцарта, а также литературные драмы французских классицистов (Жан-Жак РуссоРепертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри, Никколо Пиччини, Джованни Паизиелло, Моцарта, а также литературные драмы французских классицистов (Жан-Жак Руссо, Дени ДидроРепертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри, Никколо Пиччини, Джованни Паизиелло, Моцарта, а также литературные драмы французских классицистов (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро). Однако уже появлялись и русские авторы. Одна из ролей, в которых блистала Жемчугова — Зельмира в опере «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» композитора О. А. Козловского, сочиненной на основе сюжета отечественной истории.
Слайд 17Царевна Софья
Граф Петр Шереметев
Прасковья Жемчугова-Ковалева
Слайд 18Праско́вья Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева (31 июля1768, деревня Березники Ярославской губернии— 23 февраля 1803, Санкт-Петербург) — актриса и
певица крепостного театра графов Шереметевых.
Слайд 19Гастрольные иностранные антрепризы
Иноземные гастролеры, приезжая в Россию, несли с собой не
только профессиональное мастерство — они становились источниками развития духовной мысли, социального и творческого развития. В России актёрские труппы, как и актёры и музыканты-одиночки, часто обретали вторую родину, нуждающуюся в их творчестве. Итальянские, немецкие и французские труппы широко были распространены в XVII веке.
Петр I уже сам приглашал «иноземщину», понимая значение просвещенных и культурных европейцев для развития России. Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь (в то время доступ туда был открыт), где воздвигнута была особая «комедийная храмина».
Слайд 20Пётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты
оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган КунштПётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт (или, по другим написаниям — Иоганн Кунст) затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его «триумфальную» комедию, и Пётр должен был обратиться к Заиконоспасской академииПётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт (или, по другим написаниям — Иоганн Кунст) затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его «триумфальную» комедию, и Пётр должен был обратиться к Заиконоспасской академии, где процветала занесённая из Киева духовная драмаПётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт (или, по другим написаниям — Иоганн Кунст) затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его «триумфальную» комедию, и Пётр должен был обратиться к Заиконоспасской академии, где процветала занесённая из Киева духовная драма и мистерия.
«В 1702 г. Петр Великий отправил бывшего „комедиянта“, венгерца Ягана Сплавского, в Данциг, чтобы навербовать там труппу. Сплавский привез в Москву девять комедиантов под управлением Куншта». Иоганн Кунст стал первым антрепренёром русского театра.
Слайд 21Пётр был недоволен современным ему репертуаром. По словам БерхгольцаПётр был недоволен современным
ему репертуаром. По словам Берхгольца, он требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из ПольшиПётр был недоволен современным ему репертуаром. По словам Берхгольца, он требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши, а не из Германии.
В эпоху Петра театральное дело развивалось также и в провинции. Так, 1705 годомВ эпоху Петра театральное дело развивалось также и в провинции. Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в городе ТобольскеВ эпоху Петра театральное дело развивалось также и в провинции. Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в городе Тобольске, где пропагандистом театра выступал местный митрополит Филофей Лещинский.
Слайд 22После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи АлексеевныПосле смерти Петра
Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины IПосле смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра IIПосле смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра II: дворцовые спектакли стали весьма редким явлением. В Славяно-греко-латинской академии продолжались представления классических драм, которые получили и дальнейшее развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театр
Слайд 23Примеру Петра I подражали и последующие царственные особы.
Со вступлением на престол
императрицы Анны ИоанновныСо вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарадыСо вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперойСо вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига, а стало пробовать силы на русской комедии и хлопотало об устройстве постоянного театра во дворцовых покоях. Помещение, приспособленное для этой цели, стало носить название «комедии» и находилось в «новом Зимнем Е. И. В. доме».
Слайд 24В дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну
Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий ШепелевВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья БиронаВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, ВоронцовыВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, АпраксиныВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. БрюсовВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, ЕрмаковВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков,СтруговщиковВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков,Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учреждённогоШляхетного корпусаВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков,Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учреждённогоШляхетного корпуса. С особенной пышностью было поставлено в 1735 годуВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков,Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учреждённогоШляхетного корпуса. С особенной пышностью было поставлено в 1735 году действо о ИосифеВ дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков,Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учреждённогоШляхетного корпуса. С особенной пышностью было поставлено в 1735 году действо о Иосифе. Существовал проект учреждения первого в России театрального училища, представленный балетмейстером Жаном Батистом Ланде; по некоторым сведениям можно думать, что этот проект осуществился.
Слайд 25В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и
стало на ноги. Никогда до тех пор Петербург не представлял такого изобилия и разнообразия зрелищ. Наряду с иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов, образовался театр в Шляхетском корпусе, где в 1749 году впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова «Хорев», а в Ярославле организовалась труппа Ф. Г. Волкова. Последняя в 1752 году была вытребована в Петербург, где она дебютировала в присутствии государыни в мистерии св. Димитрия Ростовского. 30 августа 1756 года состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге (ныне Александринский театр).
Слайд 26Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в
её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности (Владимир Лукин, Александр Аблесимов, Денис Фонвизин).
Слайд 28При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп было три: итальянская
оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа. В 1762 году была образована французская драматическая труппа. В 1766 году был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям». В 1783 году впервые были установлены «пробы» (дебюты) для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установлениe свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений.
Слайд 29В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская
опера известного Локателли /Пьетро Лотелли - итальянский скрипач, композитор/ В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго. Особенно оживлено театральное дело в Москве было в 1762 году по случаю коронования Екатерины II. В 1776 году кн. П. В. Урусову была выдана 10-летняя привилегия на содержание театра в Москве, с обязательством выстроить новый каменный театр; князь Урусов передал свои права Медоксу, который выстроил огромное здание театра на Петровке, отчего театр получил название «Петровского»; этот театр сгорел в 1805 году; в следующем году в Москве был открыт Императорский театр.
Слайд 30В XVII веке земля, на которой расположен сейчас Большой театр принадлежала
С.К.Нарышкину, в середине XVIII века - кн.Б.В.Голицыну, в 1777 году - губ.прокурору кн.П.В.Урусову и англичанину М.Е.Медоксу. Последний, ставший полным владельцем этого участка с мая 1780 года, построил здесь за пять месяцев театральное здание (1780 г., арх. Х.Розберг), в котором 30 декабря, накануне нового 1781 года спектаклем А.О.Аблесимова "Странники" был открыт Петровский театр на 110 лож, не считая галереи.
Слайд 31Основатель русского театра
Федор Григорьевич Волков
Слайд 32Несмотря на то, что директором первого русского национального театра основанного в
1756 г. Стал А. П. Сумароков, ведущую роль в нем сыграл выдающийся театральный деятель Федор Григорьевич Волков.
Волков был выходцем из купеческой семьи в Ярославле. В Москву приехал учиться торговому делу. Попав один раз в театр, он стал его постоянным зрителем, жадно изучал все, что имело отношение к театру. Вернувшись в Ярославль, Волков начинает создавать свой театр, первые спектакли которого начались в 1750 г. По своему характеру он был близок к театру «охочих комедиантов». Театр понравился ярославцам, впоследствии на средства зрителей было построено театральное здание.
Слайд 33ВОЛКОВ Федор Григорьевич (9.02.1729-4.04.1763), актер, создатель русского профессионального драматического театра. Из купеческой
семьи. Детские и юношеские годы провел в Ярославле, в 1741-49 обучался “заводскому и купеческому делу” в Москве, где увлекся театром.
По возвращении в Ярославль занимался управлением заводами и одновременно организацией домашнего театра, который затем стал публичным. Слухи об этом театре достигли Петербурга, и ярославцы были вызваны имп. Елизаветой Петровной. Первые сыгранные спектакли понравились, Волкову был подарен перстень с руки императрицы.
Слайд 34Театр драмы имени Фёдора Волкова
Слайд 35Волков и часть труппы были отданы в кадетский корпус, где артисты
обучались наукам, иностранным языкам, гимнастике и декламации. Волков помимо этого занимался еще музыкой и рисованием и "употребил все старания выйти... просвещеннейшим, в чем и успел совершенно". В 1756 был издан указ об учреждении "русского для представления трагедий и комедий публичного театра", руководство труппой которого, состоявшей из 12 человек, поручалось драматургу А.П. Сумарокову. Волков получил звание "первого придворного актера", а в 1761 занял место Сумарокова. "Отец русского театра" (как писал о нем В. Г. Белинский) жил искусством, и сцена занимала все его мысли и чувства. Волков в совершенстве владел исполнительской манерой театрального классицизма, наполняя ее естественностью и ярким темпераментом.
Слайд 36В 1762 братья Федор и Григорий Волковы были возведены в дворянское
достоинство и награждены поместьями и крестьянами (300 душ) за участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II.
Волков выступал как режиссер, постановщик и оформитель грандиозного массового зрелища-маскарада “Торжествующая Минерва”, поставленного по случаю коронации Екатерины II 30 января — 1 февраля 1763 в Москве.
Фёдор Волков - рыцарь российской Мельпомены
Слайд 37Мельпомена - в древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии.
Изображалась в венке из виноградных листьев, с трагической маской и палицей в руке.
Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе — италийская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений.Покровительница ремесленников и художников.
Слайд 38 Тексты хоров и песен для участников маскарада написал Александр Петрович Сумароков,
пояснительное стихотворное описание действия сочинил Михаил Матвеевич Херасков.
Постановка поражала своим размахом. В течение трех дней по улицам города двигалась процессия, представлявшая триумф римской богини мудрости Минервы, отождествлявшаяся с императрицей Екатериной II. Участники маскарада представляли аллегорические живые картины. В шествии участвовало около 4 тысяч человек.
Во время маскарада Ф.Г. Волков простудился и вскоре умер.
Описание маскарада 1763 года принадлежит писателю Павлу Ивановичу Сумарокову.
Слайд 39Екатерина II в образе Минервы. Камея работы великой княгини Марии Федоровны.
Агат, бронза (рама), паста полуфарфоровая.
Слайд 40«Сей шумный, единственный маскерад собирался всякой раз пред Аннинским дворцом, двигался
чрез всю Немецкую слободу, в новую Басманную до Белого города, возвращался по старой Басманной, чрез Ехалов, Салтыков мосты, и продолжался во всю масленицу. Десятки тысяч людей смотрели на оный из окон, с балконов, заборов, кровель; сдвигавшийся за ним народ, препровождал его до предела шествия зимних гор, иллюминованных разноцветными фонарями, где иные празднующих в тысячах толпы встречали его с восхищением. Пения, скачки, пляски, громогласные воззвания: Ура! Виват Екатерина! не умолкали, и таково-то было ее торжество».
Слайд 41Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона определяет: «В
первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры. Эта была школа европейская, точнее — французская. Первыми образцами, которым пришлось следовать первой русской труппе, были иноземные театры тогдашнего Петербурга, в особенности французская труппа Сериньи, состоявшая, по свидетельству современников, из весьма талантливых артистов.
Слайд 42С другой стороны принадлежность значительной части актёров к числу крепостных (ещё
в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп) не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Попав в императорские театры, крепостные стали освобождаться от крепостной зависимости. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин.
Слайд 43Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в
её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности (Лукин, Аблесимов, Фонвизин).
Слайд 44Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича
Фонвизина «Недоросль», где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев 18 столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями. Не сразу, но пьеса была поставлена на сцене императорских театров.