Слайд 1Садово -парковая скульптура
Подготовила Слободюк Ольга Ивановна
учитель ИЗО и черчения МОБУ
Лицей № 8 г. Тында, Амурской области
Разработка урока изо в 9 классе
Слайд 3Скульптура быта является неотъемлемым элементом регулярных парков прошлого, применялась она в
садах и парках пейзажной планировки. С ее помощью часто задавали определенную тему всему саду в целом или какому-то его участку. Скульптура в парке рассказывала об античных героях, призывала следовать какой-либо добродетели, увековечивала воинские победы.
Надо сказать, что в формальном саду хороша не только классическая скульптура, вполне достойно и современно выглядит абстрактная фигура на постаменте.
Слайд 5Абстрактные скульптуры
Абстрактная скульптура не изображает ничего конкретного, представляя собой композицию из
линий, геометрических фигур и объемов, она воплощает в материале какую-то идею или фантазию художника. Многим нравятся именно такие работы, некоторые считают их в большей степени искусством, нежели все остальное.
Слайд 12Скульптуры животных для сада
Миниатюрных животных и птиц расставляют на газонах, клумбах,
рядом с водоемами и внутри патио, делая это с учетом их природных особенностей: лягушки, аисты и утки хороши у пруда и ручья, кролики и овечки — среди травы, кошка — на выступе стены или на подпорной стенке. Скульптуры помогают в расстановке акцентов. Они управляют движением взгляда, их используют для выделения ключевых точек композиции, формирования ритма пейзажа.
Слайд 13В современных европейских садах скульптура выглядит актуально, начинает она проникать и
в российские сады, делая их оригинальными и элегантными. Объединить произведение искусства и сад непросто, это тоже искусство. Скульптура должна смотреться органично, она может являться главным визуальным акцентом в саду, быть приличные размеров и производить сильное впечатление, чаще ее размеры скромны, она занимает второстепенное положение, хотя непременно находится в гармонии с садовым окружением.
Слайд 15Каменные фонари, пожалуй, самый популярный элемент российского сада в японском стиле.
Изначально они были ритуальными предметами и располагались у статуи Будды, символизируя свет его учения, потом их стали ставить у входа в храм и по краям дорожек, ведущих к храму. Конструкция фонарей обычно состоит из шести отдельных элементов: подставки под фонарь, опоры, подставки светильной камеры, собственно камеры, крыши и навершия. Сейчас фонари стали едва ли не самым узнаваемым атрибутом японского сада.
Слайд 19Скульптуры животных для сада
Главное правило при выборе скульптур животных для сада
— оригинальность художественного воплощения, излишне реалистичное изображение животного не всегда выглядит интересным, этого лучше избегать. Сегодня скульптура проникает во все уголки садового участка и украшает не только его парадную часть.
Слайд 20Скульптура не только должна доставлять удовольствие сама по себе как произведение
искусства, важнее правильно вписать ее в сад, усилив эстетическое впечатление от растительной композиции.
Слайд 23Скульптуру различной высоты нужно рассматривать с разного расстояния: работу высотой 1
м лучше созерцать, отойдя на 2-3 м, а высотой 2,5 м — уже на 6-10 м. Восприятие зависит и от цвета поверхности — чем она светлее, тем больше дистанция, с которой можно разглядеть ее детали и фактуру поверхности. Глянцевая поверхность фигур создает впечатление холодности, отстраненности от зрителя, матовые, шероховатые поверхности выглядят спокойнее и дружелюбнее.
Слайд 25Иногда скульптурные изображения становятся идейной основой сада, они сами по себе
представляют художественную ценность, а растения и ландшафтные композиции являются всего лишь дополнением к ним. Такие сады называют садами скульптур.
Концептуальность — отличительная черта авангардных садов, несомненно, определяющая характер скульптурных форм. Подобные изваяния могут иметь разные размеры: быть совсем небольшими, высотой до 50 см, или гигантскими.
Слайд 26Размещая скульптуру, поиграйте с тенями и пятнами света. В гуще посадок
всегда остаются части пространства, свободные от листвы. В зависимости от расположения солнца его лучи проникают сквозь эти «окна» и расставляют то одни, то другие акценты — солнечное пятно медленно ползет по саду. Если свет упадет на скульптуру — она засияет, потом он сместится — и изваяние спрячется в тень.
Слайд 27Скульптура из натурального камня - это не только изображения людей и
животных, это и интересной формы камень на постаменте, необыкновенная коряга, кубы и шары из самых разных материалов, служащие украшением сада. Коряги и части стволов деревьев могут выглядеть необыкновенно эффектно, их формы причудливы, они гармонично смотрятся в растительном окружении.
Особенно хороши те, что взяты с берега моря, отполированы соленой водой и высушены ветрами, наверно, потому так хороши коряги в садах на берегу Финского залива и в Прибалтике, но можно найти что-то подходящее и в подмосковном лесу.
Слайд 29Малые архитектурные формы для сада использовались еще для украшения территории Древнего
Рима. На виллах, частных загородных резиденциях императоров и богатых патрициев, где они отдыхали от важных государственных дел, красота природы соединялась с совершенными творениями человеческих рук.
Именно это прекрасное сочетание природного ландшафта с архитектурными постройками, садово-парковой скульптурой, водоемами и рукотворными уголками природы сделало классические итальянские сады шедеврами.
Слайд 32Используемые источники:
Ротенберг Е. И « Искусство Италии 16 века», М, «Искусство», 1967
Булавина Л.
«Архангельское», краткий путеводитель по усадьбе, М,"Московский рабочий", 1974
Глумов А. И. «Архитектор Николай Львов», М, «Искусство», 1980
журнал «Декоративное искусство СССР», № 2, 1986 (статья Н. Вулих «Античный сад»)
Википедия