Презентация, доклад к уроку искусство Трагическое в искусстве

Содержание

Категории эстетики Категории эстетики трагическоекомическоевозвышенноенизменное

Слайд 1Трагическое в искусстве

Трагическое в искусстве

Слайд 2 Категории эстетики
Категории эстетики
трагическое
комическое
возвышенное
низменное

Категории эстетики Категории эстетики трагическоекомическоевозвышенноенизменное

Слайд 3Из всех эстетических категорий трагическое кажется наиболее простой и понятной категорией.

Смерть, разлуку, болезнь, стихийные бедствия, вы­зывающие у нас чувства скорби, сострадания, горечи потерь, неспра­ведливости, мы связываем с проявлением трагического.
Из всех эстетических категорий трагическое кажется наиболее простой и понятной категорией. Смерть, разлуку, болезнь, стихийные бедствия, вы­зывающие

Слайд 4В траги­ческих ситуациях оказываются разнооб-разные явления и люди. Трагична гибель Жанны

д’Арк и Джордано Бруно, декабри­стов и защитни-ков Брестской крепости...

Адольф А.Дилленс. Пленение Жанны. 

Автор неизвестен.
Казнь декабристов

П.А. Кривоногов. Защитники
Брестской крепости. 1951г.

В траги­ческих ситуациях оказываются разнооб-разные явления и люди. Трагична гибель Жанны д’Арк и Джордано Бруно, декабри­стов и

Слайд 5Трагичен последний день жителей Помпеи на картине К.П.Брюллова

Трагичен последний день жителей Помпеи на картине К.П.Брюллова

Слайд 6Трагично утро стрелецкой казни, запечатленное В.И.Су­риковым.

Трагично утро стрелецкой казни, запечатленное В.И.Су­риковым.

Слайд 7Трагична ночь на 3 мая 1808 г., когда были
расстреляны испанские

повстанцы,
ночь, изображенная на известной картине Ф. Гойи.
Трагична ночь на 3 мая 1808 г., когда были расстреляны испанские повстанцы, ночь, изображенная на известной картине

Слайд 8Между проявлениями трагического в искусстве и в жизни много общего, но

в искусстве оно развивается по своим законам и имеет характерные особенности.
Главная – неразрешимое противоречие, конфликт. Глубокое проти­воречие между идеалом и реальностью, новым и старым лежит в основе трагического.

В.Г.Перов.
Проводы покойника.
1865г.

Между проявлениями трагического в искусстве и в жизни много общего, но в искусстве оно развивается по своим

Слайд 9Трагический герой в произведениях искусства буквально соткан из противоречий, герой особенно

остро осознает свою собственную, личную вину от невозможности что- то изменить в жизни.
Эта ситуация характерна для трагического в искусстве, а вина, которую испытывает герой трагедии, получила название «трагической вины».

Е.Кибрик. Иллюстрации к повести «Тарас Бульба». Смерть Тараса

Трагический герой в произведениях искусства буквально соткан из противоречий, герой особенно остро осознает свою собственную, личную вину

Слайд 10На особенность трагических героев указывал немецкий философ Г.В. Гегель: «Для великих

характеров быть виновны­ми - это честь... Трагические герои столь же виновны, как и невинны».

Художественным воплощением этой теории стало творчество величайших драматургов - У.Шекспира («Гамлет»), И.В.Гёте («Фауст»).

На особенность трагических героев указывал немецкий философ Г.В. Гегель: «Для великих характеров быть виновны­ми - это честь...

Слайд 11Каждая эпоха вносит свои черты в траги-ческое и выявляет определенные стороны

его природы. Особенно интересный материал для наблюдений представляет трагедия в Древней Греции, где трагическое было связано с понятиями рока, судьбы.

Античный театр.
Современная реконструкция

Сцена из Древнегреческой трагедии.
Современная реконструкция.

Каждая эпоха вносит свои черты в траги-ческое и выявляет определенные стороны его природы. Особенно интересный материал для

Слайд 12Антич­ное искусство показало трагические судьбы Прометея, Лаокоона, царя Эдипа и многих

других героев, не нашедших спасения от всесильного рока.

Прикованный Прометей.
Иллюстрация

Антич­ное искусство показало трагические судьбы Прометея, Лаокоона, царя Эдипа и многих других героев, не нашедших спасения от

Слайд 13В представлении античных трагиков (Эсхил, Софокл ) не только люди, но

и боги подчинены верховной власти- богиням человеческом судьбы, прядущим нить жизни
и эриниям -темным богиням мщения, «что помнят всё». Любой поступок человека неизбежен и предопределен богиней возмездия Адрастеей.
В представлении античных трагиков (Эсхил, Софокл ) не только люди, но и боги подчинены верховной власти- богиням

Слайд 14Героям античной трагедии часто дано знание будущего благодаря прорицаниям, словам богов

и оракулов. Герой не в силах предотвратить неизбежное. Таким представляется герой одной из лучших античных трагедий - «Эдип-царь» Софокла.
Согласно мифу, ещё до рождения Эдипа его отцу, царю Фив Лаю, было предсказано, что он умрёт о руки сына. Поэтому сразу после рождения Эдипа царь велел бросить его в лесу на растерзание диким зверям. Однако слуга, которому это поручили, пожалел младенца и отдал его пастуху, а тот отнёс мальчика царю Коринфа, у которого не было своих детей. И вот оракул предрёк, что Эдип убьёт своего отца и женится на своей матери. Пытаясь этого избежать Эдип покидает своего приёмного отца. По дороге ему встретился путник, между ними происходит ссора и Эдип убивает путника, не подозревая, что это был его настоящий отец – царь Лай.
Придя в другой город Эдип узнал, что недалеко от города поселилась Сфинкс, чудовище с лицом женщины и телом льва. Она загадывала загадки каждому, кто проходил мимо её, и тех, кто не мог правильно ответить, убивала. Эдип сумел победить Сфинкс и в награду женился на царице Иокасте, которая недавно потеряла мужа, царя Лая. Предсказания оракула полностью
сбылись – в конце концов выяснилось, что новый муж приходится ей сыном, Иокаста покончила жизнь самоубийством, а Эдип ослепил себя, чтобы не видеть ужасных последствий своих деяний.
Героям античной трагедии часто дано знание будущего благодаря прорицаниям, словам богов и оракулов. Герой не в силах

Слайд 15Прорицатель Тиресий и Эдип.

Прорицатель Тиресий и Эдип.

Слайд 16Сфинкс

Сфинкс

Слайд 17Иокаста и Эдип.

Иокаста и Эдип.

Слайд 18Эдип в ослеплении: «Я – сын Судьбы».

Эдип в ослеплении: «Я – сын Судьбы».

Слайд 19Рождению трагедии мы обязаны греческому мифу о Дионисе, боге созидательных сил

природы, которые засыпают зимой и возрождаются с первыми лучами весеннего солнца. Поэтому в его честь дважды в году отмечался общенародный праздник Великие Дионисии, во время которых совершались жертвоприношения

Существует версия, согласно которой трагедия возникла из тра­урных песен о смерти Диониса,
а комедия - из дифирамбов о его воскресении весной.

Рождению трагедии мы обязаны греческому мифу о Дионисе, боге созидательных сил природы, которые засыпают зимой и возрождаются

Слайд 20Праздник Великие Дионисии

Праздник Великие Дионисии

Слайд 21Что же привлекало людей в трагедии? Почему посещение театра в Греции

являлось как выполнение гражданского долга и даже оплачивалось государством? И почему сооружались театры на огромное количество зрителей?

В Греции сооружались грандиозные по масштабам театры. Театр в Афинах вме­щал 17 тысяч зрителей, в то время как в самом городе проживало около 200 тысяч человек.

Что же привлекало людей в трагедии? Почему посещение театра в Греции являлось как выполнение гражданского долга и

Слайд 22По мнению древнегреческого философа, лю­бая трагедия отражает значительные события средства­ми искусства.


Она призвана не просто рассказывать о событиях, которые вызывают сопереживание у зрителя, чувства страха, гнева, сострадания но и подводит их к определенным
выво­дам, нравственному очищению, что
по-гречески означает катарсис.

Аристотель (384-322 до н.э.). Бюст философа

Для ответа на эти вопросы обратимся
к учению Аристотеля.

По мнению древнегреческого философа, лю­бая трагедия отражает значительные события средства­ми искусства. Она призвана не просто рассказывать о

Слайд 23Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, человек в

то же время испытывает величайшее чувство радости от созна­ния своего достоинства и нравственного величия. Вот почему мир трагического неотделим от возвышенного, а эстетика рассматривает эту категорию как одно из проявлений возвышенного.
Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, человек в то же время испытывает величайшее чувство

Слайд 24Символом трагической и возвышенной любви стала сцена из «Божественной комедии» Данте

(«Ад»), в которой рассказывается о возлюбленных - Франческе да Римини и Паоло. Эти два имени соединились в одну из вечных и прекрас­ных историй о человеческой любви.


Приамо делла Кверча. Паоло и Франческа.
 1450г.

Э.Делакруа.
Паоло и Франческа. Акварель.

Символом трагической и возвышенной любви стала сцена из «Божественной комедии» Данте («Ад»), в которой рассказывается о возлюбленных

Слайд 25Данте создал возвышенную картину любви, полную драматизма и страдания. Плен в

аду становится для героев «нерушимым» и вечным. Осужденные и наказанные, они и сами желают мучений для себя, но эти страдании они будут переносить вместе. Паоло никогда не покинет Франческу.

У.Блейк. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Ад. Второй круг (сладострастники).

Данте создал возвышенную картину любви, полную драматизма и страдания. Плен в аду становится для героев «нерушимым» и

Слайд 27Эта история любви вдохновила французского художника Ж.Д. Энгра на создание картины

«Паоло и Франческа», а русский композитор П.И. Чайковский написал симфоническую фантазию «Фран­ческа да Римини».

Пётр Ильич Чайковский

Паоло и Франческа

Эта история любви вдохновила французского художника Ж.Д. Энгра на создание картины «Паоло и Франческа», а русский композитор

Слайд 28Образцом трагической музыки является «Реквием» Моцарта, проникнутый трепетным волнением и просветленной

печалью.
Образцом трагической музыки является «Реквием» Моцарта, проникнутый трепетным волнением и просветленной печалью.

Слайд 29А теперь подумайте и ответьте на вопрос – как в картинах

Айвазовского « Девятый вал» и « Волна»
передано трагическое столкновение человека с грозной стихией природы?
Можно ли утверждать, что в этих произведениях художник в то же время воспел гимн
величию и силе человеческого духа?

И.К.Айвазовский. Девятый вал.
1850г.

И.К.Айвазовский.
Волна. 1889г. 

А теперь подумайте и ответьте на вопрос – как в картинах Айвазовского « Девятый вал» и «

Слайд 30Подготовила учитель МХК:
Савичева Н.В.

Подготовила учитель МХК:      Савичева Н.В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть