Слайд 1Искусство – проводник духовной энергии
Сойникова Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №156 Санкт -
Петербург
Слайд 2В чём специфика художественной коммуникации?
Слайд 3Художественные произведения - и картины, и музыкальные сочинения – создают эффект
присутствия, нашего непосредственного контакта, общение с авторами, исполнителями, героями произведения.
Слайд 4Каждое искусство имеет свой особый язык, поэтому смысл произведения полнее раскрывается
тому, кто владеет языком, на котором оно написано.
Нужно ли человеку, далёкому от искусства, знание его языков?
Слайд 5Сегодня учёные утверждают - просто необходимо.
И даже доказывают , что от
этого зависит выживание человечества!
Слайд 6Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит
до нас информацию, но и в том, что, может быть ещё важнее: оно является проводником духовной энергии.
Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать.
Слайд 7В.Попков . Шинель отца
? Назовите жанр картины.
Слайд 8 Виктор Попков написал "Шинель отца" в возрасте сорока лет,
в 1972 году. Типичный возраст для тех размышлений и чувств, которые художник выразил в этом автопортрете...
"Я лермонтовский возраст одолел,
И пушкинского возраста предел
Оставил позади, и вот владею
Тем возрастом, в котором мой отец,
Расчёта миномётного боец,
Угрюмо бил по зверю и злодею..."
Эти строчки Дмитрия Сухарева, поэта того же поколения.
Слайд 9Картина нечто большее, чем воспоминание.
Художник стремился к символике.
На дальнем плане –
вдовы
( бестелесные, как воспоминания) скорбящих по мужьям.
Шинель – символ всех скорбящих по ушедшим; это – наследие.
Цвет картины – скорбно – малиновый, трагический оттенок.
Слайд 10Поводом для картины – шинель отца.
Она хранилась как реликвия.
Полотно не
только передаёт личные переживания художника, но и словно восстанавливает духовное родство поколений, преемственность героических традиций, оттаёт благородную дань военному прошлому.
Слайд 11 О народе, его силе и страданиях в сложную, полную
противоречий, переломную эпоху русской истории – эпоху царствования Петра I – думал русский художник В.Суриков, создавая свою картину «Утро стрелецкой казни».
Слайд 12В.Суриков . Утро стрелецкой казни
Слайд 14...В тусклом свете серенького утра темнеет силуэт храма Василия Блаженного. Справа
- кремлевские стены, около которых, охраняемая солдатами, идет дорога к виднеющимся невдалеке виселицам.
Петр Великий - верхом на коне, неумолимый и твердый в своем решении. Но его фигура отодвинута В. Суриковым в глубину картины, а весь передний план ее занимает народная толпа, стеснившаяся возле Лобного места и телег со связанными стрельцами.
Слайд 15В. Суриков переносит действие своей картины
"Утро стрелецкой казни" на Красную
площадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селе Преображенском она не сохранилась.
Событие у Лобного места на фоне древнего собора Василия Блаженного и стен Кремля, по его замыслу, приобретало большую историческую убедительность.
Слайд 17 "Я, когда "Стрельцов" писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь
во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась... Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь".
В. Суриков
Слайд 18 Василий Иванович Суриков был историческим живописцем по самой сущности
своего таланта. История для него была чем-то родным, близким и лично пережитым. В своих картинах он не судит и не выносит приговор, а как бы зовет зрителя пережить события прошлого, подумать о судьбах человеческих и судьбах народных.
"Вот как бывает сурова и подчас жестока действительность, - говорит нам художник, - смотрите же и рассудите сами, кто здесь виноват, кто прав".
Слайд 20Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и
между народами, эпохами , городами, странами.
Значит, язык искусства служит коммуникации.
Слайд 21В чём специфика искусства и каковы его особенности как способа общения?
Слайд 22Что общего в картинах?
В чём отличие?