Слайд 1О чем рассказывает картина
Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему
важна каждая деталь.
Слайд 21. Бечевник Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел
запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.
Слайд 32. Шишка — бригадир бурлаков Им становился ловкий, сильный и опытный
человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.
Слайд 43. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от
него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле. Надо только понимать, что 30 копеек за проезд из конца в конец Москвы следует сравнивать не со стоимостью общественного транспорта (которого тогда и не было), а с такси. Фунт говядины (примерно полкило), в то же время стоил те же 18 копеек. Т.е. мужики могли себе позволить кусок мяса КАЖДЫЙ ДЕНЬ. А это далеко не самый дешёвый продукт из доступных в рационе русского человека того времени. На стоимость проезда из конца в конец Москвы на такси, во многих регионах и сегодня можно жить 2-3 дня.
Слайд 5«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать
жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
Слайд 65. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна
на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.
Слайд 7«Халтурщики» В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек
с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.
Слайд 87. «Надзиратель» Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
Слайд 98. Косный или косной Косный или косной — так назывался бурлак,
замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.
Слайд 109-10. Расшива и флаг Вид барки. На таких возили вверх по
Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн. К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.
Слайд 1111 и 13. Лоцман и водолив Лоцман — человек на руле,
фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель. Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.
Слайд 1214. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче
и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.