Слайд 1Романский стиль в западноевропейской культуре
Слайд 2В истории средневековой художественной культуры Западной и Центральной Европы принято выделять
3 этапа:
дороманский (середина V-X век)
романский (XI-XII века)
готический (конец XII-XIV века)
Слайд 3Характеристика стиля
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности
наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Слайд 4Романское искусство было общеевропейским. Оно отразило католическое мировосприятие в сложный период
феодальных междоусобиц, крестовых походов, крестьянских волнений, разрушения родовых отношений.
Новое направление развивалось в храмовой культуре: зодчестве, скульптуре, живописи, музыке.
Слайд 5В отличие от византийского романское искусство не тяготело к отрешенности от
окружающей жизни. Христианский идеал превосходства духовного над телесным сочетался в романском искусстве со стремлением выразить чувства деятельного и энергичного человека, его мятущуюся душу, не находящую покоя в греховной жизни.
Слайд 6Наиболее полно романский стиль воплотился в архитектуре, которая бурно развивалась в
пору образования европейских феодальных государств. Романские сооружения разбросаны по всей Европе.
Многие знаменитые романские замки и соборы находятся на территории современных Франции и Германии.
Слайд 7Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности.
Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
Слайд 8Символом романского стиля можно считать укрепленный замок феодала. В основе его
планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам.
Слайд 9Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными
каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.
Слайд 10Наряду с замками интенсивно строились монастыри, соборы. Украшением и гордостью средневекового
города был кафедральный собор. Он строился с расчетом, чтобы при необходимости вместить всех жителей.
Слайд 11Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье
Слайд 12Характерные черты романского храма: цилиндрические и крестовые своды, массивные толстые стены.
Основа здания - сама каменная масса. Лишь изредка зодчие позволяли себе оживить суровые массивные стены каменным орнаментом.
Слайд 13Итальянские зодчие создали соборный комплекс в тосканском городке Пизе. Он включает
собор, колокольню, баптистерий (крещальню) и кладбище. Его фасад с выразительным ритмом аркад дополняет легендарная колокольня – падающая Пизанская башня.
Слайд 15Считается, что архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук. Фундамент
колокольни был заложен на глубине трех метров на «подушке» из камня. Работы по строительству были приостановлены через 10 лет, когда появились первые признаки наклона здания. Это объяснялось оседанием грунта, вызвавшего просадку фундамента на 30-40 см и отклонение башни от вертикали на 5 см.
Слайд 16В 1275 работы вновь возобновились под руководством архитектора Джованни ди Симоне,
который пытался выпрямить ось здания. Высота колокольни увеличилась на три этажа и достигла 48 м: в 1284 были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см.
Слайд 17В начале 14 в. на уровне шестого колоннадного кольца в больших
проемах на ней были установлены колокола. Над шестым ярусом башни архитектор Томмазо ди Андрео Пизано возвел галерею со звонницей (1350–1372). В это время отклонение башни от вертикали составляло 1,43 м. Ежегодно башня отклоняется от оси примерно на 0,6–1 см.
Слайд 19Англия, Кембридж, церковь Святой Марии
Слайд 22Германия, кафедральный собор в Лимбурге