Слайд 3
Великий Микеланджело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг
разрушил все привычные представления о прежних «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».
Слайд 4Другие произведения Микеланджело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи
и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, - демонстрировали классицистические формы, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением.
Слайд 8Барокко – первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности
мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил. Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы.
Слайд 9Панеги́рик (от лат. panegyrikus ← др.-греч. πᾰν-ηγῠρικός — «похвальное слово в
торжественном всенародном собрании» от др.-греч. πᾶς, πᾶσα, πᾶν — «все» + др.-греч. ἀγείρω — «собирать, созывать») — всякое восхваление в литературном произведении (например в оде) или выступлении. С XIX века — неоправданное восхваление.
Буквальный перевод слова др.-греч. πᾰν-ηγῠρικός — «собрание всех», по другому — «всеобщее народное собрание». В дальнейшем это слово стало обозначать «похвальное слово, сказанное в торжественном всенародном собрании».
Слайд 10Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи при погребении усопших и
создали впоследствии из этого обычая особый род литературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого рода речи при общественных похоронах произносились не кем-нибудь случайно, а известным лицом, по назначению. «De mortuis aut bene, aut nihil» («О мёртвых или хорошо, или ничего»), говорили римляне, и надгробные речи их всегда отличались похвалами, причём первоначальная искренность уступала место риторике, по мере того, как речи эти приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым.
Слайд 11Из панегирических речей древности особенно замечательны речь Перикла в честь павших
при Марафоне и Саламине (у Фукидида) и речь Лисия в похвалу сражавшимся с Коринфом. Эти речи имели главным образом целью воодушевить афинян к новым жертвам для блага и спасения отечества. В точном смысле слова панегириком (от pan — весь и agora — афинский форум, агора) стали называть речь, произносимую перед народом в честь какого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, без примеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился до нашего времени только панегирик Афинам Исократа (386 г. до н. э.).
Слайд 12В римской литературе знаменит панегирик Траяну Плиния Младшего, по случаю назначения
его консулом — образец тонкой и остроумной лести. «Жизнь Агриколы» Тацита — другой пример панегирика в римской литературе, но уже без всякой примеси лести живому.
Слайд 13Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску
новых средств воздействия на верующих.
Слайд 14Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура
вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.
Слайд 15Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура
вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.
Слайд 16В архитектурных формах барокко предпочтение отдается криволинейным очертаниям, усиливается пластическая и
живописная трактовка архитектуры. Прямые линии заменяются криволинейными, изогнутыми, скругленными, извивающимися. Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши, беспокойный ритм окон – все это черты барокко.
Слайд 17Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на
террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы.
Слайд 18Фли́гель (от нем. Flügel, основное значение — крыло) — вспомогательная пристройка
к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка.
Слайд 22Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (чрезмерное выражение чувств). В
произведениях барокко стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли)
Слайд 23Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли
в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон
Слайд 27Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура
в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч.
Слайд 28Кариати́да — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для
поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну.илястру.
Слайд 29Маскаро́н (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в
форме головы человека или животного анфас.
Слайд 30Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах,
России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Слайд 32Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше
считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин "барочный классицизм" применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма.
Слайд 36В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси
Слайд 37Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция)