Слайд 1Русская красавица
Презентацию подготовил:
учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 16» города Братска
Преина Елена
Владимировна
Слайд 2О какой царевне идёт речь?
За морем Царевна есть ,
Что не можно
глаз отвесть:
…………………………………………
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
Слайд 3А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Но царевна
молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Слайд 4А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
…Правду молвить,
молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Слайд 5Сказка «Морозко»
Настенька
Марфушка
Слайд 6Лягушка - Царевна
Царевна-Несмеяна
Слайд 8Представления о трёхчастности мира и русский костюм
Миф о Мировом древе –
это универсальный образ Вселенной. По представлениям древних славян мир делился на три уровня: верхний - небесный, средний - земной и нижний -подземный. Представления о трёхчастности мира находили своё символическое выражение в конструкции женского народного костюма.
Слайд 9Верхняя часть костюма – «Небо»
В представлении древних славян верхний мир –
небесный, был населён Солнцем, Луной и звёздами, а также птицами. Там находится славянский рай, обитают светлые боги, которые правят людьми.
Верхняя часть народного костюма – головной убор. У головных уборов были «птичьи» названия: «сорока», «кокошник», «кичка».
Слайд 10Девичьи головные уборы
Птицы символически обозначали женское начало. По головному убору женщины
можно было судить о её семейном положении. Девушки носили венец или кокошник, украшенный вышивкой, жемчугом, самоцветами. Венец оставлял волосы открытыми.
Слайд 11Женские головные уборы
Замужние женщины волосы тщательно прятали под головным убором. Женщины,
у которых были дети, часто носили «рогатые» головные уборы: кичку рогатую, сороку рогатую.
Слайд 12Средний мир - земной
Средняя часть костюма символизировала «земной» мир. Это место,
где обитает человек и животные. Одежда щедро украшалась обережной вышивкой. Мотивы вышивки- древо жизни, богиня плодородия, конь как мужское начало, знаки солнца, земли, воды.
Слайд 13Нижний мир - подземный
На мир нижний, подземный, был в одежде только
намёк. Например, концы пояса с головками змей. В самом низу, по подолу – элементы, символизирующие землю: знаки распаханного поля (ромбы и точки).
Слайд 14Древнейшая одежда -рубаха
Без рубахи не носили ни один вид одежды. Рубаха
была главной. Но у мужчин она была короткой, а у женщин – длинной.
Слайд 15Древнейшая одежда - рубаха
Замужней женщине показываться перед посторонними в рубахе считалось
неприличным. Девушки же могли носить одну рубаху, подпоясанную поясом. В длинных подпоясанных рубахах ходили дети. В подростковом возрасте мальчики под рубаху надевали порты.
Слайд 16Пояс
Рубаху всегда подпоясывали. Пояс появлялся в гардеробе человека со дня его
рождения и до самой старости с пояском не расставались. В дохристианские времена пояс считался оберегом, так как имел форму круга – солярного знака. Пояс был тканый с обережными узорами.
Слайд 17Понёвный ансамбль
Наиболее древней русской одеждой был понёвный ансамбль. Это многослойная одежда,
состоящая из рубахи, понёвы, запона-передника, навершника, шушпана. Смысл такой многослойности был в том, чтобы скрыть фигуру, уберечь женщину от непристойных взглядов.
Слайд 18Понёва
Понёва представляла собой три куска ткани, вздетые на специальный шнур. Понёву
надевали поверх рубахи, носили её не на талии, а на бёдрах. Понёву ткали клетчатой, а клетка , квадрат- это знак поля. Таким образом замужней женщине желали плодородия, плодовитости. Девочки, девушки не имели права носить и даже примерять понёву.
Слайд 19Передник - запон
В давние времена фартук мог рассказать многое о жизни
женщины. Люди умели читать геометрические узоры, вышитые на переднике. Много ромбов и точек – перед нами молодуха, у которой ещё нет детей, вышиты птицы – значит, у женщины дочери. А если вышиты кони – то у женщины сыновья.
Слайд 20Навершник
Деталь одежды, которую надевали поверх рубахи и понёвы. Рукав навершника был
короче рукава рубахи. Часто навершник был нераспашной и надевался через голову. Украшался он по краю подола, по краю рукава и у ворота, то есть повторялись все круговые обереги.
Слайд 21Шушун (шушпан)
Демисезонное пальто или длинный халат, распашной вид одежды. В шушуне
не было ни карманов, ни пуговиц, надевали его «на запах», обязательно подпоясывали. Зимой поверх шушуна носили шубу. Шушун украшали так же, как и все части комплекта.
Слайд 22Сарафанный ансамбль
Сарафанный ансамбль пришёл в русскую культуру достаточно поздно. Оберёговая функция
одежды в сарафанном ансамбле присутствовала так же, как и в понёвном.
Слайд 23Епанечка (душегрея)
Поверх сарафана надевали епанечки (душегреи, коротёны, коротеньки) – короткую тёплую
одежду на бретелях.
Слайд 25Обувь
Обувь выбирали по достатку. Крестьяне ходили в лаптях. Надевая лапоть, ногу
предварительно обматывали куском ткани – онучем, и обвязывали шнурком – обором. Горожане носили сапоги. Знать украшала сапоги жемчугом, подбивала серебряными подковами.
Слайд 26Что вы можете рассказать об обладательницах этих костюмов?
Слайд 27Отгадай старинные загадки:
Сижу верхом – не знаю на ком, незнакомца встречу
– соскочу – привечу.
-Шапка
По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл.
-Порты
Днём обручем, ночью змеёй.
-Пояс
Маленький Данилка в петельке удавился.
-Пуговица
Слайд 28Проверь себя:
Какой древний миф нашёл отражение в символике русского костюма?
Миф о
мировом древе.
Как в старину русские люди предохраняли себя от нечистой силы?
Вышивали по открытым краям одежды знаки-обереги.
Назовите основные элементы женского понёвного ансамбля.
-Рубаха, понёва, пердник-запон, навершник, шушун.
Что включал в себя сарафанный ансамбль?
-Рубаху, сарафан, душегрею.
Как на Руси можно было отличить замужнюю женщину от незамужней?
-По причёске, головному убору, по одежде (понёву носили только замужние женщины), по вышивке на запоне.
Слайд 29Список литературы:
Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.: ил.
Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2012. – 39 с.: ил.
Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)
Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:ил
Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие – М. : Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 336 с.: ил. 32 с.
Рябцев Ю. С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.». – М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 136 с.
Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.- М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 560 с.: цв. вкл. 40 с.
Рябцев Ю.С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII –XIX вв.». - М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997. –168 с.
Саплина Е. В. Введение в историю. 4 кл.: тетрадь творческих заданий: пособие для общеобразовательных учреждений/ 9-е изд., стереотип. – М.:ДРОФА, 2005. – 79с.:ил.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 496 с.: ил.
Уроки народной культуры. Традиционная одежда. Учебно-методическое пособие// авт. сост. О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: Издательство «Ладога – 100», 2007.- 208 с., ил., вкл. 4. (проект «Веди»)
Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Статья Маслова Г. С. «Русский народный костюм»