Слайд 2Мистические картины русских художников
Подготовила учитель ИЗО Светличная С.Ю.
Слайд 3Изобразительное искусство всегда считали тесно связанным с мистической сферой. Ведь любое
изображение является энергетическим отпечатком оригинала, особенно если речь идет о портретах. Считается, что они способны влиять не только на тех, с кого написаны, но и на других людей. За примерами далеко ходить не надо: обратимся к русской живописи XIX – начала ХХ столетия.
Слайд 4
Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев,
уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд. В этом очень легко убедиться на примере знаменитого портрета Марии Лопухиной, вышедшего из-под кисти Владимира Боровиковского.
Слайд 5Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной
свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом. На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ей было всего 23 года.
Люди стали говорить, что картина «отбирает молодость» и даже «сводит в могилу».
Достоверно неизвестно, кто пустил такой слух, но после того, как Павел Третьяков «бесстрашно» приобрел портрет для своей галереи, разговоры о «загадке картины» поутихли.
Слайд 6Илья Репин – гроза натурщиков?
Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья
Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но существует одно странное и трагическое обстоятельство: многие, кому выпала честь быть его натурщиками, вскоре умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения…
Слайд 7Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят,
преждевременно отдали Богу душу.
Слайд 8Однако самая жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын
его Иван 16 ноября 1581 года», которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей.
Слайд 9Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни
перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать.
Слайд 10Убийство, которого не было
История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей
– всего лишь миф.
Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставился царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». Причина смерти не называется.
Слайд 11«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Оптимистичная и веселая картина «Запорожцы пишут письмо
турецкому султану» также является одной из картин, которая принесла людям много горя и смерти. Погибли все, с кого писал картину И.Репин
Слайд 12Как-то Репину заказали монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Картина была завершена
к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников.
Слайд 13В 1909 году Репин, по заказу Саратовской городской думы, написал портрет
премьер-министра Столыпина.. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.
Кто знает – может, не будь Илья Репин так талантлив, трагедий могло и не случиться. Еще в XV столетии ученый, философ, алхимик и маг Корнелий Агриппа Неттесгеймский писал: «Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал».
Слайд 14Мистическая картина «Незнакомка» Ивана Крамского
Картина удивительным образом пережила два периода массового
интереса к себе, причём в совершенно разных эпохах. Впервые — после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики.
Слайд 15Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали
результатов. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева.
«Незнакомка» Ивана Крамского – один из самых загадочных шедевров русской живописи.
На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске.
Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека.
Однако когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал.
Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи – может быть, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей.
Слайд 16«Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную
славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.
Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына.
«Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.
Может, все дело в том, что портрет с самого начала должен был занять подобающее ему место?
Слайд 17«Плачущий мальчик»
Очень известная картина-«поджигатель» благодаря своей истории написания, репродукция картины Д.Браголина.
Как пишет Википедия, «суеверными людьми репродукция считается проклятой и вызывающей пожар в помещениях, где она находится...»
В качестве натурщика художник выбрал своего сына, которого заставлял плакать, поднося перед ним горящую спичку. В конце концов, малыш крикнул своему отцу, чтобы он сгорел сам. Итог был трагическим — мальчик умер от пневмонии, а художник сгорел заживо в собственном доме. После того, как картина попадала в руки новым хозяевам, их преследовали смерть и несчастия.
Слайд 18«Кувшинки» (или «Нимфеи»)
Картина кисти Клода Моне, которую дебилы иногда называют «Водяные
лилии», тоже очень известна благодаря пожарам, которые происходили в местах, где она находилась. Первый случился при ее написании, последний — во время, когда картина находилась в музее. После того, как картина принесла много жертв, она сама пострадала от пожара.
Слайд 19«Черный квадрат»
Всем известно, что «Черный квадрат» на самом деле не черный,
и не квадрат. Это действительно не квадрат. В каталоге к выставке он был заявлен Малевичем как «четырехугольник». И действительно не черный. Художник не использовал черную краску
Меньше известно, что Малевич считал «Черный квадрат» своим лучшим произведением. Когда художника хоронили, «Черный квадрат» (1923) стоял в изголовье гроба, тело Малевича было накрыто белым холстом с нашитым квадратом, черный квадрат был нарисован и на крышке гроба. Даже на поезде и кузове грузовика были изображены черные квадраты.
Слайд 20«Джоконда»
Действительно, первое, что приходит на ум, когда заходит речь о загадочных
картинах, либо о картинах-загадках — это «Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи в 1503—1505 годах. Грюйе писал, что эта картина может свести с ума любого, кто, насмотревшись вдоволь на нее, начнет вести о ней разговоры.
«Загадок» в этой работе да Винчи находят множество. Искусствоведы пишут диссертации по наклону руки Мона Лизы, медицинские специалисты ставят диагнозы (от такого, что у Джоконды нет передних зубов до такого, что Мона Лиза — мужчина). Есть даже версия, что Джоконда — это автопортрет художника.
Кстати, особую популярность картина приобрела только в 1911 году, когда была украдена итальянцем Винченцо Перуджио. Нашли его по отпечатку пальца. Так «Мона Лиза» ещё и стала первым успехом дактилоскопии, и огромным успехом маркетинга рынка искусств.