Слайд 1Орест Кипренский
"Бедная Лиза»
Шалатова Людмила Борисовна учитель
МОУ СОШ с. Тростянка
Слайд 2Орест Кипренский
"Бедная Лиза" 1827
Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный
в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 — в Риме и Неаполе.
Слайд 3О. Кипренский.
Портрет Адама Швальбе
Отец Кипренского по имени Адам Карлов
Швельбе, был крепостной дворовый человек Алексея Степановича Дьяконова.
Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года. Как полагают, он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Годом позднее его мать, крепостную крестьянку, выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдуманной. Дьяконов, заботясь о мальчике, дал ему вольную и шести лет определил в петербургскую Академию художеств. Одаренность Ореста стала ясна уже в первые ученические годы.
Слайд 4Русский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского — духовность,
сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», ок. 1808-09; «А. А. Челищев», ок. 1809 или 1810-11, «Е. П. Ростопчина», 1809; «А. С. Пушкин», 1827).
Слайд 5О.А. Кипренский "Бедная Лиза" 1827
Из всех
портретов, написанных Орестом Адамовичем Кипренским, этот,
пожалуй, более всего
интересен своей предысторией. Поскольку связан не только с известной повестью
Н. Карамзина «Бедная Лиза», но и с
биографией самого художника.
Слайд 6Художник пишет свою «Бедную Лизу» (1827 г.). Многие
отмечали, что он в
этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Если
писатель сентиментален в изображении своей бедной Лизы, то Кипренский
романтичен. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь
которой была разбита, жизнь исковеркана. Единственным слабым утешением для нее
было то, что сын ее смог все же поступить в Академию художеств.
Слайд 7Сюжетно «Бедная Лиза» Карамзина в
чем-то близка любовной лирике начала XIX века,
особенно романсу. Писатель
поведал историю любви молодой крестьянки к красавцу барину, клятвенно
уверявшему ее, что будет всегда верен ей. Карамзин подробно рассказал о том,
как беззащитная девушка шла к своей гибели, но отказался исследовать причины ее
несчастья, уходя от ответа на вопрос, кто виноват в происшедшем. Страдания и
гибель налицо, а виновных нет. Правда, соблазнителя — Эраста, виновника
самоубийства Лизы, Карамзин заставляет умереть от раскаяния.
Слайд 8Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших
девушку.
Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не
случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь
мысли мои, рожден был простым крестьянином...» Предчувствия не обманули
девушку: возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове».
Слайд 9Кипренский и изобразил Лизу в тоске и
печали. Юная миловидная девушка с
мольбой смотрит на того, с кем ей должно
расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок — символ любви.
Слайд 10Мог ли Кипренский иначе написать крестьянку, с чувствами которой никто и
никогда
не будет считаться? Ведь у ее любви нет будущего. И повинно в том
социальное неравенство. Художник прекрасно понимал, что, воссоздав на полотне всем
известный литературный образ, он старается если не укорить общество в
несправедливости его законов, то хотя бы вызвать слезы сострадания в
чувствительных душах. Но публика, с восторгом принимая блестящее живописное
мастерство художника, оставалась равнодушной к идее социального неравенства,
заложенной в портрете.
Слайд 11Кипренский страдает от этого непонимания. Он не хочет служить даже своей
almamater — холодной, официально-чиновничьей академии, куда запрещено принимать
детей крепостных. Он остро чувствовал свое одиночество в николаевской России,
которой, по его словам, «талантов совсем не надобно».
Слайд 12
22 июня 1828 года Кипренский значится в списках «Санкт-Петербургских
ведомостей» как отъезжающий
в Италию. Спустя восемь лет, в октябре 1836 года,он скончался в Риме.
Автопортрет
Слайд 13Известные картины
О.А. Кипренского
Девочка в венке
Портрет
А. Пушкина.
Денис Давыдов
Молодой садовник