Слайд 1Выставка работ Е.М.Бём.
Выполнила учитель изо МКОУ СОШ с. Лазарево Бондаренко Р.Л.
Слайд 2Выставка старинных открыток художницы Елисаветы Бём (1843-1914 гг.) «Сердце сердцу весть
подает». К 165-летию со дня рождения
Слайд 3XIX век подарил России целую плеяду художников,прославивших русское искусство далеко за
её пределами. Во второй половине девятнадцатого столетия стали получать художественное образование и женщины,благодаря чему появились художницы, создавшие новый образ русского изобразительного искусства.
Слайд 4Первой начала свой длинный творческий путь, охватив самые разные техники изобразительного
искусства, - силуэт, акварель, стекло, - Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914), яркая представительница русского стиля. Многие ее произведения получали призы на международных выставках, она одна из немногих художников того времени, чье творчество было признано не только в России, но и в Европе и Америке.
Слайд 5Е. М. Бём происходила из старинного дворянского рода Эндауровых. Отец, Меркурий
Николаевич, родился в Вологде, служил в лейб-гвардии Московском полку, затем в Санкт-Петербурге в департаменте Военного министерства, уволился со службы в чине коллежского асессора и переехал с семьей в имение - сельцо Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Мать,Юлия Ивановна, дочь чиновника. Оба родителя были большими любителями искусства.
Слайд 6Родилась Елизавета Меркурьевна 12 февраля 1843 года в Петербурге. В семье
было шестеро детей. Александр стал директором Мальцевского хрустального завода, на котором Елизавета Бём создавала позже свои произведения из стекла. Любовь тоже стала художницей, приверженкой русского стиля. Детство Елизавета провела в родовом имении Щепцово, где делала свои первые шаги в рисовании. «Я себя иначе не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письма к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала рисуночки куколок и животных, и вот это-то и обратило внимание людей понимающих, что мне серьезно следовало заняться рисованием», – вспоминала Е. М.Бём.
Слайд 7Когда ей исполнилось 14 лет, она возвращается в Петербург для обучения
в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Елизавета Меркурьевна была одной из первых женщин, получивших профессиональное художественное образование. Руководителями школы были такие мастера, как Крамской, Чистяков, Бейдеман, Примацци. «Если я хоть малость понимаю в рисунке,то обязана этим исключительно Крамскому», - писала Е. М. Бём.
Слайд 11В 1864 году, закончив обучение, она возвращается в родительское имение, где
увлекается рисованием с натуры животных. В 1865 году,приехав в Петербург, Елизавета Меркурьевна получает за эти рисунки серебряную медаль Общества поощрения художеств. В Петербурге молодая художница познакомилась с И. Гончаровым И. Тургеневым, Л. Толстым.
Слайд 12В 1867 году молодая художница вышла замуж за Людвига Францевича Бёма,
талантливого скрипача и преподавателя, позднее профессора Петербургской консерватории. «Любя рисование всей душой, я и по выходе замуж и после того, что имела ребенка, все так же, если еще не более, занималась любимым делом», — вспоминала Елизавета Меркурьевна.
Слайд 13Становление Е. М. Бём как художника приходится на1870-е годы. Впервые творчество
Елизаветы Меркурьевны стало известно зрителю по исполненным ею графическим работам в технике литографии, разновидности гравюры.
Слайд 14Листы, выполненные литографически непосредственно самими художниками, по своему изяществу и тонкости
ни в чем не уступали резцовой гравюре. В экспозиции выставки представлена одна из таких работ – автопортрет Е. М. Бём, рисующей деревенских детей.
Слайд 15 В технике литографирования пером по камню был исполнен большой лист
«Красной шапочки» и рисунки к поэме Н. Некрасова «Мороз Красный нос», изданной в 1872 году. В них еще не проявился тот отличительный почерк художницы, но уже заметна её любовь к изображению русской деревни и детей -двум темам, прошедшим через все ее творчество.
Все творческое наследие Елизаветы Меркурьевны можно разделить на два этапа: силуэт и акварель.
Слайд 16Искусству силуэта она посвятила более двадцати лет своей жизни. Это искусство
зародилось в России при Петре, распространение получило только при Екатерине II. В начале XIX века любовь к силуэту распространилась среди дворянства. Елизавета Меркурьевна была единственным художником последней четверти XIX века, серьезно работающим в технике силуэта. Она находила в нем собственную, неожиданную для силуэта тему, - свои композиции она посвящала детям, создавала иллюстрации к произведениям русских писателей.Елизавета Меркурьевна начала работу в силуэте с традиционного портрета. Впоследствии художница выработала свой собственный тип портрета: портретируемых она помещала в интерьер, изображала в полный рост, за работой.До нее такой тип был неизвестен. Своим творчеством она заново возродила искусство силуэта. Известность и любовь принесли художнице силуэты из жизни детей. С 1875 г. она начала издание своих первых силуэтов, литографируя их сама и на камне.
Слайд 18Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали иллюстрации. Она оформила
полтора десятка книг, среди них - произведения И. Тургенева, Л. Толстого, И. Крылова, В. Гаршина, Н.Лескова, русские народные сказки.Елизавета Меркурьевна оформляла и книги для издательств И.Горбунова-Посадова и И. Сытина, до конца своей жизни регулярно работала в различных журналах - «Нива»,«Игрушечка», «Малютка», «Маяк». Всего Е. М. Бём исполнила и перенесла на литографский камень 14 самостоятельных серий. На выставке представлен подлинный авторский рисунок из коллекции Г. В. Шкируца, выполненный в Санкт-Петербурге в 1883 г. пером тушью на бумаге. Это силуэт для издания «Типы»из «Записок охотника» - «Стёпушка и «Туман» к рассказу И. С. Тургенева«Малиновая вода». Здесь же представлены серия, - двадцать детских книжек, -«Малым ребятам», выпущенная издательством «Посредник» И. Горбунова-Посадова в Москве в 1911 г., обложки которых украшены силуэтами работы Е. М. Бём, и сборник стихов, пословиц и загадок «Земля-кормилица», так же иллюстрированных силуэтами. Сюжеты трёх представленных в этом разделе открыток выполнены по иллюстрациям к книгам.
Слайд 24Выставка работ в Епархии г.Биробиджана
Слайд 25Выставка работ в Епархии г.Биробиджана
Слайд 26Выставка работ в Епархии г.Биробиджана
Слайд 27Выставка работ в Епархии г.Биробиджана