Презентация, доклад к уроку МХК Художественная культура европейского средневековья(Православная ветвь)

Содержание

Временные рамки Средневековья: 5 -16 века.Но начало появления средневековой образности – вторая половина 4 века в античном искусстве (храмовые песнопения, росписи римских катакомб).В период позднего феодализма (14 -16 в.) уже отвергаются ценности «мрачного»Средневековья. Так что верхней

Слайд 1Художественная культура Средневековья
: освоение христианской образности
(часть1- православная ветвь)
Презентация для урока МХК


по программе Рапацкой Л.А.

Подготовила Серебрякова Н.В. ,
учитель МБОУ Талицкая СОШ.
Ивановская область. 2016 г.

Художественная культура Средневековья: освоение христианской образности(часть1- православная ветвь)Презентация для урока МХК по программе Рапацкой Л.А.Подготовила Серебрякова Н.В.

Слайд 2Временные рамки Средневековья: 5 -16 века.
Но начало появления средневековой образности –

вторая половина 4 века в античном искусстве (храмовые песнопения, росписи римских катакомб).
В период позднего феодализма (14 -16 в.) уже отвергаются ценности «мрачного»Средневековья. Так что верхней границей можно считать искусство до начала эпохи Возрождения –
конец 13 века.
Временные рамки Средневековья: 5 -16 века.Но начало появления средневековой образности – вторая половина 4 века в античном

Слайд 3– основа, на которой создавались произведения искусства всех жанров.
Средневековая художественная культура-

это особый мир, разительно отличающийся от античного.

Новый Завет

– основа, на которой создавались произведения искусства всех жанров.Средневековая художественная культура- это особый мир, разительно отличающийся от

Слайд 4Приоритетные темы средневекового искусства:
1. Воспевание высоты духовного подвига.

2. Нравственные идеалы,
отвечающие

евангельским
заповедям.
Приоритетные темы средневекового искусства:1. Воспевание высоты духовного подвига.2. Нравственные идеалы, отвечающие евангельским заповедям.

Слайд 5Две ветви христианства:
1.Католицизм (Западная церковь. Глава – папа Римский).
2. Православие (Восточная

церковь. Глава – епископ Константинополя).

В 1054 году произошла схизма (разделение) церквей, постепенно углублялись различия в искусстве двух направлений.

Две ветви  христианства:1.Католицизм (Западная церковь. Глава – папа Римский).2. Православие (Восточная церковь. Глава – епископ Константинополя).

Слайд 6Различия в трактовке главных образов средневековой живописи.
В православии: Иисус Христос –

Вседержитель, царствующий над Вселенной, Богородица – царица небесная.
В католицизме: в образе Сына Божия подчёркиваются его земные смертные муки, Дева Мария – символ красоты, чистоты, материнства.
Различия в трактовке главных образов средневековой живописи.В православии: Иисус Христос – Вседержитель, царствующий над Вселенной, Богородица –

Слайд 7Византийское искусство – средневековое ис-во в русле православных традиций.

1.Эпоха Юстиниана (6

– 8 в.)
2.Македонский период (9 - 11 в.)
3. Комнинский период (11 – 12 в.)

(Названия даны по царствующим династиям)
Византийское искусство – средневековое ис-во в русле православных традиций.1.Эпоха Юстиниана (6 – 8 в.)2.Македонский период (9 -

Слайд 8Подъём византийской культуры в 6 веке
Связан с 40-летним царствованием

императора Юстиниана. Византия стала могучей империей.
Высокого расцвета достигли:
1.Храмовая архитектура (30 )
2.Мозаичное искусство.
3. Иконопись.

Подъём византийской   культуры в 6 веке  Связан с 40-летним царствованием императора Юстиниана. Византия стала

Слайд 9Стены и башни Константинополя. Реконструкция.
Храм Святой Софии

Стены и башни Константинополя.  Реконструкция.Храм Святой Софии

Слайд 10Внутренний вид собора Святая София (532-537).
Поражает лёгкостью. Сорок окон,

прорезанных в основании купола, стене и нишах, заливали светом всё помещение, оживляя мозаики, золотые и серебряные украшения. Купол, поднятый на высоту 55 метров, поддерживался двумя более низкими полукуполами, которые в свою очередь переходили в два небольших полукупола. Так что средняя часть собора были заполнена перетекающими друг в друга сферическими формами, устремлёнными ввысь.
Внутренний вид собора Святая София (532-537).  Поражает лёгкостью. Сорок окон, прорезанных в основании купола, стене и

Слайд 11Храм Св. Софии в Константинополе. Современный вид.

Храм Св. Софии в Константинополе. Современный вид.

Слайд 12Церковь Сант Аполлинаре Нуово. Равенна

Церковь Сант Аполлинаре Нуово. Равенна

Слайд 13Уникальные мозаики.
От времён Юстиниана сохранились и уникальные мозаики. Это искусство было

известно ещё с античности. Мозаики выкладывались на стенах и арках храмов мелкими разноцветными кубиками из камня или смальты.

Голова юного Христа. Церковь Сант Аполлинаре Нуово. Равенна.

Мозаики базилики Сант Аполлинаре
Нуово. Равенна

Уникальные мозаики.От времён Юстиниана сохранились и уникальные мозаики. Это искусство было известно ещё с античности. Мозаики выкладывались

Слайд 14Император Юстиниан и Императрица Федора
 
Стеклянные камушки углубляли в поверхность под разным

углом наклона. Получалось оптическое «чудо» - мозаичные изображения сияли ярким светом, внутри которого играли сотни маленьких огонёчков.

Император Юстиниан со свитой.

Императрица Федора. Фрагмент

Церковь Сан Витале Равенна

Император Юстиниан и Императрица Федора  Стеклянные камушки углубляли в поверхность под разным углом наклона. Получалось оптическое «чудо»

Слайд 15Мозаики Святой Софии
Богоматерь с Иисусом.

Вознесение

Мозаики Святой СофииБогоматерь с Иисусом. Вознесение

Слайд 16Иконы
В 6 веке икона стала самостоятельным видом храмового искусства наряду с

мозаикой ифресками
ИконыВ 6 веке икона стала самостоятельным видом храмового искусства наряду с мозаикой ифресками

Слайд 17Македонский период
Император Михаил 111 отправляет Кирилла и Мефодия в Моравию

Македонский периодИмператор Михаил 111 отправляет Кирилла и Мефодия в Моравию

Слайд 18Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий

Слайд 19Афонский мужской монастырь
Духовный центр монашества
Трапеза

Афонский мужской монастырьДуховный центр монашестваТрапеза

Слайд 21Иконопись

Иконопись

Слайд 22Комнинский период
Крестово-купольный храм (модель вселенной): в центре – купол, 4 сводчатых

рукава – на 4 стороны; важнейшая часть – алтарь (обращён на восток, обозначался полукруглой апсидой – выступом); западная часть ад, преисподняя.
Каноническая система росписи храма.
Комнинский периодКрестово-купольный храм (модель вселенной): в центре – купол, 4 сводчатых рукава – на 4 стороны; важнейшая

Слайд 23Крестово-купольный храм

Крестово-купольный храм

Слайд 24Комнинский период.
Возникновение иконостаса (перегородка, отделяющая алтарь от верующих). Наверху – крест,

далее – иконы, на которых события Евангельской истории.
Комнинский период.Возникновение иконостаса (перегородка, отделяющая алтарь от верующих). Наверху – крест, далее – иконы, на которых события

Слайд 25Канон: иконы
праздничного цикла

Канон: иконы праздничного цикла

Слайд 26Благовещенье
Рождество
Крещение
Преображение
Воскрешение Лазаря
Вход Господень в Иерусалим

БлаговещеньеРождествоКрещениеПреображениеВоскрешение ЛазаряВход Господень в Иерусалим

Слайд 27Тайная вечеря
Распятие
Снятие с креста
Оплакивание Христа
Положение во гроб
Вознесение

Тайная вечеряРаспятиеСнятие с крестаОплакивание ХристаПоложение во гробВознесение

Слайд 28Воскресение.
Сошествие во Ад
Иконографическое воплощение получили и другие важнейшие события. Был выработан

канон Святой Троицы: на золотом фоне под мамврийским дубом три тождественных Ангела за трапезой (перед ними чаша и хлеб). Ниже фигурки Авраама и Сары гостеприимно принимающих путников.

Троица (ветхозаветная)

Воскресение.Сошествие во АдИконографическое воплощение получили и другие важнейшие события. Был выработан канон Святой Троицы: на золотом фоне

Слайд 29Стиль Византийской храмовой живописи.
Строгие каноны иконографии:
аскетичный лик, отрешённый взгляд,

удлинённые формы.
Приём «обратной перспективы» : отсутствие объёмности фигур, золотой фон, не имеющий перспективы. Выдвигает фигуру за пределы живописи.
Фигуры оглавные, оплечные, поясные, в полный рост
Стиль Византийской храмовой живописи.Строгие каноны иконографии:  аскетичный лик, отрешённый взгляд, удлинённые формы.  Приём «обратной перспективы»

Слайд 30Образы Богородицы
Оранта (Молительница
за род человеческий
Одигитрия
(Путеводительница)
Владимирская
Елеуса (Умиление)
Знамение

Образы БогородицыОранта (Молительница за род человеческийОдигитрия (Путеводительница)ВладимирскаяЕлеуса (Умиление)Знамение

Слайд 31


Христос Пантократор (Вседержитель)
Спас

Нерукотворный
Христос    Пантократор (Вседержитель)  Спас Нерукотворный

Слайд 32Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Слайд 33Музыка в храмовом искусстве.
Литургия (общественное служение),
Всенощное бдение (праздничная служба накануне) –

тексты упорядочены в 4в. Иоанном Златоустом и Василием Великим. Религиозная поэзия сопровождалась пением (одноголосым, не имеющим музыкального сопровождения)
Музыка в храмовом искусстве.Литургия (общественное служение),Всенощное бдение (праздничная служба накануне) – тексты упорядочены в 4в. Иоанном Златоустом

Слайд 34Гимнография.
Ефрем Сирин (4в. – автор древних молитв).
Роман Сладкопевец (6в. – византийский

поэт и музыкант создал около 85 гимнов).
Иоанн Дамаскин (675 – 749, византийский создатель жанра канона)
Иоанн Кукузель (1280 – 1375, в Афонском монастыре).
Гимнография.Ефрем Сирин (4в. – автор древних молитв).Роман Сладкопевец (6в. – византийский поэт и музыкант создал около 85

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть