Слайд 2Архитектура – застывшая музыка, музыка в пространстве.
Ф. Шеллинг
Архитектура – летопись мира.
Она рассказывает и тогда, когда уже молчат
песни и предания, когда уже ничто не напоминает о сгинувшем народе.
Н. В. Гоголь
Как вы понимаете эти высказывания? Почему эти два искусства сравнивают?
Слайд 4Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство
проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Архитектура - это великое искусство, это построение разных зданий и их обустройство, а для архитекторов - это вложение души в своё творение.
Му́зыка (от греч. μούσα — муза) — вид искусства. Согласно А. Н. Сохору) — вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов»
Слайд 5Музыка и архитектура – великие искусства. Их произведения рассказывают о мире
и о человеке, о великой любви и о большом предательстве, о дерзкой победе и о позорном поражении. Без слов. Действительно, нужен особый талант, чтобы творение ума и сердца твоего люди поняли без объяснений.
Слайд 6Мелодия в музыке создается чередованием звуков разной высоты и долготы. То
есть, посредством упорядоченности во времени.
Архитектурная композиция – это окна, балконы, барельефы, колонны и другие элементы, упорядоченные в пространстве.
Это то, что находится на поверхности. Что видит первый взгляд, брошенный на здание, и воспринимает ухо в самом начале прослушивания музыки. Но чтобы шедевр проник в душу, необходимо объединить время и пространство.
Так, для полного восприятия архитектурного творения мы прослеживаем глазами все изгибы, выпуклости и повороты геометрических линий. Наше восприятие удлиняется по времени. Образуется связь между пространственным и временным.
Слайд 7Архитектура - застывшая музыка.
В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении
богослужения отразились
представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.
Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога.
В храме человек ищет убежище от мирской суеты
Слайд 8Ритм стройных колонн античных храмов созвучен музыке ясной, спокойной.
Острым формам
и изломам готических соборов подходит музыка драматическая, напряжённая, устремлённая ввысь.
Слайд 9Средневековые готические соборы Европы
словно парят над городом, как огромные великолепные
корабли.
Гигантские ажурные башни вот-вот проткнут небо своими острыми шпилями.
Слайд 10Католический собор
Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы,
колонны, стрельчатые арки.
Огромные ажурные окна с цветными стёклами делают прозрачной и лёгкой преграду между интерьером собора и внешним миром.
Льющийся через стёкла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизируют свет христианского познания.
Слайд 11Архитектурный образ католического собора
Внутреннее огромное пространство украшено множеством скульптур, красочных
окон с цветными стёклами (витражами), живописью и резьбой алтаря.
Здесь торжественно и мощно звучит орган.
Слайд 13Русский православный храм
поражает строгостью форм, великолепием золотых куполов, переливами колоколов,
гармонией с природой, а также внутренним убранством - росписью стен и потолков, чудотворными иконами.
Здесь можно услышать песнопения, которые исполняет церковный хор без музыкального сопровождения - a capella.
Слайд 15Храмовая архитектура России
В древние времена на Руси умели строить из
дерева не только избы.
Время сохранило для нас великие произведения деревянного зодчества в виде достаточно высоких и массивных построек, сделанных без единого гвоздя.
Вот, к примеру, деревянный храм XVI века высотой 54 метра (и без единого гвоздя)
Слайд 16Такой метод отчасти был продиктован тем, что в средние века в
допетровской России такие предметы как гвозди и прочий крепеж не производился в больших количествах на мануфактурах.
То, что производилась в небольших кузнях, как правило, расходилось для более насущного применения.
Закупать гвозди в Европе было дороговато.
Слайд 17Византийский стиль
развивался на Руси в самобытном ключе.
Церкви и соборы
православной Руси имели разнообразную форму, каждая вариация несла в себе смысловую нагрузку религиозного смысла.
Культовые сооружения крестообразной формы, например, символизировали значение креста в христианской традиции.
Храмы с числом углов, равным восьми, - символ звезды волхвов и ведущей роли церкви в спасении человечества.
Церкви круглой формы символизируют вечность и взаимосвязь церкви земной и небесной.
Слайд 18Храмовая архитектура византийского стиля имела и наиболее распространённый тип постройки –
прямоугольной формы, с восточной стороны (алтарной) округлый выступ, высокий купол опирается на колонны.
Слайд 19Православная Русь восприняла уже такие новые типы архитектуры храма, как крестово-купольный,
сложный по организации как внешнего, так и внутреннего пространства, выражающий наполненность духовной жизни верующего, заставляющий замереть в благоговении перед строгой торжественностью произведения зодчества.
В частности у Византии была перенята каменная архитектура.
Слайд 20Таким образом, все пространство в центре образует собой крест.
Также с
восточной стороны храма к нему примыкали три апсиды полукруглой формы или граненые, а с западной части в помещениях второго яруса были расположены хоры.
В середине здания был расположен алтарь.
Слайд 21 Типы архитектуры храмов получают на Руси собственное развитие:
русские мастера смогли, опираясь
на византийское искусство, создать свое собственное
они создали свои решения в архитектуре храмов, свою форму стенной росписи, свою иконопись которую вы никогда не спутаете с византийской, хотя у них есть общая иконография
Слайд 23Особый конструктивный приём
Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными.
Принята классификация
их типов по числу внутренних столбов: их именуют четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей.
Слайд 24В храмах конца XII — начала XIII века появляется особый конструктивный
приём, позволяющий создать красивое ступенчатое завершение храма.
Его появление было вызвано желанием зодчих придать храмам выраженный вертикальный акцент, сделать здания столпообразными.
Слайд 25Западно-европейская храмовая архитектура
По всей Западной Европе росло множество новых соборов —
ведь именно церковная архитектура играла ведущую роль в Средние века.
Романские соборы отличались друг от друга не только различиями национальных архитектурных школ, которые уже начали складываться в это время, но и своим назначением.
Слайд 26Основные элементы романской архитектуры.
основа у романских соборов всегда одна — все
эти постройки относятся к базиликальному типу.
Базилика — это вытянутое в плане сооружение, внутреннее пространство которого обычно разделяется столбами-колоннами на три части — нефа
Слайд 27Внутренне пространство
Внешнего декора в этих постройках немного, основное внимание уделялось украшению
внутреннего пространства.
Однако неизменными элементами являются скульптурные порталы и аркатурные пояса (состоящие из украшающих стены маленьких арочек)
Слайд 28Характерной чертой внутреннего пространства
являются мощные стены и небольшие окна —
это обусловлено способом перекрытия нефов.
Первоначально неф перекрывался с помощью деревянных балочных конструкций.
Проблему освещения решал ряд окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.
Слайд 29Цилиндрические своды
Деревянные конструкции были ненадежными из-за часто возникающих пожаров.
Тогда
на смену балочному перекрытию приходит цилиндрический свод.
Цилиндрический свод также родом из древнеримской архитектуры.
Собственно, во многом по причине использования элементов римских построек эпоха и получила название романской (от Roma — Рим).
Слайд 30Кафедральный собор
Кафедральными они называются потому, что там находится кафедра архиепископа.
Такие
соборы являются общегородскими, соответственно, должны вмещать в себя большое количество прихожан.
Слайд 31Образ романского собора
Несмотря на все различия создается единый образ собора.
Прежде
всего, это образ неприступной крепости
Интерьеры романских соборов часто за счет не самой лучшей освещенности приобретают особую таинственность, и эта светотеневая игра придает собору своеобразную привлекательность
Романской архитектуре свойственна своя собственная, ни с чем не сравнимая поэзия.