Слайд 1История войны написанная кистью
Слайд 2«Большое искусство
рождается в результате
большого и
естественного чувства,
и это
может быть не только
радостью,
но и
гневом.»
Александр Дейнека
Слайд 3Острым оружием идейной борьбы в годы Великой Отечественной войны стало изобразительное
искусство. Многие советские художники с оружием в руках сражались с врагом в рядах регулярной Красной Армии и в партизанских отрядах. Немало художников-фронтовиков совершили ратные подвиги и были награждены боевыми орденами и медалями. С. Абдуллаев, Г. Москалев, М. Гуревич удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Навечно в народной памяти сохранятся имена художников, павших смертью храбрых на полях сражений за Родину.
На фронте художники воевали не только оружием солдата-бойца. Многие из них работали в печати, исполняли портреты отличившихся воинов, боевые листки, заполняли набросками свои походные альбомы.
Слайд 4 Кривоногов Петр Александрович (1911–1967).
Участвовал в Великой Отечественной войне в составе бригады
военных художников Студии имени М.Б. Грекова. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
За картину «Победа» (1948 г.) был удостоен в 1949 г. Государственной премии СССР. В 1967 г. первым был награжден золотой медалью имени М.В. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему.
Слайд 6Жуков Николай Николаевич (1908–1973).
В 1941–1942 гг. – художник Политуправления Калининского фронта.
Работал в армейской газете. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими медалями.
Слайд 8А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. «Прости-прощай, родимый дом…».1984-1988. Братья А. и С.
Ткачевы работают в основном над сельской темой, и отзвуки войны в дне села занимают значительное место в их творчестве. Ткачевы верны своему художественному языку: широким мазкам кисти, цветности и светоносности, доброму отношению к человеку, стремление к ясному, понятному с первого взгляда сюжету, жизнеутверждающему оптимистическому началу.
Слайд 9А.А. Мыльников. Прощание. 1975 Картина заставляет ощутить, какой ценой досталась Победа.
Невозможно забыть лицо матери, провожающей сына в бой. Их будоражащие силуэты, их фигуры, их чувства — как отзвук происходящего в миллионах семей, когда родные уходили в огонь войны, навстречу врагу. Каждая деталь здесь емка, реальна, символична, как и все происходящее. Сопоставление дальних обобщенных планов с этими деталями подчеркивает значимость общего, ситуации и отдельного, с главенством облика старой женщины как воплощенной духовности, нравственности. Глубина ее образа соотнесена с глубиной ее чувства в наполненном войною, жестоком мире. Облик матери дан на такой драматической ноте, что она будто олицетворяет боль, и подвиг всех матерей.
Слайд 10С.В.Герасимов. Мать партизана. 1943.
В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать
картину Центральная фигура картины Герасимова советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная. В эпизоде драматического столкновения женщины - патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.
Слайд 11Ю.М. Непринцев. Последняя граната. 1948
В 1947 г. Ю.М. Непринцев приступил
к работе над картиной. Художник видел свою задачу в прославлении величия души человека, он хотел ответить на вопрос – почему в жестокой схватке с фашизмом советский народ одержал победу. В характеристике героев картины художник подчеркивает их самоотверженную смелость, моральную чистоту и непреклонное стремление моряков-черноморцев, защищающих Севастополь, не отступить ни на шаг.
Слайд 12С.В. Рянгина. Подарки на фронт. 1943.
Картины C.В. Рянгина во многом
связанные с традициями русской жанровой живописи, посвящены труду и быту простых советских людей, отмечены живостью персонажей, умением в непритязательной форме воспроизвести типичные черты нового.
Слайд 13М.И. Самсонов. Сестрица. 1954 Среди военных произведений особо выделяется картина, названная
коротко, с любовью. Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее глазах – вера в победу. Вокруг – напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. Пейзаж для этого художника – важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего.
Слайд 14А.Н. Семенов. Подвиг младшего лейтенанта Николая Шевлякова. 1985. Художник Семенов А.Н.
писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, этюды с натуры. Не смог обойти стороной тему героизма, отваги, подвига простого человека на поле боя Великой Отечественной войны. Произведения Арсения Семенова находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Финляндии, Италии, Германии и других странах.
Слайд 15В.С. Терещенко. 79-я гвардейская дивизия. 1988. После нападения Гитлера на Россию
22 июня 1941 года отец будущего художника был призван на фронт, где и погиб. Мать художника с только что родившимся Валентином, уехала в город Канск, Красноярского края, к матери отца Евдокии. В этом городе и провел свое детство Валентин Терещенко. Канск в те времена был центром, так называемого КРАСЛАГА (Красноярские лагеря). Удивительный сгусток человеческих судеб, незаурядных личностей - репрессированной интеллигенции, бандитов, пленных японцев, немцев, людей разных национальностей, вероисповеданий, политических убеждений. В этой не простой атмосфере формировался характер и взгляды будущего художника. Картины В.С.Терещенко находятся в музеях и частных собраниях многих стран мира.
Слайд 16Ф.П. Усыпенко. Ответ гвардейцев-минометчиков.1984. Художник - Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член
Союза художников СССР. График. Военный художник Студии им. М. Б. Грекова, автор картин и диорам на военно-патриотическую тему. Основные произведения: серия работ о военных действиях в советско-японской войне: «На сопках Маньчжурии», «Капитуляция», «Переход советских войск через Большой Хинган» (1945), «Ответ гвардейцев- минометчиков» (1948), «Бой под Моздоком» (1950), «Сталинградская панорама» (1962), «Партизаны» (1977).
Слайд 17В.Н. Костецкий. Возвращение. 1945-1947 В 1947 году Костецкий закончил свою лучшую
картину «Возвращение», задуманную еще в годы войны. В трогательной сцене встречи с семьей вернувшегося домой солдата, запечатленной художником, проявились свойственная искусству Костецкого психологическая убедительность образов, умение живописца с большой искренностью передать чувства человека.
Слайд 19Наряду с невиданной по широте и масштабу агитационной и репортажной работой
советские художники в годы Великой Отечественной войны создавали значительные по идейному содержанию произведения искусства.
Советское изобразительное искусство с честью выполнило свой священный патриотический долг защиты Отечества.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в культурно-общественной жизни страны участвовали тысячи мастеров живописи, из которых каждый внес вклад в дело победы над фашизмом.
Слайд 20«Без памяти нет человека, без памяти нет гражданина, без памяти нет
народа»
Слайд 21Над проектом работали:
Кузечева Валентина, Кубасова Дарья, Козлов Александр,
Лапин Владимир.
Руководитель проекта:
Раш Валентина Анатольевна