Слайд 1Мастер – класс
Нетрадиционные
техники рисования Дудлинг
Зентангл
Зендудлинг
Суртаева Виктория Ивановна
Слайд 2Цель мастер-класса:
создание условий для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных
техник и приемов рисования. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования – «Зентангл», «Дудлинг», «Зендудлинг».
Задачи мастер- класса:
научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения;
повысить уровень мастерства педагогов.
Слайд 3
В настоящее время эти техники активно используется в жизни :
•для украшения
интерьера
•оформление тематических стендов
•в качестве оригинального подарка
•украшение одежды, обуви, аксессуаров.
Слайд 4Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у
ребенка:
мелкой моторики рук,
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия ,
внимания и усидчивости,
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Рисование в этих стилях
вдохновляет , помогает раскрыть свой потенциал,
снимает напряжение, расслабляет, лечит нервную систему, избавляет от бессонницы.
Кроме того, можно использовать такое рисование на различного рода тренингах и психотерапевтических занятиях.
Слайд 5Во-первых, дудлинг помогает сконцентрироваться, хотя со стороны это может выглядеть так,
как будто вы поглощены рисованием и отвлеклись.
В-третьих, «рисовать каракули – значит помогать себе думать», — считают что спонтанное рисование не только повышает концентрацию, но и помогает видеть ситуацию более полно, находить творческие решения для проблем, развивать креативность и мышление «вне рамок».
Во-вторых, дудлинг помогает эффективнее запоминать.
Слайд 6Если в процессе спонтанного каляканья сосредоточиться?
Это нарушит главное правило дудлинга
и он превращается в зентангл.
Различия техник дудлинг и зентангл:
Узоры в обеих используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором – на сознательном и подчиняется правилам.
Слайд 7Преимущества дудлинга и зентангла
1. Простота
2. Доступность.
3. Гибкость.
4. Расслабляет и отвлекает.
5. Повышает концентрацию
внимания.
6. Эффективно при поиске различных решений.
Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать шаблоны.
Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум
Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.
Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации.
Слайд 8Классический зентангл -
черно-белый рисунок, выполненный на специальных бумажных «плитках» (tiles).
Настоящий
классический зентангл выполняется на квадратных (9 х 9 см)
или на круглых (диаметром 11,5 см) кусочках плотной бумаги.
Для рисования «направляющих» на плитках используется графитовый карандаш. Орнаменты наносятся при помощи линера. Рисунок создается методом «зентангл» - последовательностью шагов для концентрации внимания, разработанных Риком Робертсом (Rick Roberts) и Марией Томас (Maria Thomas).
Слайд 9
Что такое зентангл?
Эта техника способствует развитию правильного восприятия композиции, объёмов и
форм, развитию глазомера, тренирует руку. Эта техника возникла в 2006 году в США.
В переводе с английского языка doodle — это бессознательный рисунок.
Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды, ногтей, тату.
В переводе zen — уравновешенность и rectangle — прямоугольник. Эта техника подобна дудлингу, но в отличие от последнего требует более высокой концентрации, она помогает улучшить память, поднять настроение, стимулирует творческие способности, успокаивает при стрессах и способствует умственному расслаблению.
Эта техника рисования запатентована и подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:
зентангл-узоры должны быть абстрактными, беспредметными;
у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;
зентангл выполняется в черно-белых цветах;
каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;
при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;
нельзя использовать ластик.
Слайд 10Если внутри рисунка есть узнаваемый образ (например, лицо, глаза или животное)
- это
зендудлинг.
Зендудлинг (zendoodling) - это смешение двух техник- зентангла и дудлинга.
Получается большой рисунок или даже картина в технике зентангла, продуманная и нарисованная мелкими деталями. Он не заключаются в границы плитки и может занимать сколько угодно места.
Зендудлинг не запатентован и создается из каких угодно орнаментов и штрихов.
Слайд 11Техника под названием зендала (zendala) создается из зентангл-узоров, но рисуется в
форме круга. Зендала требует от художника особенного сосредоточения, поскольку в пределах этого круга нужно соблюдать симметрию.
Слайд 12
Как рисовать зентангл
Чтобы научиться рисовать зентангл, вам нужно выучить и проработать
разнообразные зентангл-узоры. На данный момент их существует уже очень много: часть из них – запатентованные узоры, созданные Марией Томас, а другая часть придумана другими художниками и ее последователями.
Слайд 15Может, вначале какие-то правила и нужны, чтобы вдохновиться на начальном этапе
и от чего-то отталкиваться в своих практиках, но потом лучше всего слушать только себя – рисовать как рисуется, не пытаться затолкать себя в какие-то границы, ограничить рамками какого-то стиля. Ведь это же творчество – как мы сами придумаем, так все и будет, и чем больше всего разного придумаем, тем будет интереснее.
Слайд 16Любому человеку, вне зависимости от уровня подготовки, доступны рисовальные техники зентангл
и дудлинг и зендудлинг, узоры в которых отличаются простотой и повторяются.
Слайд 17Нетрадиционные техники рисования создают на уроке условия, в которых учащийся начинает
самостоятельно мыслить, выражать в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы, до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества. Учителю остается, только, корректировать деятельность учащихся.
Слайд 18Материалы и инструменты необходимые для выполнения работы
в технике «Зентангл»:
лист плотной
бумаги. черная гелевая ручка, линер, графитный карандаш.
Последовательность работы классического рисунка зентангл:
На квадрате бумаги – 9х9 при помощи карандаша нанесите 4 точки в каждом углу.
Соедините эти точки, определив границы рисунка.
Карандашом нарисуйте направляющие линии, чтобы разделить полотно рисунка на секции.
При помощи ручки ( линера) заполните каждую секцию орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.
Рисунок, выполненный таким способом, не имеет ни верха, ни низа, поэтому законченное произведение можно рассматривать под любым углом и в любом направлении.