Презентация, доклад к школьной научно-исследовательской работе Традиционная этноэкология бурят (Мардаева Арьяна)

Содержание

изучить этноэкологию бурятского народа, способствовать распространению его самобытных традиций, основанных на этическом отношении к Окружающему Миру Цель:

Слайд 1Традиционная
этноэкология бурят

Традиционная этноэкология бурят

Слайд 2 изучить этноэкологию бурятского народа, способствовать распространению его самобытных традиций,

основанных на этическом отношении к Окружающему Миру

Цель:

изучить этноэкологию бурятского народа, способствовать распространению  его самобытных традиций, основанных на этическом отношении к

Слайд 3Задачи:
выявить особенности этноэкологии бурят;
сравнить этноэкологию

современности с
традиционной культурой наших предков;
обобщить выявленные особенности;



Задачи:  выявить особенности  этноэкологии  бурят;  сравнить этноэкологию современности с

Слайд 4 изучение литературы, использование Интернет ресурсов;
анкетирование жителей улуса, групповые

и индивидуальные опросы;
сопоставление и анализ полученных сведений

Методы:

изучение  литературы, использование Интернет ресурсов; анкетирование жителей улуса, групповые и индивидуальные опросы;сопоставление и анализ полученных

Слайд 5«И шаманы, и простые буряты верили в одного бога – Природу!

Она и только она, учила их и оберегала, а они в свою очередь учились у неё и берегли её».
(Балдахинова В. Б. шаманка).
«И шаманы, и простые буряты верили в одного бога – Природу! Она и только она, учила их

Слайд 6
это

наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нём в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом. В качестве направления в природоохранной деятельности этноэкология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования…

Этноэкология -

это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим

Слайд 7 А наша Бурятия обладает самобытной

культурой по отношению к окружающему миру
А наша Бурятия обладает самобытной        культурой по отношению к

Слайд 8 Экологическое воспитание
Культура экологического сознания и поведения моего народа формировалась

с детства силой обычая, самим укладом народной жизни, семейным воспитанием, общественным мнением и примером поведения старших.
Экологическое воспитаниеКультура экологического сознания и поведения моего народа формировалась с детства силой обычая, самим укладом

Слайд 9Недаром наши предки понимали, что путь согласия с Природой начинается с

детства. «Человеком становятся с детства, вожаком табуна с жеребёнка», - гласит бурятская поговорка.
Она вполне соответствовала смыслу тех мер, которые предпринимались для экологического воспитания подрастающего поколения.
Недаром наши предки понимали, что путь согласия с Природой начинается с детства. «Человеком становятся с детства, вожаком

Слайд 10 Уже в раннем возрасте дети получали первые уроки бережного

отношения окружающему миру. Воспитывая детей в любви к природе, старшие предостерегали детей: «Жизнь у цветка коротка, не рвите их без дела!»
Взрослые учили: «Не убивайте живые существа, будь те даже насекомыми».
«Не обижайте, не бейте бессловесных животных, не трогайте просто так детёнышей скота – будет пагубно отражаться на росте животных, не рубите деревья и кустарники».
«Не разоряйте птичьи гнёзда: перестанут гнездоваться птицы, будет плохой травостой, скот будет хиреть и у него не будет приплода».



Уже в раннем возрасте дети получали первые уроки бережного отношения окружающему миру. Воспитывая детей в

Слайд 11 Отношение к водным системам
Строжайших запретов придерживались и

к водным источникам. В любую водную систему было запрещено не то, что бросать мусор, но даже капельки молочных и мясных продуктов, тем более, воспрещалось опускать в воду острые предметы. В таких случаях люди боялись, что Хозяин Водной Стихии (Лусууд) осквернится или искалечится.
Отношение к водным системам  Строжайших запретов придерживались и к водным источникам. В любую водную

Слайд 12 Почитание деревьев
Буряты, как и многие народы мира, поклонялись

деревьям
Почитание деревьевБуряты, как и многие народы мира, поклонялись деревьям

Слайд 13 Запретов для подрастающего поколения было много. Но все запреты по

отношению к окружающему миру выполнялись детьми беспрекословно. Это было нормой жизни кочевого народа.
Запретов для подрастающего поколения было много. Но все запреты по отношению к окружающему миру выполнялись детьми

Слайд 14 Рациональное природопользование

наших предков

Издревле буряты старались жить и жили в полном согласии с Природой. У неё они брали только то, что им было нужно для поддержания жизни:
В старину дети носили шапки из шкурок ягнят и козлят, юноши и девушки - из шкуры колонка и беличьи. Взрослые носили шапки из выдры, овчины, в редких случаях – из соболя.
Соболья шапка для женщины (матери семейства), шилась из одной шкурки зверька и её хватало в течение всей жизни бурятки.
Уже в незапамятные времена нашими предками строго и неукоснительно соблюдался природный баланс. Если человек шёл на охоту, он добывал только то, что ему было нужно для существования его семьи.

Рациональное природопользование

Слайд 15 Применение продукции скотоводства

Буряты – скотоводы использовали шерсть, волосы, сухожилия скота с незапамятных времён.
Изделия из кожи были незаменимы в повседневной жизни: для шитья одежды, обуви и мешков. Кожаные изделия применялись для изготовления конской сбруи. Из рогов коровы варили клей. Рога, с приделанной соской из ткани, годились в качестве соски для грудных детей и использовались в качестве кубков для молочной водки. А кости скота употреблялись для игр.

Применение продукции скотоводства        Буряты – скотоводы использовали шерсть,

Слайд 16 Отсутствие в быту бурят вторичного сырья
В

старину у наших прародителей, в силу преобладания натурального хозяйства, не было вторичного сырья: не было никаких отходов, мусорных свалок, которыми могла быть захламлена вся округа. Вся продукция скотоводства была безотходной.
Отсутствие в быту бурят вторичного сырья   В старину у наших прародителей, в силу

Слайд 17 Население нашего улуса смешанное. В нём 324 двора, из

них – 227 составляют бурятское, а 97 дворов – русскоязычное население. Наши односельчане оказались глубоко религиозными людьми. При этом они исповедуют шаманизм – традиционную веру своих предков и ламаизм.

Итоги исследования:

Население нашего улуса смешанное. В нём 324 двора, из них – 227 составляют бурятское, а

Слайд 18 Буряты испокон веков являлись кочевниками – скотоводами. Жизнь людей

была тесно связана с Природой. Человек являлся частью её.

И поэтому изначально для них Природа была не только мастерской, но и Храмом.

Наш народ традиционно благоговел перед Природой – Матерью. В иерархии мироздания, по их мнению, на самом верху должна быть Природа, а не человек.

Буряты испокон веков являлись кочевниками – скотоводами. Жизнь людей была тесно связана с Природой. Человек

Слайд 19Ритуалы Почитания Хозяев Местностей
Будничные и Обязательные Ритуалы Почитания Хозяев Земли

Ритуалы Почитания Хозяев МестностейБудничные и Обязательные Ритуалы Почитания Хозяев Земли

Слайд 20 Тотемы

бурят
Тотемы бурят

Слайд 21 Сагаан Yбгэн – (Белый Старец)

Хозяин Хозяев Земли –
(Хан Земли)

Единственное добуддийское божество, вошедшее в пантеон ламаизма и попавшее в буддийский храм.
Он, почитавшийся бурятами как Хан Земли, считается до сих пор Покровителем Плодородия, домашнего скота и долголетия…

Сагаан  Yбгэн – (Белый Старец)   Хозяин Хозяев Земли – (Хан Земли)Единственное

Слайд 22 Выводы:
Буряты, несмотря на

изменившийся уклад жизни, на временные различия и исторические катаклизмы, сумели сохранить национальные традиции отношения к Природе и животному миру.

«Саг сагтаа, сахилза - хүхэдөө», - гласит бурятская пословица, она созвучна русской: «Всему – своё время».

Меняются времена, нравы и обычаи, происходит слияние культур разных народов, но при этом отрадно признать, что наш народ сумел сохранить основные этноэкологические традиции своих предков.

Выводы:   Буряты, несмотря на изменившийся уклад жизни, на временные различия

Слайд 23 Выводы:
у

моего народа издавна существовали уникальные этноэкологические традиции:

а) особое экологическое воспитание подрастающего поколения;

б) рациональное природопользование;

в) самобытная экологическая культура, основанная на полном использовании продукции скотоводства и отсутствии вторичного сырья,

г) одухотворение и обожествление окружающего мира.
Выводы:    у моего народа издавна существовали  уникальные

Слайд 24Выводы:
и, в сравнительном аспекте, несмотря на временные различия и

изменившийся уклад жизни, буряты сумели сохранить основные компоненты этноэкологической культуры своих предков;

для популяризации традиций к Природе проведены беседы на классных часах, предполагается публикация выявленных материалов в сборниках школьных исследовательских работ.
Выводы:  и, в сравнительном аспекте, несмотря на временные различия и изменившийся уклад жизни, буряты сумели сохранить

Слайд 25 Спасибо за внимание!


До

новых встреч!
Спасибо за внимание!      До новых встреч!

Слайд 26 Некоторые из моих информантов:
Дашибылова Х.А., 1926

г.р. уроженка ул. Тохорюкта, Хоринского р – на, г. Улан- Удэ. [7]

Балдахинова В. Б.- 1948 г.р., уроженка с. Гутай, Бичурского р-на, потомственная шаманка (дуурисхаа удаган) [3]

Цыремпилова Е. А. – 1935 г. р., подполковник МВД, пенсионерка,
г. Улан – Удэ. [16]

Цыбикдоржиева Б. Ц. – 1939 г.р., уроженка с. Хонхолой Бичурского района, учитель биологии ШСШ, пенсионерка [14]

Аюшеева (Шобоева) А. Х. – 1950 г.р., ур. с. Хутургун, Эхирит-Булагатского района Иркутской области., г. Улан-Удэ. [1]

Аюшеева Ц. Б. – уроженка с. Шибертуй, 1932 г.р. [2}

Некоторые из моих информантов:Дашибылова Х.А., 1926 г.р. уроженка ул. Тохорюкта, Хоринского р

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть