Слайд 1Тематическая картина.
Исторический жанры.
ИЗО
7 класс.
Слайд 3Илья Ефимович Репин
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
1878–1891
Слайд 4Эту картину Репин писал тринадцать лет.
(6-16 июня 1888 г.)
художник приехал на Кубань. В станице Пашковской нашлись типажи для картины. Чубами, усами и повадками околдовали художника жители Пашковского куреня.
И. Репин. Прокофий Лебедев-пластун. 1888
И. Репин. Василь Олешко. 1888
Слайд 5«Запорожцы» Илья Репин писал основываясь на исторических событиях 1676 года.
Призывая
казачье войско сдаться, турецкий султан Махмуд IV послал им официальное письмо. По правилам официальной переписки того времени, Махмуд в начале письма привёл огромный список своих званий и регалий. Это напыщенное послание с предложением сдаться без боя очень развеселило казаков, и они решили написать свой язвительный ответ турецкому султану.
Слайд 6Год написания картины: 1891.
Размеры картины: 217 x 361 см.
Материал: холст.
Техника написания:
масло.
Жанр: историческая живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Слайд 8Картину «Не ждали» Репин написал в 1884-1888 гг.
Сейчас она находится
в собрании Третьяковской галереи Москвы.
Слайд 9С холста на нас взирает семья, которая уже и не чаяла
возвращения одного из своих членов, а он неожиданно для них вернулся.
Отбывший ссылку революционер, верный своим идеям, пришел домой. Он стоит посреди комнаты, ожидая того, как он будет принят родными, которые немало пережили из-за него.
Слайд 101880-83 г.
Техника написания: Масло, холст.
Размеры картины: 175 x
280 см
Жанр: историческая живопись.
Стиль: реализм.
Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Слайд 11«Крестный ход в Курской губернии»
Слайд 12Сюжетом картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» стал крестный
ход – перемещение чудодейственной иконы из одного храма в другой, сопровождающийся процессией. Однако художника интересует не священное действо, а процессия, характеры, образы.
Слайд 13В центре толпы важно выступают сельские богачи, по краям плетутся сирые,
убогие, бедные. Их старательно оттесняют жандармы, восседающие на конях.
Слайд 14Внимание привлекает также рыжеволосый священник. Одной рукой он лениво размахивает кадилом,
а другой – поправляет сальные волосы. Икону несет помещица, образ которой наполнен высокомерием и отвращением к народу. Рядом семенит купец, словно ограждающий ее от простых людей.
Слайд 15Чувство тоски, отчаяния вызывает молодой калека на костылях, тщетно пытающийся прорваться
к чудодейственной иконе. Но чудо не происходит – его толкает и теснит деревенский староста. В глазах калеки вера, порыв, надежда на исцеление. Однако исцеление и защита – для богатых. Бедным же остается терпеть и смириться.
Слайд 161870-73 г.
Техника написания: Масло, холст.
Размер картины: 131 x 281
см.
Жанр: историческая живопись.
Стиль: реализм.
Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Слайд 17Реформы патриарха Никона, проводившиеся при поддержке Алексея Михайловича, привели к множеству
политических и религиозных конфликтов. В это время церковь и царская семья начинают активную борьбу против старообрядцев, к которым относилась боярыня Морозова. На картине описание истории её жизни изображено довольно ярко и трагично. За активную борьбу и неотступность от своих религиозных убеждений княгиня была лишена всего имущества и заточена в монастыре, где скончалась от истощения в 1675 году после двух лет тюремного заключения.
Слайд 18Изображает легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева
нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Картина показывает муку раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца
Слайд 19В.Суриков. Переход Суворова через Альпы
В основе сюжета – историческое событие —
антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. Полководец выбрал этот кратчайший путь, имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе перенести военные действия на территорию Франции. Беспрецедентный случай в истории военных действий – поход в горы в зимних условиях – остался без смысла: кампания потерпела неудачу по вине австрийцев, обещавших оказать военную помощь. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией. Император Павел I пожаловал Суворову не только чин генералиссимуса, но и титул – князь Италийский..
Слайд 20В.Суриков. Утро стрелецкой казни. Картина известного художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой
казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами, составлявшим основу войсковых соединений того времени, расправе жестокой, потому что стрельцы поддержали в борьбе за власть сестру Петра по отцу – царевну Софью. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту.
Слайд 21 К.Брюллов «Последний день Помпеи» а картине изображены события в Помпеях[ во
время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры .Карл Брюллов побывал на раскопках Помпей летом 1827 года во время своей поездки в Неаполь, там же ему и пришла мысль написать большое полотно, посвящённое гибели Помпей.
Вальтер Скотт просидел целый час за её просмотром, после чего признал: «Это не картина, это целая поэма». На полотне Брюллов изобразил и самого себя - слева от центра, с ящиком с красками и кистями.
Слайд 22Михаил Авилов. Поединок на Куликовском поле (поединок Пересвета с Челубеем)
Знаменитая картина
Авилова. Создана она в 1943 году. Художник изобразил легендарный бой, который произошел между богатырем Пересветом и воином татарского войска Челубеем. Этот поединок положил начало сражению на Куликовом поле. Как ни печально, но оба воина погибли. Но принято считать, что победил все же Пересвет. Его конь довез хозяина до войска. Челубея же попросту выбили из седла.
Слайд 24Домашнее задание
Выполнить рисунок «Сцены из жизни человека»