Слайд 1Четыре живописца
Урок в 8 классе
Автор: преподаватель МХК
Бабич Т.В.
Слайд 2Первый исторический живописец
Основоположником русской исторической живописи считается Антон Павлович Лосенко.
Как один из наиболее способных воспитанников Академии А.П. Лосенко был отправлен на учебу во Францию,
где провел в общей сложности восемь лет.
Слайд 3Второй большой работой А.П. Лосенко было «Прощание Гектора с Андромахой» .
Взятый из античной мифологии сюжет («Илиада» Гомера), утверждающий идею служения патриотическому долгу, свидетельствует о том, что перед нами типичный образец исторической живописи классицизма.
Слайд 4Лосенко. Владимир и Рогнеда
Многое в картине А.П. Лосенко покажется современному зрителю
искусственным, неправдоподобным.
Слишком театральны жест раскаявшегося Владимира
и поза страдающей Рогнеды. Костюмы героев не имеют ничего общего с подлинными историческими, да и
интерьер с двумя пилястрами на заднем плане едва ли соответствовал русскому жилищу X в. Тем не менее
картина имела у современников большой успех, поскольку отразила в себе черты модного в то время художественного стиля — классицизма
Слайд 5Лосенко.
Портрет актёра Федора Волкова
Слайд 6Левицкий
Автопортрет
Наверное, самым знаменитым русским художником XVIII в. был Дмитрий Григорьевич Левицкий.
Он родился на Украине в семье
священника, который увлекался гравировальным искусством. По-видимому, у отца будущий художник получил первые уроки мастерства. Переехав в Петербург,
Д.Г. Левицкий посвятил себя портретной живописи.
Слайд 7Левицкий
Портрет Кокоринова
Одной из первых его работ был портрет архитектора Кокоринова.
Архитектор представлен на полотне почти в полный рост, одетый в нарядный атласный кафтан. Красноречивым жестом руки портретируемый указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств — его детища.
Слайд 8Левицкий
Портрет Демидова
Любопытен портрет Демидова, написанный Д.Г. Левицким . Прокофий Демидов
был сложной личностью: ловкий предприниматель, щедрый благотворитель, деспот, чудак.
Художник сумел передать противоречивость его натуры. С одной стороны, налицо все признаки парадного портрета. С другой — Демидов одет совершенно по-домашнему: в халате и ночном колпаке. Да и
занят весьма прозаическим делом — поливом цветов.
Слайд 9Однажды Д.Г. Левицкий получил
заказ от самой Екатерины II: написать серию
портретов смолянок — воспитанниц Смольного института благородных девиц. На семи полотнах он представил девять разных по возрасту, внешности, темпераменту и интересам девушек. Каждая из них занята каким-то делом: одни демонстрируют танцевальные
па, другие разыгрывают театральную сценку и т.д.
Слайд 10Д.Г. Левицкий сумел раскрыть внутренний мир «смолянок», изобразив их во всем
очаровании цветущей юности: они живы, подвижны, грациозны, кокетливы. Их портреты написаны с неподражаемым
мастерством.
Слайд 11Блеск шелковых тканей, воздушная легкость кружев заставляют забыть о том, что
все это сделано при помощи кисти и красок.
Слайд 12Парадный портрет Екатерины II
По заказу канцлера Безбородко Д.Г. Левицкий написал необычный
портрет
императрицы — «Екатерина II — законодательница». Он похож на парадный, но лишен привычных атрибутов самодержавной власти — державы, скипетра, короны. Это — аллегорический портрет.
На таком портрете реальный человек обычно изображался в образе античного божества или героя.
Д.Г. Левицкий представил Екатерину в виде жрицы богини правосудия Фемиды, изображение которой помещено справа вверху.
Слайд 13Портреты Екатерины II
Портрет жены Павла I,
Великой княгини
Марии Фёдоровны
Слайд 14Портреты внучки Екатерины II, Великой княжны
Александры Павловны
Слайд 17Одна из лучших работ художника — портрет Майкова. По свидетельствам современников,
поэт Василий Майков был настоящим русским барином — сибаритом, острословом, кутилой. Таким он и предстает на портрете. Ироничность и самодовольство написаны на его полнокровном лице. Насмешливая
улыбка и прищур умных глаз дополняют его портрет.
Рокотов Портрет Майкова
Слайд 18Многие образы Ф.С. Рокотова кажутся загадочными, почти мистическими. Художник часто прибегает
к такому приему: выхватывает потоком света лицо из глубокой тени. Его черты слегка размыты, словно отделены от нас дымкой времени. Таков портрет Струйской. Его живопись столь же прекрасна, как и изображенная на портрете женщина.
Ф.С. Рокотов
Портрет Струйской.
Слайд 19Рокотовские герои — таинственные видения давно ушедшей эпохи.
Слайд 21Первый русский сентименталист.
Младшим современником Д.Г. Левицкого был Владимир Лукич Боровиковский.
В.Л. Боровиковский пришел в искусство позже многих других живописцев XVIII в., и поэтому в его творчестве проявились черты нового художественного стиля — сентиментализма
Слайд 22Портрет Лопухиной
Кисти В.Л. Боровиковского принадлежит один из самых обаятельных женских образов
в русской живописи—портрет Лопухиной. Он чарует не только
самобытной красотой модели, но и мастерством художника. Меланхолическая поза Лопухиной, ее томный взгляд, поле золотой ржи с васильками—все это создает у зрителя настроение мечтательности и легкой грусти.
Слайд 23Екатерина на прогулке
Незадолго до наступления XIX в.
В.Л. Боровиковский написал портрет «Екатерина
II на прогулке в Царском Селе». Он совсем не похож на парадный или аллегорический портрет монарха. Екатерина предстает на нем как обычный, простой человек. Художник изобразил немолодую женщину, прогуливающуюся по парку в сопровождении домашней собачки.
Слайд 26Во второй половине XVIII в. русская живопись пережила подлинный расцвет. Он
был связан с именами четырех замечательных художников: А.П. Лосенко, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского.
Слайд 27ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем главная заслуга А.П. Лосенко перед русским
искусством?
2. Что привлекает нас в портретах Ф.С. Рокотова?
3. Расскажите о творчестве Д.Г. Левицкого.
4. Чем отличается аллегорический портрет от парадного? Почему мы относим к этому типу портрета картину Д.Г. Левицкого «Екатерина II — законодательница»?
5. Что нового внес в русскую живопись В.Л. Боровиковский?
6. Кто из русских художников XVIII в. вам больше всего нравится и почему?