Слайд 1Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из
одинокого окошка.
Давайте заглянем внутрь!
Слайд 2Мерцающий свет едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с
куделью, в руке – веретено.
Слайд 4Вот они какие – русские прялки!
Слайд 5Вот они какие – русские прялки!
Слайд 6 Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства
и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Слайд 7Прялка – орудие для ручного прядения
Прялка – орудие для ручного
прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.
маковки
лопаска
серёжки
стойка
донце
Слайд 8Прялка – олицетворение русской крестьянки
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской
крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней, -
писал А. С. Пушкин.
Слайд 9Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми
трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.
Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (примерно 300 метров). А чтобы получить хотя 20 аршин ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.
Слайд 10Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с
6-8 лет. В музеях хранятся маленькие детские прялки.
Слайд 11Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы
скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Но имя того, кто дарил прялку, от нас скрыто. Хотя на некоторых прялках есть дарственные, но многое ли откроет нам такая, к примеру, надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю…».
Слайд 12Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой
украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Слайд 13Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории
была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Слайд 17Прялки Верхнего и Среднего Поволжья
Слайд 18Практическая работа
А теперь давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний
о русском традиционном орнаменте и его символике
Слайд 19Подведение итогов
Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились
с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, - прялкой.
Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.