Слайд 1Искусство доколумбовой Америки
Цивилизации доколумбовой Америки возникли независимо друг от друга в
двух географических регионах - в Мезоамерике и в Андах. Вплоть до испанского завоевания эти районы были центрами интеллектуальной и культурной жизни континента.
Учитель МХК ГБОУ школа №462 Пушкинского района, СПб.
Губарева Наталья Романовна
Слайд 2МЕЗОАМЕРИКА
Эта географическая область охватывает территории центральной и южной Мексики, Белиза, Гватемалы,
Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики. Первые люди появились здесь в 12 тысячелетии до нашей эры. Города и государства возникли в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор и до начала испанской колонизации в Мезоамерике возникло несколько развитых культур:
Ольмеков
Майя
Тольтеки
Ацтеки
Инки
Слайд 3КУЛЬТУРА ОЛЬМЕКОВ
Наиболее древнее искусство доколумбовой Америки представлено весьма необычными и загадочными
артефактами. Самым известным памятником цивилизации ольмеков являются гигантские головы, изготовленные из базальтовых валунов. Их размеры варьируются от полутора метров до 3,4 метра, а весят они от 25 до 55 тонн. Поскольку у ольмеков не было письменности, предназначение этих голов неизвестно. Большинство ученых склоняются к версии, что это скорее всего портреты древних правителей. На это указывают детали головных уборов, а также тот факт, что лица скульптур не похожи друг на друга
Слайд 4НЕФРИТОВЫЕ МАСКИ
Еще одно направление ольмекского искусства - нефритовые маски. Они были
выполнены с большим мастерством. Уже после исчезновения ольмекской цивилизации эти маски были обнаружены ацтеками, которые собирали и хранили эти их как ценные артефакты. Вообще, культура доколумбовой Америки сформировалась под сильным влиянием этого древнего народа. Рисунки, статуэтки и скульптуры ольмеков обнаруживаются за сотни километров от некогда заселенных ими территорий.
Слайд 5 К началу новой эры цивилизация ольмеков исчезла, ей на смену
пришли новые цивилизации, прежде всего город Теотиуакан (II в.до н.э – VII в. н.э). В этом городе, находящемся недалеко от Мехико, от периода рассвета сохранилось 2 главных храма, посвященных Солнцу и Луне.
Слайд 6 В переводе с ацтекского Теотиуакан означает "место, где боги коснулись
земли". Так пришедшие с севера в XIV веке племена назвали величественный и заброшенный город
Несмотря на длительные археологические изыскания, мы знаем очень немного о загадочном городе. Считается, что главной магистралью была широкая (более 40 метров) Дорога мертвых, берущая свое начало у Храма Пернатого змея и тянущаяся более 2,5 километров мимо гигантской пирамиды Солнца до площади перед пирамидой Луны. По обеим сторонам этой магистрали, использовавшейся для военных парадов и религиозных шествий, строились храмы, дворцы, казармы, рынки и дома простых жителей. Город занимал огромную территорию до 30 квадратных километров, его населяло более 200 000 человек.
Слайд 7Великая пирамида Чолулы
Крупный комплекс древних сооружений в мексиканском городе Чолула , в настоящее время
в основном покрытый почвой. Согласно некоторым источникам это самая большая по объёму известная сегодня пирамида, вошедшая в этом качестве в книгу рекордов Гиннесса. Высота этой ступенчатой пирамиды от основания 66 метров (55 метров над современным уровнем почвы), а размер основания 450 на 450 метров. Пирамида была посвящена «пернатому змею», культ которого возник в Теотиуакане ещё до нашей эры, а у ацтеков получил имя Кетцалькоатль.
Слайд 8Пирамида Солнца
Гигантская пирамида Солнца, лишь немного уступающая по размеру самой большой
в мире пирамиде Хеопса в Гизе. Длина ее грани целых 225 метров, а высота 65,5 метров.
Слайд 9Пирамида Луны
Знаковое сооружение Теотиуакана находится в самом конце Дороги мертвых. Пирамида
Луны доминирует над площадью, застроенной десятью храмами. Здесь, по всей видимости, проходили важные церемонии, шествия и собрания. Само строение меньше пирамиды Солнца – 42 метра в высоту и 150 метров в ширину. Внутри пирамиды Луны было найдено захоронение знатных мужчины и женщины, вместе с которыми были погребены рабы, пумы, волки и орлы
Слайд 10. Какого было его истинное название, когда был заложен первый камень,
почему все жители покинули его – все эти вопросы до сих пор остались без ответа.
В IX в. Теотиукан был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием ннародов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. Новых завоевателей - ацтеков
Слайд 11Ацте́ки, или асте́ки — индейский народ в центральной Мексике. Численность современных науа, как ещё называют ацтеков,
- свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко, там, где сейчас располагается город Мехико.
АЦТЕКИ
Слайд 12Теночтитла́н — ацтекский альтепетль (город-государство), находившийся на месте современного города Мехико. Был основан примерно в 1325 году на
острове посреди солёного озера Тескоко, в 1521 году был разрушен испанскими конкистадорами под руководством Эрнана Кортеса.
ТЕНОЧТИТЛАН
Слайд 14В искусстве создания скульптур ацтеки были просто непревзойденными мастерами. Первым европейцам,
увидевшим их, они зачастую внушали непередаваемый ужас. Чего стоит только изображение богини Коатликуэ. Ее выполняют со змеиной головой и ожерельем из человеческих сердец. Основной отличительной чертой скульптуры ацтеков можно назвать необыкновенную реалистичность. Помимо страшных, а порой и отталкивающих изваяний археологами найдены изящные статуэтки, выполненные мастерами этой народности. К примеру, чистый и очень красивый кролик из белого кварца или фигурка женщины, работающей с зерном.
Слайд 16Бубенец в виде воина-орла. Ацтеки.
Подвеска-бубенец выполнена в виде получеловека - полуорла.
Полое тулово подвески имеет грушевидную форму, внутри которой находится медная бусина. При малейшем движении бусина, ударяясь о стенки, звенит. Именно поэтому подобные подвески и получили название бубенцов.
Слайд 17Одним из самых необычных и таинственных артефактов ацтеков является Камень Солнца
- большая круглая скульптура, диаметром почти 12 метров. В центре ее изображен бог Солнца, окруженный символами четырех прошедших эпох. Вокруг божества начертан календарь. Считается, что Камень Солнца служил жертвенным алтарем. В этом артефакте культура доколумбовой Америки раскрывает сразу несколько своих граней - астрономические знания, жестокие ритуалы, художественное мастерство сливаются в единое целое
Слайд 19Самым распространенным жанром литературы ацтеков была историческая проза. Она включала в
себя записи о странствиях мифических предков. Большой популярностью пользовались эпические произведения. Например, эпос о происхождении индейцев, потопах, о божественном Кецалькоатле. Разновидностью прозы считались дидактические трактаты — собрания коротких речей или изречений моралистического содержания, обобщавшие опыт ацтеков в самых разных областях жизни. Ацтекская литература, как и во всем древнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была связана с культами различных божеств.
Слайд 20Цивилизация МАЙЯ
Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и
астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.).
Слайд 21Майя изобрели иероглифическую письменность, которой пользовались сами. Им принадлежат важные открытия
в математике. Они ввели в математический счет цифру ноль. Индейцы являются изобретателями супер точного календаря и календарной системы. Жители Мезоамерики совершили важные астрономические открытия: рассчитали движения по орбитам Луны, Земли, Солнца и Венеры. Майя изобрели игру с мячом за тысячи лет до европейцев.
Слайд 22 Ученые предполагают, что именно это племя сделало первые шаги к приручению
индейки и превращению ее в домашнюю птицу. Они изобрели гамак. Индейцы Мезоамерики были первооткрывателями тончайшей обработки неметаллических предметов. Майя открыли миру какао-бобы и какао-деревья. Они были первыми, кто их культивировал. Они подарили миру ваниль, которую добавляли во многие блюда, использовали в качестве ароматизаторов и для приготовления эфирных масел.
Слайд 23Паленке - культурный центр майя в III—VIII вв . На территории города
сохранилось около полутора тысяч различных строений, — это и жилые дома, и сложные технические сооружения: акведуки, устройства подачи и оттока воды, каналы. Эти системы считаются самыми совершенными из всех, созданных людьми в доколумбовую эпоху
Слайд 24Среди всех строений Паленке выделяется Храм надписей, названный так из-за обилия
иероглифов. На фасадах строения видны остатки выразительных барельефов. В стену Храма замурованы плиты с самой длинной из известных надписей майя, состоящей из 620 рельефных иероглифов. Храм стоит на 20-метровой пирамиде, а к вершине его ведёт лестница с 70 ступенями.
Слайд 25Около Храма надписей располагается Дворец — комплекс из 12 зданий, бывший
ранее сосредоточием городской жизни. Увенчан дворец пятиэтажной башней с обсерваторией, где правитель по звёздам узнавал волю богов. Здесь до сих пор стоит скамья, на которой восседал жрец-астроном. Здание декорировано рельефами и изображениями из жизни знати Паленке. На ступенях дворца в угоду богам приносились человеческие жертвы.
Слайд 26За дворцом сохранилась традиционная для городов майя площадка для игры в
мяч, которой придавалось ритуальное значение. Проигравшие нередко лишались жизни.
Слайд 27Изобразительное искусство Майя также имело свои характерные черты. Правитель чаще всего
изображался в военных сценах или восседающим на троне.
Главное внимание скульпторов привлекали точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти.
Слайд 28Художественная культура народов майя оказала большое влияние на американскую культуру последующих
эпох.