Презентация, доклад Художественная культура Ислама

Содержание

Содержание1. Исторические корни и значение культуры ислама.2. Шедевры исламской архитектуры.Характерные черты изобразительного искусства ислама.4. Литература Арабского Востока.

Слайд 1Художественная культура ислама
Составитель – Носкова И. П. – учитель МХК МОБУ

Новопетровской СОШ
Художественная культура исламаСоставитель – Носкова И. П. – учитель МХК МОБУ Новопетровской СОШ

Слайд 2Содержание
1. Исторические корни и значение культуры ислама.
2. Шедевры исламской архитектуры.
Характерные черты

изобразительного искусства ислама.
4. Литература Арабского Востока.
Содержание1. Исторические корни и значение культуры ислама.2. Шедевры исламской архитектуры.Характерные черты изобразительного искусства ислама.4. Литература Арабского Востока.

Слайд 3Исторические корни и значение культуры ислама.
В VII в. На огромной территории

от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий.
Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение» и означает абсолютную веру в одного Бога – Аллаха, ниспославшего людям своего пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632).
Божество не поддаётся разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения. «Величайшее украшение человека – знание».

Предметы, связанные с молитвой

Исторические корни и значение культуры ислама. В VII в. На огромной территории от Испании до Индии возникло

Слайд 4«Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»
Коран («чтение вслух»)

– главная священная книга мусульман была создана в VII – VIII вв. Она состоит из 114 глав, так называемых сур, и содержит не только поучения и наставления, но и молитвы, прославляющие Аллаха.

Коран составляет основу мусульманского образа жизни и государственного управления. Он наставляет, что главная добродетель человека – покорность и непоколебимая вера в Аллаха и его пророка Мухаммеда.

Шахада – декларация веры

«Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»Коран («чтение вслух») – главная священная книга мусульман была

Слайд 5«Пять столпов» - это обязанности, которые должен выполнять каждый верующий суннит,

достигший 15 лет (т. е. совершеннолетия). Некоторые мусульманские теологи добавляют шестой столп – джихад (священную войну). Мусульмане – шииты считают столпом также признание Имама.
«Семь основных верований» - это упрощённые компоненты мусульманской веры. Самым важным из них является единственность Аллаха.
«Пять столпов» - это обязанности, которые должен выполнять каждый верующий суннит, достигший 15 лет (т. е. совершеннолетия).

Слайд 6Мусульманское вероучение
В основе исламского вероучения (акида) 7 основ веры:
1. Вера в

Аллаха
2. Вера в его Ангелов
3. Вера в его Писания
4. Вера в его Посланников
5. Вера в Последний день
6. Вера в божественное предопределение добра и зла
7. Вера в воскрешение после смерти

Мусульманское вероучениеВ основе исламского вероучения (акида) 7 основ веры:1. Вера в Аллаха2. Вера в его Ангелов3. Вера

Слайд 7 Пятикратная молитва ( арба. – ас-саум, тюрк – намаз)
Люди, исповедующие

ислам, называют себя мусульманами (арабск. «муслим» - вручившие себя Богу).
Пятикратная молитва ( арба. – ас-саум, тюрк – намаз)Люди, исповедующие ислам, называют себя мусульманами (арабск. «муслим»

Слайд 8Большое паломничество в Мекку (араб. Аль-хадж) Совершается в двенадцатый месяц (зуль-ходжа)

мусульманского календаря.
Большое паломничество в Мекку (араб. Аль-хадж) Совершается в двенадцатый месяц (зуль-ходжа) мусульманского календаря.

Слайд 9Паломничество заключает в себе совокупность ритуалов, важнейшее из которых - обход

Каабы, стояние на Горе Арафат, а также провозглашение единства Аллаха, подчинение Ему, а также выражение Ему благодарности за Его благословения и дары.
Паломничество заключает в себе совокупность ритуалов, важнейшее из которых - обход Каабы, стояние на Горе Арафат, а

Слайд 11Кааба
С утверждением ислама Мекка стала священным городом мусульман. С древности это

была заповедная территория, где запрещалось охотиться, заниматься земледелием, проливать кровь. Вероятно, Мекка выросла из караванной стоянки возле целебного источника Замзам. Около источника было построено небольшое святилище в виде прямоугольной каменной ограды — Кааба. В начале VII в. ее заново сложили из камня и дерева, слои которых чередовались
КаабаС утверждением ислама Мекка стала священным городом мусульман. С древности это была заповедная территория, где запрещалось охотиться,

Слайд 12Шедевры исламской архитектуры
Мечеть Ахмета (Голубая мечеть) . 1609—16 Стамбул, Турция
Своим

названием Голубая мечеть обязана плиткам, по преимуществу голубым, которыми украшен ее интерьер. Строительство мечети началось в 1609 г. по распоряжению султана, которому в ту пору было 19 лет. По преданию, из-за некоторых грехов юности Ахмет хотел умилостивить Аллаха.
Шедевры исламской архитектурыМечеть Ахмета (Голубая мечеть) . 1609—16 Стамбул, Турция Своим названием Голубая мечеть обязана плиткам, по

Слайд 13Мечеть Сулеймание . 1550—57 Стамбул, Турция

Комплекс великой мечети Сулеймание — весьма

сложное сооружение. Это своего рода город в городе, помимо самой мечети, он включает несколько медресе, больницу, приют, кухню, столовую, караван-сарай для гостей, туалеты, фонтаны, поле для игры и отдыха, а также торговые ряды ремесленников. Мечеть Сулеймание носит явный отпечаток влияния Св. Софии Константинопольской. Диаметр купола — 26 м, высота — 53 м. Мечеть имеет четыре минарета (Сулейман был четвертым правителем Стамбула); балконы в общей сумме дают цифру 10, что означает «десятый сын Османа». Каллиграфическая надпись на куполе гласит: «Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — точно жемчужная звезда. Зажигается он от древа благословенного — маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к своему свету, кого пожелает!»
Мечеть Сулеймание . 1550—57  Стамбул, Турция Комплекс великой мечети Сулеймание — весьма сложное сооружение. Это своего

Слайд 14
Мечеть султана Хасана в Каире

Мечеть султана Хасана в Каире

Слайд 15Альгамбра — укрепленная резиденция гранадских эмиров — находится на окраине испанского

города Гранада. Этот уникальный памятник искусства и вместе с тем типичный образец мусульманской «скрытой архитектуры» является настоящей жемчужиной мавританского зодчества.


Альгамбра — укрепленная резиденция гранадских эмиров — находится на окраине испанского города Гранада. Этот уникальный памятник искусства

Слайд 16В центре Дворца львов находится покоряющий соразмерностью и красотой форм Дворик

львов — с фонтаном, окруженным двенадцатью фигурами каменных львов.


В центре Дворца львов находится покоряющий соразмерностью и красотой форм Дворик львов — с фонтаном, окруженным двенадцатью

Слайд 17 Большая мечеть Самарры. Минарет Мальвия . Середина IX в. Кирпич.

Высота 52 м

Минарет Калян . 1127 Кирпич. Высота 45,6 м, диаметр: внизу 9 м, вверху 6 м Бухара, Узбекистан

Большая мечеть Самарры. Минарет Мальвия . Середина IX в.  Кирпич. Высота 52 м  Минарет

Слайд 18Соборная мечеть Биби-Ханым (буквально: Госпожа-повелительница) является выдающимся архитектурным сооружением средневекового Самарканда.


Соборная мечеть Биби-Ханым (буквально: Госпожа-повелительница) является выдающимся архитектурным сооружением средневекового Самарканда.

Слайд 19Медресе Улугбека является одной из древнейших построек самаркандского регистана.
В медресе,

помимо богословия, изучались и светские науки. К чтению лекций были привлечены виднейшие ученые того времени, есть сведения, что и сам Улугбек преподавал в этом медресе. Астрономические таблицы Улугбека вплоть до ХVIII в. считались самыми точными в мире.
Медресе Улугбека является одной из древнейших построек самаркандского регистана. В медресе, помимо богословия, изучались и светские науки.

Слайд 20
Медресе Шир-Дор почти зеркально отражает фасад медресе Улугбека, расположенного на противоположной

стороне регистана. Шир-Дор возведен зодчим Абдулом Джаббаром, о чем на стене здания имеется соответствующая надпись. Основателем медресе был полководец Ялангтуш, посвящение которому весьма искусно вплетено в орнаментальный узор стен
Медресе Шир-Дор почти зеркально отражает фасад медресе Улугбека, расположенного на противоположной стороне регистана. Шир-Дор возведен зодчим Абдулом

Слайд 21Выдающийся памятник архитектуры Индии — мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он был

выстроен Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал, здесь же позже был похоронен он сам. Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд с лучшими памятниками средневековой Индии.
Выдающийся памятник архитектуры Индии — мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он был выстроен Шах-Джаханом в память о любимой

Слайд 22Мечеть Аль-Акса . Первая пол. VIII в. Иерусалим, Израиль

Мечеть Аль-Акса . Первая пол. VIII в.  Иерусалим, Израиль

Слайд 23Мечеть Аль-Акса . Первая пол. VIII в. Иерусалим, Израиль
С мечетью Аль-Акса

связывают предание о знаменитом ночном путешествии Мухаммада. Аль-Акса высится на Храмовой горе, в центре Старого Иерусалима, над Стеной Плача. Именно здесь Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Тут же стоял жертвенник царя Давида, к которому и был вознесен Пророк Мухаммад. Легенда гласит, что однажды, а именно в 621 г., когда Мухаммад в своем доме у Каабы размышлял о пророках, которые оказались чужими в своем Отечестве, перед ним в золотых одеждах явился ангел Джибрил (Гавриил). Джибрил вывел Мухаммада во двор, где их ждал крылатый белоснежный конь Бурак («Блистающий») с человеческим лицом, павлиньим хвостом и огромными крыльями. «Следуй за мной, и твои глаза узрят великое», — сказал Джибрил. В мгновение ока Бурак перенёс Мухаммада в Иерусалим на Храмовую гору. В этих местах, где еврейские цари возжигали свои жертвенники, Мухаммада встретили Авраам, Муса (Моисей) и Иса (Иисус), и все вместе они молились Богу. После молитвы ангелы рассекли Мухаммаду грудь и омыли его сердце. И тогда он увидел в столпе света лестницу, и поднялся по ней к серебряным воротам первых небес... Любопытно, что предание точно зафиксировало время, которое Мухаммад потратил на свое путешествие. Увидев Джибрила, Пророк Ислама вскочил на ноги и уронил кувшин с водой. Когда же он вернулся, успев побывать на семи небесах и предстать пред троном Аллаха, то заметил, что кувшин ещё не успел коснуться пола, и подхватил его... В Коране этому событию посвящен первый стих 17-ой суры: «Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать Ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид аль Акса…»
Мечеть Аль-Акса . Первая пол. VIII в.  Иерусалим, ИзраильС мечетью Аль-Акса связывают предание о знаменитом ночном

Слайд 24Характерные черты изобразительного искусства
Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией

и книжной миниатюрой.

Образец арабской каллиграфии

Характерные черты изобразительного искусстваИзобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой.Образец арабской каллиграфии

Слайд 25Образец почерка насталик
Сура, написанная андалусским почерком . XII в.

Образец почерка насталик Сура, написанная андалусским почерком . XII в.

Слайд 26Сура, написанная почерком куфи

Сура, написанная почерком куфи

Слайд 27Сура, написанная почерком насх

Сура, написанная почерком насх

Слайд 28Арабеска

Арабеска — особый вид орнамента, возникший в мусульманском искусстве. Арабеска

представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов — геометрических фигур или растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты»
Арабеска Арабеска — особый вид орнамента, возникший в мусульманском искусстве. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе

Слайд 29Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами . 1447. Фрагмент
Махмуд

II. Миниатюра . Конец XV в.
Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами . 1447. Фрагмент Махмуд II. Миниатюра . Конец XV в.

Слайд 30Селим II, принимающий сефевидского посла в своем дворце в Эдирне. Миниатюра


Игра в поло. Миниатюра . Середина XVI в. Фрагмент

Селим II, принимающий сефевидского посла в своем дворце в Эдирне. Миниатюра Игра в поло. Миниатюра . Середина

Слайд 31Литература Арабского Востока
Любовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и

турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе.
Её лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.
Литература Арабского ВостокаЛюбовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в

Слайд 32Литература Арабского Востока
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для

меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно! –
Вот последняя правда, открытая мной.

Этот мир - эти горы, долины, моря –
Как волшебный фонарь.
Словно лампа - заря.
Жизнь твоя - на стекло нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.

Мы источник веселья - и скорби рудник.
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик!

Были б добрые в силе, а злые слабы-
Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы!
Если б в мире законом была справедливость -
Не роптали бы мы на превратность судьбы.


Ты едва ли былых мудрецов превзойдешь,
Вечной тайны разгадку едва ли найдешь.
Чем не рай тебе - эта лужайка земная?
После смерти едва ли в другой попадешь ...

Недостойно - стремиться к тарелке любой,
Словно жадная муха, рискуя собой.
Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,
Чем подлец его будет кормить на убой!

Жизнь - мгновенье. Вино - от печали бальзам.
День прошел беспечально - хвала небесам!
Будь доволен тебе предназначенной долей,
Не пытайся ее переделывать сам.

Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

(Омар Хайям)

Перевод Г. Плисецкого

Литература Арабского ВостокаМного лет размышлял я над жизнью земной.Непонятного нет для меня под луной.Мне известно, что мне

Слайд 33Использованы материалы
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII

века. 10 кл. М. Дрофа. 2007.
Коллекция: мировая художественная культура. Материалы сайта – www. school. еdu. ru

Использованы материалыДанилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. М. Дрофа. 2007.Коллекция:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть