Слайд 1Народные промыслы
России
Презентация к урокам ИЗО в 5 классе
Учителя ИЗО МОУ
СОШ №2 Конаковой Т.С.
Слайд 3Богородская резьба. Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних
времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки.
Слайд 4 Для большей выразительности образа мастер избегает излишней деталировки,
стремится к простоте и обобщенности. Богородские изделия интересны не только резьбой, но и оригинальной конструкцией. Одни из них укреплены на движущихся планках («Кузнецы», «Солдаты на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружиной внутри («Лыжники», «Как яблоньку сажают»). Мастерам удалось создать классический по выразительности образ русской игрушки. И не случайно Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ».
Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже - расписные.
Слайд 6 Гжель — один из традиционных
российских центров производства керамики.
Свое название берет от названия реки Гжель, ныне- Гжелка.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572 Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века.
Великий русский учёный М. В. Ломоносов Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская(…), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
Слайд 7 До середины XVIII века
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.
Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Слайд 8 Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных
достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.
Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Слайд 11ЖОСТОВО
В начале XIX века в подмосковной деревне Жостово делали лакированные табакерки
из
папье-маше на манер федоскинских. Но жостовские мастера вскоре стали делать металлические подносы с росписью цветочных
орнаментов, пейзажей масляными красками и лаковым покрытием. Поднос из обычной вещи превратился в настоящее произведение искусства.
Слайд 13ХОХЛОМА
Север Нижегородской губернии издавна знаменит мастерством обработки дерева. Именно здесь во
второй половине XVII века в Семеновском округе в деревнях близ торгового села Хохлома возник один из замечательных русских народных промыслов - изготовление деревянной токарной посуды с декоративной росписью, получившей название «хохломской». Первые упоминания о расписной посуде относятся к 1659 году.
Слайд 15Особые технологические приемы и своеобразие хохломской росписи сложились в XIX веке,
а с начала XX века промысел сосредоточился в двух центрах - в городе Семенове и поселке Семине.
В 1931 году в городе Семенове было основано предприятие по выпуску изделий с хохломской росписью, на базе которого в 1971 году создано крупное художественное объединение «Хохломская роспись».
Слайд 17ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородского края,
появившийся в 40-х годах XIX века в деревнях, расположенных по реке Узола, близ города Городца. Росписью, скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба мастера украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки (круглые коробки) и детские стульчики.
Слайд 19Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные гирлянды или живописные букеты
фантастических цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье.
Но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь» с необыкновенной, смело изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей.
Художники часто используют в росписи сюжеты из городской жизни. Мастера любят изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками).
Слайд 20ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она
отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.
Слайд 22В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины
игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.
Слайд 24В образах краснощёких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний,
весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. Сегодня в организации промысла работают сорок мастериц. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей.
Слайд 27 Оказывается, метод клонирования хорошо знали в конце XIX века. Посудите
сами. Японский папа Фукуруму стал родоначальником. А мамы при этом не было. Клонирование произошло в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Владелица усадьбы привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку.
Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Вот мы все матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.
Слайд 29Палех – посёлок в Ивановской области.
В 1923 году художественный промысел возро-
дился
как лаковая миниатюрная живопись на
изделиях из папье-маше. В его основе лежат
традиции древнерусской иконописи: удлинён-
ные пропорции фигуры человека, условное
изображение пейзажа, зданий. Живопись вы-
полняется темперными красками на черном
лаковом фоне с чётко прописанными деталя-
ми, применяется штриховка золотыми
линиями.
Слайд 32ФЕДОСКИНО
К середине XIX века сложился особый тип росписи лаковой миниатюры в
подмосковном селе Федоскино. В основе сюжетов лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, портреты знаменитых людей, иллюстрации к народным сказкам, былинам, фольклорные мотивы и исторические события.