Слайд 1Методическая разработка
раздела образовательной программы «ЧУДЕСНИЦА»
педагога дополнительного образования филиала
МБОУ
ДО ДДТ Арзамасского района – Чернухинский ДДТ
Камаевой Елены Александровны
Слайд 2Камаева Елена Александровна
Педагог дополнительного образования детей;
Руководитель творческого объединения «Чудесница»;
Образование высшее (окончила
НГПУ);
Педагогический стаж работы – 8 года.
Слайд 3Пояснительная записка
Образовательная программа «ЧУДЕСНИЦА» имеет
художественно-эстетическую направленность.
Программа предполагает развитие воображения
и творческого мышления у ребёнка.
Освоение многочисленных изобразительных техник обогащает и развивает внутренний мир ребёнка.
Выработка сознательного зрительного внимания способствует развитию и других видов внимания. В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чувства, вкусы и идеалы человека.
Слайд 4Обоснование выбора данного раздела программы.
«Методические рекомендации к разделу образовательной программы «ЧУДЕСНИЦА»
разработаны мной к её первому разделу -
«Приёмы создания образов».
Считаю его одним из самых главных разделов программы, на его изучение отводится 34 часа. Очень важно заинтересовать детей, помочь им освоиться в данном виде творчества (тем более, что он является основой большинства видов творческой деятельности, если не всех), научить основным приёмам поиска образов в окружающей среде (в природе, в обществе и т.п.) без которых дальнейший процесс обучения творчеству просто невозможен. Освоив предложенный раздел любой человек может обнаружить в себе скрытую способность к созданию удивительных образов, лучше понять себя, выявить свои творческие наклонности.
Слайд 5Цель раздела образовательной программы:
Научить «извлекать из ничтожного драгоценное»!
Помочь сформировать собственный богатый
мир образов – научить видеть скрытую суть вещей – формирование художественного видения.
Видеть, замечать и сохранять прекрасное.
Делать людей более счастливыми от соприкосновения с совершенством и самоусовершенствование – наивысшая цель.
Слайд 6Задачи раздела образовательной программы:
Образовательная:
ознакомить детей с видами графических художественных материалов и
инструментов и научить ими пользоваться;
научить организовывать своё рабочее место;
научить приёмам свободной линейной импровизации;
научить «извлекать из ничтожного драгоценное»- находить определённые конкретные образы в массе линий, пятен, точек;
познакомить с основами цветоведения.
Воспитательная:
формирование у каждого ребёнка умений и потребности самостоятельно пополнять
свои знания, умения, навыки;
создание комфортной рабочей обстановки, атмосферы доброжелательности, включения в активную деятельность;
обеспечение ситуации успеха;
преодолеть предубеждения по поводу совершенства (что недостижимо и что уже достигнуто).
Развивающая:
развить умение вовремя остановиться;
формировать навыки анализа и синтеза;
Развить внимание, память, образное восприятие объектов;
Развить взаимопомощь и сотрудничество.
Слайд 7Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающегося.
Средний возраст обучаемых
7-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. Возможность участия в выставках, оформлении школьных помещений и помещений своего дома произведениями, сделанными собственными руками, возможность участия в конкурсах различного уровня), поможет ребёнку открыть самого себя, позитивно изменить отношение к самому себе, своему внутреннему миру, будет способствовать его самореализации.
Слайд 8Учебно-тематическое планирование по разделу
Слайд 9Детей необходимо познакомить с материалами, инструментами для рисования , правилами техники
безопасности и организацией рабочего места.
Очень важно создать у ребят позитивный рабочий настрой.
Слайд 10Коллекция контуров. (4 занятия- 8 часов).
Занятия этого этапа и всех последующих
— практические. На данном этапе обучения следует научить детей правильно держать в руке карандаш; правильно держать руку. Но прежде всего следует научить ребенка правильно сидеть: прямо, касаясь корпусом спинки стула, слегка наклонившись вперед, держа работу на расстоянии 30 — 35 см от глаз. Перед началом и после окончания работы надо предложить ребенку вымыть руки, чтобы не испачкать свою работу и своё лицо или одежду.
Возьмите большой лист бумаги и мягкий графитный стержень. Теперь крупным росчерком разрисуйте каракулями всю поверхность листа. Рисуйте от плеча, а не от запястья. Не останавливайтесь и не отрывайте графит от бумаги. Вернитесь назад и сделайте более мелкие изгибы, затем перейдите к изрезанным зиг - загам, петлям, кольцам и пикам. Чертите каракули до тех пор, пока на странице не останется чистого места.
Слайд 11Итак, вы разрисовали каракулями лист (или даже несколько листов) бумаги. Давайте
рассмотрим внимательно лист со всех сторон – мы непременно найдем в этих каракулях множество занимательных образов – идей. Остаётся их скопировать на чистый белый лист с помощью лампы под стеклом.
Слайд 12Часто в каракуле произвольные образы читаются легко. Задача обучаемого – найти
их. Это увлекательное занятие похожее на задачу – головоломку, тест или шараду – это очень нравится детям (да и взрослым). Поиск композиционных идей – задание чуть сложнее, чем процесс создания каракули.
Слайд 13
Отработка (в том числе с помощью постановок).
(6 занятий - 12 часов).
Постепенно у каждого обучаемого накапливается коллекция образов.
Слайд 14Это увлекательное занятие похожее на задачу – головоломку, тест или шараду
– это очень нравится детям (да и взрослым).
Слайд 15Разработать композицию в цвете можно с помощью цветных карандашей.
Можно сделать несколько
вариантов в разной цветовой гамме и в разных стилях.
Слайд 16Наметившиеся образы можно оставить стилизованными и обобщёнными лишь продумав его цветовое
решение, либо создать натуральную постановку и выполнить серьёзную длительную постановочную работу по эскизу взятому из "коллекции контуров".
Слайд 17Когда образ найден и решён по цветовым отношениям, тогда работа выполняется
в той или иной технике (в данном случае это восковой карандаш, акварель и соль).
Слайд 18
Жидкий материал (чёрно-белый или цветной).
(1 занятие -
2 часа).
Рассказ о жидких водорастворимых материалах (акварельные краски, тушь, акриловые краски, чернила и т.д.)
Изучение имеющихся в наличии жидких материалов - каковы они в работе. Знакомство с техникой акварели «по-сырому» и отмывки. Лессировки и пастозное письмо (“акварель” и “гуашь”).
Рассмотрим работу тушью. Работайте в достаточно непринуждённой манере. Невозможно тщательно проконтролировать количество туши, поэтому приготовьтесь к тому, что она может растекаться непредсказуемым образом. Пусть себе растекается. Вы просто следуйте за ней при помощи кисточки. Композиция будет сильной только тогда, когда вы используете весь диапазон тона.
Как результат выполнения этого упражнения вокруг вас могут появиться брызги, поэтому постарайтесь защитить поверхность находящихся вокруг вас предметов. Наденьте старую одежду.
Слайд 19
Пятно – линия (по поверхности сухого листа).
(2 занятия - 4
часа).
На белый лист с помощью кисточки брызгается несколько капель туши или акварели и быстро, едва касаясь, скользящим движением ладонью или (поролоновой губкой), растираются произвольно, подобно движению при рисовании каракули.
Слайд 20Получившемуся пятну дают высохнуть и рассматривают его так же, как каракули,
со всех сторон. Полученный образ копируется на отдельный листок, через просвет. В одном пятне так же, как в одной каракуле, может быть множество образов – нам есть из чего выбрать. Так же формируется коллекция образов. Думаю, вы сумели заметить, что стиль исполнения рисунка поменялся – он соответствует пятну. Это уже не контур – теперь мы пользуемся пятном: точкой, силуэтом, светом и тенью
Слайд 21
Пятно – линия (по мокрой поверхности ).
(2 занятия - 4 часа).
Интересные опыты поведения синей краски (акварели) при взаимодействии её с солью.
“Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл –
и вот сама идёт красавица Зима!”
(А.С. Пушкин)
Слайд 22На что похожи эти пятна синей акварели ? Попробуйте увидеть в
них узнаваемые образы.
(Лев,
Бегемотик,
Котик,
Человек
и т.д.)
Слайд 23Способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за
учащимися, кратковременная выставка работ детей , творческие задания. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства.
Слайд 24 Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
ЗНАТЬ:
- правила поведения, техники безопасности, как
организовать рабочее место;
- виды графических художественных материалов и инструментов;
- различные графические приёмы поиска и создания образа;
- последовательность дальнейшей работы над образом;
- знать названия цветов, уметь подобрать цвета для выразительности образа в создаваемой композиции;
- различные области применения своих навыков.
УМЕТЬ:
- организовать своё рабочее место и рабочее пространство;
- соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с художественными материалами и инструментами;
- пользоваться разнообразными художественными материалами и инструментами для графических работ;
- свободно рисовать и импровизировать в рисовании – свободно владеть художественными выразительными средствами: линией, пятном, точкой;
- видеть образы в каракуле, извлекать образ на отдельный листок, а также определять ценность полученного графического изображения и сохранить его способом копирования;
- различать формы и тона, определять их композицию;
- анализировать и синтезировать проделанную работу;
- применять полученные навыки как теоретически, так и в своей практической жизни.