Слайд 2Культура ольмеков
Принадлежала неизвестному индейскому
народу. Название дано условно, по имени небольшой группы племён, живших на этой территории позже, в XI—XIV вв. Культура этого племени оказала значительное влияние на формирование более поздних классических цивилизаций Мексики, процветавших в IV—IX вв. н. э.: на культуры Теотиуакана в центральной долине Анауак; сапотеков в Оахаке (Оаксаке) и Теуантепеке с центром в Монте-Альбан; и высокоразвитой цивилизации майя, сложившейся в Южной Мексике и Гватемале.
Слайд 3 Доподлинно известно, племени ольмеков, первому удалось образовать цивилизацию со всеми
сопутствующими ей признаками: культурное наследие, долговременные постройки бытового и религиозного характера, а также сложный общественный и политический строй.
Всегда жестокое время и ужасные природные условия (ольмекские поселения располагались, в основном, среди непроходимых чащ и низменных болот) либо испортили артефакты и постройки, либо
безжалостно сокрушили все пути к ним. Природные катаклизмы также приложили свою горячую ладонь к уничтожению памятников.
Слайд 4Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен,
однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени:
Слайд 5В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по
себе эти сооружения представляли пирамиду
Слайд 6 В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские возводились с лестницами, ведущими
от подножия
к расположенному на вершине храма (обычно с двумя помещениями).
Слайд 7 Второй тип построек — так называемые дворцы, которые скорее являлись
жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений.
Слайд 8Главное тотемное животное ольмеков — ягуар (по легенде, это племя произошло
от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и ар-хитектурными
Слайд 9Один из центров культуры ольмеков — город Сан-Андрес, находившийся примерно в
5 км к северо-востоку от Ла-Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса).
При раскопках обнаружили удивительную находку,отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, — это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами.
Он использовался в качестве орудия
для письма.
Слайд 10Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова
Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т,
в окружности — 7 м, высота — 2,5 м) и реалистичностью.
Слайд 11Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки.
Дело в том,
что многие из них изображают различных зверей… на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!
Слайд 12Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков — это Ла-Вента. Сан-Лоренсо
постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те
времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков.
Слайд 13В 1955 году археологи нашли глиняную платформу, на которой шестнадцать маленьких
каменных человечков — участников какого-то неведомого драматического спектакля — торжественно застыли перед оградой из шести вертикально поставленных топоров-кельтов. На вопрос: «Кто они?» было выдвинуто предположение, что шестнадцатый участник — одинокая фигурка, вырезанная в отличие от остальных из шершавого гранита, стоит, прижавшись спиной к ограде. Остальные пятнадцать статуэток сделаны из нефрита и имеют чисто ольмекский облик (монголоидные продолговатые глаза, плоские носы, пухлые вывернутые губы и удлиненную, искусственно деформированную голову). Повернувшись в одну и ту же сторону, они пристально смотрят на «гранитного человека». Справа к нему приближается процессия из четырёх мрачных фигур с застывшими лицами-масками. Кто же он, этот одиноко стоящий человек? Верховный жрец, управляющий торжественным языческим ритуалом, или жертва, которую через мгновение повалят на кровавый алтарь неведомого бога?
Слайд 15Ольмеки славились своими изделиями из нефрита и бирюзы и считались главными
потребителями каучука во всей Центральной Америке. Географическое положение этого народа примерно совпадает с областью распространения нефритовых статуэток с ликами младенцев и ягуаров
Слайд 17Человек –ягуар
В изобразительном искусстве ольмекской культуры человек часто изображался с
чертами ягуара, что связано с мифом о происхождении прародителя племени от ягуара и женщины. Ольмеки ценили в скульптуре не золото и не серебро, а обсидиан, яшму и «солнечный камень» — нефрит различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого).
Слайд 19Алтарь
На нем изображена согнутая фигура, вылезающая из подземной пещеры. Этот
человек держит в правой руке веревку, другой конец которой привязан к кисти руки другого человека, фигура которого изображена на боковой плоскости камня. Обычно этот камень именуют «алтарем», но если мы будем доверять своим глазам, а не предубеждениям, то эта фигура напомнит нам либо пленника, либо шахтера.
Слайд 23 Большое значение в монументальной архитектуре древних цивилизаций Центральной Америки
имел декор - высеченные из камня орнаменты, барельефы и скульптуры, украшающие стены построек.
Трудно, однако, применить слово «украшение» к этой пластике, имеющей отнюдь не жизнерадостный облик. Тяжеловесный орнамент, состоящий из сложных переплетений, изображения богов с неизменно жестоким выражением лиц, змей и фантастических чудовищ с клыкастой пастью
Как сама архитектура, так и ее скульптурные образы предназначались для устрашения. Даже орнамент имеет какой-то зловещий вид.
Слайд 24У воинов были свои собственные костюмы, включавшие манто из шкур ягуара
и шлемы с резными изображениями голов животных
Слайд 25Ольмеки оставили в наследство множество резных изделий из камня, огромные жертвенные
алтари, вертикальные каменные плиты, или стелы, с резными рельефными изображениями воинов и жрецов, каменные головы высотой в 2,4 м и весом до 20 т, а также нефритовые статуэтки, маски и др. предметов
Слайд 26Ольмеки первыми из американских племен стали использовать знаки для записи цифр,
создали идеографическое письмо, календарь. Они отличались редкими познаниями в астрономии, гомеопатии. Именно ольмеки открыли игру в мяч, отчасти напоминавшую баскетбол: мяч забрасывался в кольцо, но не руками, а телом – плечами, бедрами, ягодицами, игроки надевали маски и нагрудники. Это была ритуальная игра, связанная с культом плодородия; побежденному отрезалась голова.
Слайд 27Ольмеки поклонялись ягуару, который был для них главным религиозным культом. Рычащая,
с детским лицом фигура полукошки- получеловека служила постоянным мотивом в их искусстве.
Слайд 28 Долгое время считалось, что ольмеки — первая цивилизация
Мезоамерики — внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь».
На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни.
Слайд 30Презентацию подготовила :
Учитель мхк МКОУ «СОШ № 35»
г Миасса п
Нижний Атлян
Хамадярова Диана Акрамовна